Make it differently up!

Apr 13, 2018 10:26

С удивлением узнала от видеоблогера lenski_beauty, что, оказывается, в Штатах мейк белого человека с попыткой закоса под чернокожего, индейца или азиата считается проявлением расизма и таковым же считается маркетинг коллекций, в которых используются какие-то узнаваемые культурные коды, мотивы и орнаменты разных рас или национальностей. По этой причине косметические марки, себе это позволяющие, подвергаются критике, гонениям и бойоктам со стороны влиятельных медиа-персон в бьюти-индустрии и около нее.

Это хороший пример, чтобы проиллюстрировать, откуда берется разница в восприятии нами их, а ими - нас. Одна из многих.

Смешно? Вообще-то, не очень, потому что американцы не понимают, что это для внутреннего употребления, не для других.

В России, например, не было истории расизма в отношении чернокожих. Мы себе рабов не транспортировали с африканского континента.  Те редкие люди из Африки, которые тут случайным образом появлялись, становились главными инженерами русской армии, получали поместья от императоров и женились на аристократках, а их потомки преобразовывали наш старый и создавали наш современный язык, на котором мы до сих пор разговариваем, и становились нашим всем, собс-но, потому имеем сегодня русский рэп. Петру Первому не приходило в голову считать Ганнибала животным, он точно знал, что этот чернокожий мальчик - человек, способный к обучению ничуть не в меньшей степени, чем любой местный русоголовый мальчишка.
Если кто-то себе сделает макияж или стрижку "под Пушкина", кому тут в голову придет, что это расизм?

Для нас это абсурд. Разумеется, бытовая ксенофобия в России есть, как в какой-то мере она есть везде, но она является следствием обычного социального невежества и физиологического страха перед "чужим".
Она не имеет воплощения в реальной истории подавления и эксплуатации на основании цвета кожи. У нас если чужаков гнобили, то обычно по религиозному признаку. Как покрестился, так сразу и свой.
Все эти коллажи Обамы с бананами это примерно того же сорта вещи, как изображения Путина в виде спрута или русских в обнимку с бутылками водки. Это проявления ксенофобии, безусловно, но это не отображение того, что русские считают чернокожих действительными недолюдьми, как и не того, что американцы считают таковыми русских.

Попробуйте объяснить это американцу, одержимому идеями борьбы за все хорошее. Для него все это не абсурд, у чего есть реальные тяжелые исторические и социальные причины. Он действительно может этим обидеть или обидеться на.
Но, ведомый чувством исторической вины, помноженной на представление о мессианской роли американцев в насаждении идей добра и света, он склонен выглядывать признаки расизма за забором, поэтому совершенно естественные там вещи американцем будут восприниматься как имеющие тот самый подтекст. Он, глядя оттуда на нас, будет считать нас проявляющими низменные стороны человеческой натуры, "плохими парнями", которые склонны унижать других по расовому признаку. И будет свято убежден, что даже если мы это не намеренно, то это все от нашего невежества, нам просто надо как следует объяснить.

Потому что он точно знает, что правильно, а что - нет, расизм это абсолютное зло и должно быть искоренено везде, даже в косметике.
Нельзя сказать, чтобы он был в этом так уж неправ, со своей колокольни глядя.
Это только люди, которые не читали в школе "Хижину дяди Тома", могут счесть такую реакцию гипертрофированной или свидетельствующей о тупости американцев. Может быть, кто-то помнит фильм "Цирк" - "У этой женщины черный ребенок!" - как меня, маленькую, тогда это возмущало, я действительно начинала плакать от злости на этом моменте. Для советского ребенка персонаж фон Кнейшица был символом дистилированного бесчеловечного скотства.
Но так у них было, и это было не в кино. Было и много хуже. Эта рана глубиной в столетия все еще не заросла.
Они искренне стремятся открыть глаза другим, чтобы этого зла больше не существовало.
Вот до такой степени, да.

Что нужно бы нам понять на этом простом примере, что наша склонность воспринимать других через призму собственного исторического опыта это очень плохой помощник в налаживании диалога и понимании причин поведения представителей других культур.
Реакция, которая нам кажется странной и абсурдной, в другой системе координат может быть вполне оправданной.
Если бы мы сами понимали этих ребят лучше, возможно, мы бы тоже как-то поизящнее и более успешно научились от них добиваться того, что нужно и выгодно нам самим.
Мы традицонно гордимся тем, что мы умеем объединять и сохранять индивидуальные характеристики других культур без разрушения их идентичности.
Стоило бы пользоваться этим ценным навыком и в дипломатических целях в том числе.
А главное, что стоило бы понять, что наш навык это следствие нашей эволюции, нашего собственного пройденного исторического пути, и пытаться ждать или требовать его наличия у американцев было бы так же абсурдно, как пытаться требовать от русских усмотреть расизм в наклеивании пушкинских бакенбардов.

шкурный вопрос, наномысли наномозга

Previous post Next post
Up