Feb 21, 2012 14:45
Речь в Определении ВС от 25 сентября 2001 года
идет о Конституции Республики Саха (Якутия), и в частности о ст.67.
"Таким образом, следует признать, что положение ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия), установившее запрет на избрание одного и того же лица на должность Президента Республики более двух раз, не противоречило и не противоречит законодательству Российской Федерации, в связи с чем сохраняет юридическую силу.
Более того, такое регулирование соответствует принципиальным положениям, определяющим на федеральном уровне избрание главы государства. Так, запрет на избрание одного и того же лица Президентом РСФСР более двух раз был установлен ст. 121.2 Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции от 24 мая 1991 г.), а Президента РФ - ст. 81 ныне действующей Конституции РФ".
Со вступлением в действие Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принятого 22 сентября 1999 г. (после вступления в силу Конституции Республики Саха (Якутия), в его п. 5 ст. 18 было установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
В связи с этим возникла необходимость приведения Конституции Республики Саха (Якутия) в соответствие с указанным Федеральным законом в части порядка исчисления этих сроков - они должны исчисляться подряд.
Однако, удовлетворяя заявление прокурора и граждан П. и А. о признании противоречащим федеральному законодательству второго предложения ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) в полном объеме, суд не учел, что положение Конституции Республики Саха (Якутия) о количестве сроков (не более двух), на которые может быть избран Президент Республики Саха (Якутия), и после принятия указанного выше Федерального закона сохраняет силу.
В то же время в части порядка исчисления этих сроков имеется несоответствие пункту 5 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому они исчисляются подряд."
При этом Верховный суд как раз и указал, что все несоответсвие ст.67 Конституции Саха и ФЗ 18 состоит лишь в слове "подряд". То есть в части ограничения занятия должности Президента "двумя сроками" никакого несоответсвия нет, и статья "сохраняет силу", а вот в порядке исчисления этих "двух сроков", указано, что они (эти два срока, а не что либо еще) как раз и должны исчисляться "подряд".
Поэтому тогда в 2001 году для Верховного суда не было никакого вопроса, что же означает слово "подряд" в Фед. законе или Конституции. Оно означало только то, что "два срока", являющиеся "конституционным пределом" для одного лица, должны исчисляться только "подряд". Ни о каком другом "подряд" или "не подряд" речи вообще в те времена не шло.
Верховный суд