http://belwesti.ru/15.8.13-17362.htmlОпубликовано: 15.08.2013
«В основе - щепкинские традиции, а дальше - новые идеи, новые формы,
различные школы и направления!» - таково творческое кредо художественного руководителя Белгородского драмтеатра Виктора Слободчука
14 августа. Губернатор Евгений Савченко поздравляет Виктора Слободчука с юбилеем14 августа исполнилось 70 лет художественному руководителю Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина Виталию Слободчуку. В этот день труппа театра представила спектакль, рассказывающий о жизни Виталия Ивановича. Юбиляра поздравили губернатор области Евгений Савченко, председатель областной Думы Иван Кулабухов, мэр Белгорода Сергей Боженов.
Отмечая заслуги Виталия Слободчука, глава региона, в частности, отметил: «Он восторгает, он восхищает всех, удивляет. Спасибо вам, низкий поклон за те традиции и вечные ценности, которые вы пропагандируете на Белгородчине. Вы - настоящий руководитель настоящего русского театра».
…На экране - три цифры: 70, 50, 40. Эта триада знаменует важные даты жизни Виталия - нет, всё же Виктора (тайну двойного имени раскроем чуть позже) Слободчука: 70 лет со дня рождения, 50 лет работы в сфере культуры и искусства Белгородчины, 40 лет служения Белгородской драме. Юбилейный вечер в БГАДТ имени М.С. Щепкина (автор сценария - заслуженный работник культуры РФ Людмила Кондратьева, режиссёр - Игорь Ткачёв) зримо представил публике этапы большой судьбы, был отмечен торжественно высокой и в то же время проникновенно нежной интонацией...
Ах, эта интонация! Любимое слово Слободчука - скрипача, тонко чувствующего правду и фальшь на сцене и в жизни; обладающего невероятным чутьём на «своих» людей, тех, кто созвучен строю его мыслей и чувств; следующего своей интуиции, которая каждый раз, словно мелодия музыканта, непременно выводит на правильную дорогу, к звучной и яркой коде.
И такие же звучные, яркие, убедительные, как музыкальные аккорды, - профессиональные и жизненные постулаты руководителя щепкинцев: «Театр должен быть разным!», «Действуй на опережение!», «Режиссёр всегда прав!», «Не прячься за партнёра!», «Результат всех помирит!»... И самый главный: «Театр начинается с актёра и заканчивается актёром. Режиссёр в театре - Его высочество. И есть только одно Его величество - актёр!»
Не случайно своё выступление на юбилейном вечере Виктор Иванович завершил словами монолога Пигмалиона из щепкинского спектакля «Куклы»:
Театр... Он принадлежит актёрам -
Живым, из плоти, крови, нервов...
И только им!
Театр, куда приходят люди, как в храм,
Чтоб испытать невиданные страсти,
Давно, быть может, забытые
В наше механистическое, кукольное время...
…За годы своего служения театру Виктор Иванович вырастил четырёх народных и десять заслуженных артистов России, привёл белгородский театр к званию академического. И точкой ускорения в движении театра к новым творческим горизонтам стал в 1988 году Первый Щепкинский фестиваль. Он всколыхнул Белгород, обратил на себя внимание Москвы и всей театральной России, а семь последующих фестивалей подтвердили статус нашего города как одного из театральных центров страны.
Участие труппы в 35 международных и всероссийских фестивалях закрепило этот почётный титул. Но по-прежнему каждый фестивальный спектакль, каждое центробежное движение Белгородской драмы начинается с творческого импульса художественного руководителя. Именно потому к званиям и государственным наградам Виктора Ивановича можно добавить все фестивальные достижения щепкинцев. И главные из них - Серебряная медаль Международных Дельфийских игр (Москва); Гран-при XI Международного театрального фестиваля «Белая вежа» (Брест); Серебряный и Золотой витязи международных театральных форумов «Золотой витязь» (Москва); Гран-при (хрустальная шапка Мономаха) Всероссийского фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» (Владимир); Серебряный приз Федерального театрального форума «Театральный Олимп» (Сочи); первая и вторая премии Центрального федерального округа «За достижения в области театрального искусства»...
«В основе - щепкинские традиции, а дальше - новые идеи, новые формы, различные школы и направления!» - таково творческое кредо Виктора Слободчука. Следуя ему, он приглашает на постановки известных мастеров отечественной режиссуры и сценографии разных школ и направлений. О спектаклях щепкинцев пишет российская театральная критика, называя театр примером высокой культурной провинции; отмечая, что коллектив бережно хранит традиции русской театральной школы и в то же время открыт для поиска и эксперимента; называя белгородскую труппу одной из самых профессиональных, красивых и сбалансированных по актёрским амплуа...
Слободчук всю жизнь учится, учится и учится - Театру. Это сегодня мы имеем театр высокого достоинства, высоких правил, один из лучших театров России по технической оснащённости, по уровню профессионализма цехов. Это сегодня спектакли идут при аншлагах, и нередко о билетах нужно позаботиться за месяц-другой до представления. Это сегодня театр окружён аурой зрительского внимания, интереса, любви... А когда-то и мечтать о подобном было невозможно!
В феврале 1973 года сегодняшний заслуженный деятель искусств России, заслуженный работник культуры России, почётный гражданин г. Белгорода, обладатель звания «Лучший менеджер России», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медали «За заслуги перед землёй Белгородской» I степени, ордена Дружбы, а тогда молодой перспективный директор Белгородского театра кукол Виктор Слободчук, до того отлично зарекомендовавший себя в организации учебной и творческой деятельности музыкальных школ районов области, был направлен партией в самое проблемное учреждение белгородской культуры - драматический театр пребывал буквально в полуразваленном состоянии. Начинать приходилось с элементарных вещей, как то наведение порядка и укрепление трудовой дисциплины. Да не горлом брать, не кулаком по столу стучать, а личным примером показывать, как надо. На спор с рабочими сцены: кто быстрее смонтирует декорации - слабо?! Слободчук тогда вышел победителем...
Да разве только тогда! А когда театр приезжал на гастроли в чужой город, где о нём никто ничего не знал? Слободчук по ночам расклеивал афиши белгородского театра, а утром шёл на планёрку к городскому начальству, потом - на встречи в трудовые коллективы, рассказывал, убеждал, агитировал... И собирал публику. А когда понял, что зашёл в тупик, что ему, музыканту и выпускнику филфака, остро не хватает профессиональных знаний о театре, в 40 лет поступил на Высшие курсы ГИТИСа для руководителей театров.
«Талант даётся при рождении, а развивается в движении» - это ещё одно правило Слободчука, не по учебнику выученное, а собственной жизнью выстраданное. И потому он смело отправляет птенцов гнезда своего учиться в Москву на режиссуру... В них он верит, в них видит продолжателей дела, которому посвятил свою жизнь, на них возлагает надежды...
Так, наверное, поверили когда-то в Виктора Слободчука и его учителя, которые разглядели в мальчишке из белгородского предместья не только музыкальный талант, но и недюжинный характер, силу воли. Эти качества помогли ему выстоять, защищая себя и свою скрипку на хулиганских Песках, эти же качества помогли ему построить свой замок - Театр - не из песка!
…И обещанная развязка тайны имени. По документам Слободчук - Виталий, по жизни - Виктор. Дело в том, что Виталием его назвала мама в память об умершем другом сыне. А соседские бабы стали её пугать: «Нехороший это знак. Зови его лучше Виктором!» С тех пор Виталий-Виктор живёт за двоих и пашет тоже за двоих. И оба имени ему - к лицу. Ведь Виталий происходит от латинского vita (жизнь) - и жизнелюбию Слободчука трудно не позавидовать! Ну а Виктор, всем известно, - победитель. И попробуйте с этим поспорить!
Наталья ПОЧЕРНИНА. Фото Михаила МАЛЫХИНА