Nakamichi Dragon - это одна из самых легендарных кассетных дек. Самой главной ее особенностью было применение системы NAAC - автоматической корректировки азимута головки.
Хоть я в последнее время отошел от кассетных дек в сторону катушечных магнитофонов, но не могу не признать, что качество звучания топовых кассетных дек с их скоростью 4.76 см/с и шириной ленты 3.81 мм вместо 6.3 мм не уступало бытовым катушечникам на скорости 19.05 см/с. Все дело в том, что качество магнитных лент для кассетных магнитофонов несравненно лучше, чем для катушечных. Технологии катушечных лент остановились на рубеже 70-х..80-х годов, а кассетные ленты продолжали развитие. Была попытка сделать новое поколение катушечных лент (так называемые ленты EE), но они продержались на рынке совсем недолго и ушли вместе с самими катушечными магнитофонами, место которых заняли кассетные деки. Катушечники могут конкурировать с хорошими кассетными деками разве что на скорости 38.1 см/с и с форматом записи 2 дорожки на всю ширину ленты. Но это совсем не бытовой формат. Другое дело, что катушечники намного зрелищней, за что я их и люблю.
Система NAAC использовала специальную головку, один канал которой был разделен на две части. Измерялся фазовый сдвиг между этими половинками, на основе чего формировалось управляющее напряжение для электродвигателя, который поворачивал головку.
Подобная система была еще лишь в одной деке - Marantz SD930. Но там использовался другой тип привода головки - пьезокристалл.
Но эта дека почему-то не стала такой легендарной, как Nakamichi Dragon. В свое время Dragon стоил весьма порядочно. Надо сказать, что сегодня его цена за б/у аппарат мало отличается от той цены за новый. Правда, мировые валюты за это время успели подешеветь в результате инфляции.
Симптомы у аппарата были следующие: ведущие валы пытались раскрутиться, но через некоторое время останавливались. Здесь применяются два отдельных прямоприводных двигателя, каждый на свой ведущий вал. Это очень редкое решение, встречается буквально в считанных аппаратах. Обычно второй маховик приводится через пассик.
Каждый двигатель имеет свой тахогенератор, выполенный в виде катушки, сердечник которой имеет зубчатый венец. В центральной части катушки расположен постоянный магнит.
В маховике имеется ответный зубчатый венец с внутренними зубьями, выполненный из ферромагнитного материала. При вращении маховика меняется сопротивление магнитной цепи, в результате в катушке наводится ЭДС. В таком датчике все зубья по окружности работают одновременно, в результате погрешность их изготовления практически не влияет. Такой датчик имеет очень низкий фазовый шум выходного сигнала.
Снизу в маховике имеется многополюсный магнит.
Он взаимодействует с обмотками статора, расположенными на отдельной плате, которая установлена на стальной пластине. На этой же плате установлены датчики Холла, которые используются для формирования синусоидального тока питания обмоток.
Для управления двигателями служит отдельная плата.
Dragon вместе с закрытым трактом имеет еще и реверс, что делает управление ведущими двигателями еще сложнее. Для каждого из направлений надо выдерживать заданную разность окружных скоростей валов, чтобы обеспечить номинальное натяжение в рабочей зоне. Диаметры валов здесь разные (2.5 и 3 мм), это сделано для «размывания» спектра детонации. Число полюсов тахогенераторов в сервис-мануале не указано, скорее всего, их 150 для вала 3 мм и 125 для вала 2.5 мм. Интересно, что при реверсе окружная скорость подающего вала остается постоянной (частота тахогенератора поддерживается 755 Гц), в то время как для принимающего вала она зависит от направления движения ленты и составляет +0.2% (756.5 Гц) или +0.4% (758 Гц). Это говорит о том, что разработчики компенсировали упругое скольжение на принимающем валу, а на подающем оно близко к нулю. Вообще, работа закрытого тракта всегда вызывает споры, нет литературы с количественным описанием процессов, особенно для кассетных ЛПМ.
Виноватой здесь оказалась обмотка одного из тахогенераторов. В ней обнаружился обрыв.
Сняв изоляцию, под микроскопом место обрыва удалось найти. Оно оказалось рядом с выводом. На фото обмоточный провод немного отогнут, чтобы обрыв был виден более явно. В реальности зазор там был микроскопический, почти незаметный.
Вывод обмотки был успешно восстановлен, после сборки аппарат нормально заработал.
И несколько фотографий. За ЛПМ виден длинный плоский механический троссик, через который осуществляется привод регулировки азимута головки.
А вот плата, где реализована система NAAC:
Nakamichi Dragon оставляет неизгладимое впечатление. Все детали ЛПМ изготовлены с исключительным качеством. Как входит ведущий вал во втулку, словами не описать. Во всем чувствуется точность и качество. И таких результатов измерения детонации я никогда больше не видел. Надо учесть, что это б/у аппарат, к тому же, результат измерения скорее показывает качество тестовой ленты, а не механики Dragon-а.
Напоследок - прослушивание. Что сказать, звучит Dragon отлично. Но позволить себе такой аппарат могут лишь состоятельные люди.