Сбой

Jun 09, 2010 21:48


Смотрю канал "Моя планета", документальный фильм о чуме и её истории. В частности, о том, как экспериментировали с этим делом японцы (конечно, википедия - не источник, но на худой конец сгодится и она).

Я, как что-нибудь такое узнаю (скажем, о том, каковы были лагеря военнопленных у японцев, или о массовых убийствах китайцев и других собратьев- ( Read more... )

Leave a comment

pochep June 12 2010, 22:04:20 UTC
Насколько я знаю, ни античная культура, ни ни доисламский Иран, ни доколумбова Америка не рассматриваются теми, кто хоть сколько-нибудь всерьез этим интересуется, в оценочных категориях. И это, с моей точки зрения, единственно культурный подход к культуре. Скажем, в Древнем Риме существовали гладиаторские бои, а в Древней Греции их не было. Станете ли Вы на этом основании утверждать, что римская культура была "хуже" греческой? Не думаю. Как не думаю, что вообще бывают "плохие" и "хорошие" культуры. Каждая культура - это некая уникальная органическая целостность в ряду других, и только с этих позиций может быть адекватно понята ее внутренняя структура. Все остальное - мимо цели. Иной вопрос - какая культура нам ближе, какая созвучнее той культуре, в пространстве которой находимся мы сами. И здесь настроенность на другую культуру, чуткость к ней, способность к тому, что Достоевский называл "всемирной отзывчивостью", - благо, а противоположный подход - зло, поскольку ведет к вражде и разрозненности между народами. Вот почему ( ... )

Reply

buyaner June 13 2010, 21:32:31 UTC
Я, в свою очередь, признателен Вам за этот разговор и тон, в котором он ведётся. Правда, у меня возникло ощущение, что Вас он несколько утомил. Позволю себе, тем не менее, уточнить некоторые моменты - не с целью оставить за собою последнее слово, а исключительно из дотошности (надеюсь, Вы меня простите ( ... )

Reply

pochep June 13 2010, 22:24:28 UTC
Прежде всего хочу Вам сказать, что интересный мне разговор по определению не может быть для меня утомительным. Так что на этот счет, пожалуйста, не беспокойтесь. Но чем больше мы переписываемся и чем больше важных мыслей, с которыми я согласен или не согласен, Вы формулируете, тем сильнее у меня ощущение, что в этом ЖЖ-шном формате мы не сможем сколько-нибудь всерьез обсудить то, что хотелось бы обсудить. Поэтому не сочтите за уклонение от темы то, что я не буду впрямую отвечать на все, о чем Вы написали. Скажу по необходимости кратко о том, что кажется мне главным ( ... )

Reply

pochep June 14 2010, 10:09:58 UTC
Еще несколько слов вдогонку ( ... )

Reply

buyaner June 14 2010, 16:07:23 UTC
Не могу не согласиться с Вами в том, что касается ЖЖ-шного формата и связанных с ним ограничений (хотя мне грех жаловаться - если бы не этот формат, возможность общения для меня свелась бы к минимуму). В любом случае, ясно, что, если мы и смотрим на некоторые вещи под разным углом зрения, в неких принципиальных моментах наши позиции вполне совместимы. Кстати, как Вы, наверное, догадались, японская культура меня глубоко трогает, и, именно в силу этого обстоятельства, я не могу абстрагироваться от некоторых её специфических особенностей. Мне кажется, один из её крайне ценных (в частности, для нас) уроков состоит в том, что, заимствуя извне - не технические новшества, а сам фундамент культуры - и при этом прекрасно отдавая себе в этом отчёт, - можно создать нечто поистине самобытное и, в некотором смысле, совершенное. Впрочем, это уже совсем не по теме ( ... )

Reply

pochep June 14 2010, 19:32:52 UTC
Об инстинкте. Прожить без него и вправду мудрено. Но разрушительные инстинкты - это как раз то, что преодолевается или по крайней мере вытесняется если не культурой, то цивилизацией (культура в какой-то своей части может и играть на таких инстинктах). А иначе все мы давно уже перегрызли бы друг другу горло ( ... )

Reply

a_bugaev June 14 2010, 21:16:50 UTC
Что же в таком случае мешает Вам смотреть на "сталинизм" как на своеобразную культуру, воспринимать ее как уникальную органическая целостность в ряду других? и с этих позиций пытаться адекватно понять ее внутреннюю структуру? Но вы ведь крайне отрицательно относитесь к попыткам отстраненно-аналитического рассмотрения этого периода.

Reply

pochep June 14 2010, 22:07:18 UTC
Удивляюсь, почему этот вопрос не был задан мне раньше, хотя ответ на него очевиден. Нужно различать национальные культуры и политические режимы. Если культуру можно уподобить живому организму (а живые организмы не бывают "хорошими" или "плохими"), то политические режимы, как и идеологии, из которых они вырастают, могут и должны подвергаться жесткой оценке и меняться или даже уничтожаться, если они бесчеловечны, как были, например, уничтожены полпотовский и гитлеровский режим и поставлены под запрет те идеи, на которых они основывались ( ... )

Reply

a_bugaev June 15 2010, 09:50:00 UTC
Да, ответ тоже вполне ожидаемый, но он вызывает дальнейшие вопросы. В частности, как провести границу между режимом (и идеями, на которых он основан) - и культурой, в поле которой возобладали эти идеи и сформировался этот режим? Если не сводить культуру к искусству, то придется рассматривать и специфический этос (о чем тут уже говорилось применительно к Японии), политические и военные традиции и т.д.

Reply

pochep June 15 2010, 17:44:28 UTC
А не надо проводить границу между вещами по природе своей совершенно разными. Хотя, конечно, политический строй, политическая культура - это тоже часть культуры, понятой в широком смысле слова. Но я не вижу, в чем здесь проблема.
Вот Свифт, когда писал своего Гулливера, то сводил в нем счеты с какими-то - в том числе политическими - идеями своего времени и какими-то современниками. Однако это отсеялось, как шелуха, и интересно разве что узким специалистам, а его сочинение осталось в вечности, адресовано нам. Нормально.
Что до специфического этоса советских времен, то о нем дают представление и художественные произведения, и такие, например, нехудожественные тексты, как дневники Чуковского или письма современников той эпохи, хотя бы наших родителей, и рассказы людей, помнящих, как это было (теперь они в основном поумирали, но мы-то с вами родились не вчера, и было время порасспросить, послушать). Так что не понимаю, в чем проблема.

Reply


Leave a comment

Up