Ситуация такова, что приходится объяснить решение жюри I Фестиваля современного театрального искусства «Рассвет». Постараюсь это сделать.
Изначально фестиваль задумывался (на встрече с депутатом Областной думы, председателем Белгородского отделения СТД РФ, художественным руководителем БГАДТ имени М.С. Щепкина В.И Слободчуком) как панорама спектаклей независимых, частных молодёжных любительских театров. Тогда же Виктор Иванович выдвинул предложение, что по результатам фестиваля эксперты выберут спектакль (или два), чтобы представить их в программе фестиваля «Актёры России - Михаилу Щепкину», обсудить проблемы современного любительского движения с российскими театральными критиками. Не предполагалось, что отбор будет проходить в результате конкурса - просто экспертам будет доверено отобрать спектакли, по их мнению, наиболее интересные, показательные с точки зрения развития современного любительского театра.
На первом этапе фестиваля, который получил название «Рассвет», мы и увидели работы независимых театральных трупп - таких, которым ещё совсем недавно негде было репетировать, показывать свои спектакли. И здесь нужно от всей души поблагодарить начальника управления культуры Белгородской области Сергея Ивановича Курганского, который помог нескольким театрам решить проблемы с репетиционными помещениями.
Ко второму этапу фестиваля круг его участников расширился - в него вошли также и театры ДК, учебных заведений. Среди последних оказались детский музыкальный театр ДШИ г. Белгорода и учебный театр БГИИК. В принципе, на этом можно было бы поставить точку, и никакого дальнейшего отбора не проводить. Потому что абсолютно понятно: профессиональный уровень этих коллективов не сравним с остальными участниками фестиваля.
Когда смотришь, как профессионально работают в музыкальной сказке «Красная шапочка» и детский, и взрослый составы спектакля, как прекрасно поют, двигаются, взаимодействуют друг с другом и с публикой актёры музыкального театра, понимаешь: за этим стоит огромный труд режиссёров, педагогов по вокалу и хореографии. И, конечно же, возможности уникального для Белгорода детского коллектива, работы которого с восхищением принимают на российских и международных фестивалях музыкальных театров.
Учебный театр «Новая сцена» Белгородского государственного института искусств и культуры со спектаклем «Гарнир по-французски, или Играем в дружную семью» показал настоящий мастер-класс для любительских театральных коллективов! Артисты «Новой сцены» словно окатили публику пенящимся, искристым, игристым французским шампанским. Типичную комедию положений они разыграли с искромётным юмором, невероятной лёгкостью, пониманием жанра и умением работать в нём. И надо отдать должное режиссёрам Ольге и Константину Михайловым (Константин, кстати, блестяще исполнил в спектакле одну из ролей): они придумали любопытное «обрамление» комедии, рисующее предысторию отношений героев и то, что произойдёт с ними после финала. Этот режиссёрский ход придаёт несколько легковесному и фривольному сюжету не то чтобы глубину, но острую щемящую интонацию.
Эти коллективы, открывавшие и закрывавшие программу «Рассвета», бесспорно, украсили фестиваль своим присутствием, и зрители получили огромное удовольствие от их спектаклей. Впрочем, не только зрители - я, например, как член экспертного жюри с большой театральной радостью следила за событиями «Красной шапочки» и «Гарнира по-французски».
Так почему же тогда выбор экспертов пал на «Зиму» театра-студии «Велосипед»? - задают мне вопросы зрители и коллеги. Потому что у этого спектакля есть немало достоинств. Опыт сценического освоения драматургии Евгения Гришковца, отмеченной узнаваемой, очень личностной авторской интонацией, показался экспертам «Рассвета» весьма интересным. В спектакле Елены Власовой эстетика детского утренника причудливым образом соединяется с атмосферой театра абсурда, а игра с предметами и пластическое решение многих сцен напоминают о театре кукол, в котором, собственно, руководитель «Велосипеда» и работает. Но, конечно же, не будь в этом спектакле талантливого дуэта актёров-любителей Владимира Половнёва и Павла Федорченко, не было бы и самого спектакля. Они так органично «присваивают» текст Гришковца, убедительно и достоверно «проживают» его на сцене, окрашивают мягким юмором и, кажется, личными воспоминаниями детства и юности, что для происходит полное слияние актёров с их героями. У спектакля есть недостатки - разумеется. Не всегда удаётся артистам выдержать ровное дыхание спектакля, где-то во второй половине его начинает заметно провисать темпо-ритм, действие тормозит... Не совсем прозрачным для меня оказался и финал спектакля, я не прочувствовала его трагизма... Но мы не выбирали «идеальный», «совершенный» спектакль (таковых не существует в природе), мы выбирали спектакль, повторюсь, наиболее интересный, показательный с точки зрения развития современного любительского театра, спектакль, в котором есть что обсудить, есть о чём поспорить.
На мой взгляд, на фестивале «Рассвет» нет побеждённых, а вот победителями являются все участники этого праздника. Потому что мы доказали, что на Белгородчине есть замечательные любительские театры. Они живут, работают, дарят радость своим зрителям. Они достойны того, чтобы о них знали. С победой театра, дорогие зрители и уважаемые коллеги!
С надеждой на понимание
Наталья ПОЧЕРНИНА,
член экспертного жюри «Рассвета»,
член Союза журналистов и Союза театральных деятелей России.