как изгадить жизнь человека

Feb 19, 2018 01:18

на самом деле, способов бессчетное количество, но я сейчас про "детскую травму".

в силу своего нынешнего положения (у меня образовался некоторый избыток свободного времени) хожу на курсы для беременных. они мне не нужны, просто скучно по вторникам. курсы ничего такие, терпимые. к сожалению, темы не объявляют заранее, и в прошлый раз я попала на психологическую - чё-то там психология отношений матери и новорожденного. как матери вести себя в 1й год жизни. рассказывала женщина, не имеющая достаточной квалификации (социальный педагог + консультант ГВ), однако всё было сносно, я сидела молчала в тряпочку. и - наматывала на ус. обнаружила, что я сама могу немало рассказать, скажем так, об обратной стороне вопроса. например, а что бывает, когда мать ведет себя не правильно. или - крайний вариант - ее нет. фишка в том, что действительно есть неправильное. не просто "я так считаю", "это мой стиль воспитания", "меня так научили" и тд. есть вещи, которые на самом деле нельзя делать. ну, разумеется, если мать не желает зла своему ребенку. обычно считается, что не желает. так вот.

спустя почти 70 лет - наконец-то! - теория привязанности вытесняет с отечественных просторов реально фашистскую теорию доктора Спока о том, что "нельзя новорожденного приучать к рукам". тем не менее, это происходит 1. очень медленно 2. встречает активное сопротивление самих мам и бабушек.у меня есть мнение, почему так происходит, но это мнение очень грубое. если кратко и мягко, это - тупая ревность и отсутствие мозгов низкий интеллект основной части населения. меня не любили - ну, и я не буду. как-то так. для тех, кто очень далек от вопроса, поясню: жил-был дяденька, который считал, что ребенок (младенец!) манипулирует родителями, и позволять этого нельзя. конкретно: орет младенец - пусть орет, надо уйти и заниматься своими делами, а вот спустя три часа, или когда мать решила его кормить, можно подойти. никаких рук. никакой титьки когда он захочет. а то сядет на шею. звали затейника Бенджамин Спок. насколько мне известно, кроме как на просторах нашей с вами родины, больше нигде в мире его идеям не сочувствуют. они были подвергнуты жесткой критике, а после опровергнуты экспериментально, причем не единожды и представителями разных школ психологии, даже психоаналитической, уж на что ретрограды. но нашим согражданам, холодным, подозрительным и невротичным после десятилетий выживания в СССР, мысли о злобной расчетливости новорожденных приглянулись. да так, что до сих пор в большом почете. а теперь - о том, что бывает с тем, кого так "воспитывали".

как телесно-ориентированный практик я много чем занималась. в частности, воссозданием акта рождения, первого года жизни и тд. почему это возможно: мышечная память + лимбическая система. в отличии от неокортекса, она ничего не забывает, тк от ее "памяти" зависит выживание человека как биологического вида, и у нее всё просто: есть только + и -, либо удовольствие, либо опасность. лимбический мозг - это ваши эмоции, а они (как следует из самого названия) связаны с движением. схема проста, как огурец: через движение можно воссоздать эмоцию, через нее - развернуть воспоминание. обратный путь так же возможен. это как замочная скважина, ключ вставляется с обеих сторон. случай из практики: женщина, 26 лет. при воссоздании младенческого периода (возраст до 3х месяцев) впадает в реактивный психоз. после завершения сессии она в течение еще нескольких часов находится в прострации, способна только плакать. спустя недели(!), когда состояние стабилизировалось и состоялся разговор по итогам прожитого, свой опыт она резюмировала следующим образом (в скобках мой комментарий): "я лежала на спине, пыталась поднять голову, но не могла (в силу раннего возраста не слушались мышцы шеи), я не могла пошевелиться (тугое пеленание), звала на помощь (кричала), но меня никто не слышал. я решила, что все вокруг умерли, я осталась одна. но потом я увидела мать и бабушку. они ходили рядом, смотрели на меня и мимо и уходили, ничего не делая. и тогда я поняла, что это я умерла, иначе почему они меня не слышат". что в итоге. у нее в анамнезе более двадцати лет панических атак, патологический страх смерти, невозможность устанавливать близкие отношения, глубокая депрессия, не успешность в работе - тк человек не видит своего места в мире, глубочайшая ипохондрия, постоянные трагические ожидания, бессонница, пищевое расстройство. признаться, тк время уже прошло, я не всё детально помню, может, еще что-то было. но и перечисленного для одной молодой женщины - более чем. и когда вот этот кусочек детских воспоминаний встал в паззл картины ее жизни, по крайней мере, закрылся вопрос "почему" (тк объективных причин для столь плачевного внутреннего состояния не было, молодая, красивая, умная, состоятельная): с одной стороны, человек всю жизнь уверен в своем тотальном одиночестве: близких нет, они умерли, что ни делай - никто не поможет, ты обречен. с другой, он уверен и в собственной смерти: посыл "тебя не существует", переданный через действия близких людей, стал определяющим для дальнейшей жизни.

лимбический мозг ничего не забывает. то, что расценивается как угроза выживания, остается с нами навсегда. новорожденный погибнет без матери - или лица, которое ее оперативно заменит, если с ней что-то случилось. и он приспособлен для выживания с первых секунд появления на свет. тут и рефлексы, и, конечно, крик. но и в организме взрослых всё: гуморальная регуляция, возбудимость мозга в ответ на сенсорные раздражители, - направлено на поддержание жизни младенца. подчеркну: любого младенца. реакция здорового человека на крик, на запах, даже на форму головы ребенка, с биологической точки зрения, однозначна: забота. несомненно, у только что родившей женщины она выражена сильнее, но в разной степени она есть у всех, хоть у троюродного дедушки, хоть у прохожего. если ее нет или она патологична, сожалею, этот взрослый нездоров, и это не к психологу, это к психиатру. ребенок зовет - взрослый отзывается. точка. это естественно. это вообще, как мне кажется, самая естественная, самая простая в мире вещь. даже в нашем уродливом обществе: стоит ребенку заплакать в общественном месте, тут же сбегается толпа прохожих (часто с агрессивными советами): это инстинкт в действии, они правда не могут игнорировать его сигнал. этап сверхблизкой связи (так называемое донашивание, или четвертый триместр) длится примерно три месяца, и в них мать и новорожденный должны быть вместе. не так уж и долго, вполне можно потерпеть, потом ребенок, насытивший чувство безопасности, будет отпускать мать всё дальше и дальше. что делают последователи Спока: они оставляют младенца в отчаянии, которое он никогда не сможет преодолеть. мир всегда будет для него темным и опасным местом, где нет любви и радости, где всюду подстерегает смерть. сперва он будет капризным и болезненным ребенком, потом депрессивным подростком, потом несчастным взрослым. зато его мать отстоит свое право кормить по часам и не брать "манипулятора" на руки. неплохая сделка, не так ли? ну, и в качестве эксперимента, вспомните своих депрессивных знакомых, особенно кому за 30 и больше, вспомните, когда сами в последний раз были по-настоящему счастливы (и были ли вообще), вспомните, чего ждете от жизни - не постоянного ли удара в спину? - возможно, причина этого глубже, чем кажется.

дети, психо, дурдом

Previous post
Up