Есть в Москве Кирпичная улица. Как утверждает
Википедия, улица получила название в конце XIX - начале XX века по находившемуся поблизости кирпичному заводу. Это понятно, но вот чей именно завод там находился, и где, Википедия, да и прочие краеведческие источники, не называют.
Для начала совсем немного географии. Современная стрелка Большой Семёновской улицы и Измайловского шоссе раньше называлась Семёновской заставой, тут, по границе Камер-Коллежского вала с 1806 года проходила полицейская граница города, а с 1864 года - граница между городом Москва и Московским уездом.
Московские справочники и адресные книги второй половины XIX века указывают локацию просто - за Семёновской заставой. А вот кирпичных заводов за Семёновской заставой было несколько. Недавно, попадается в Ленинке мне на глаза книженция
«Москва с топографическим указанием всей ее местности и окрестностей» в 3 частях с планом Москвы 1848 года издания.
Читаю, искомых заводов четыре. Вот они.
Кирпичный завод К.Тарлецкого, за Семёновской заставой близ оной по обе стороны большой дороги под № 432 (на плане 17-63).
Кирпичные заводы К.Миловидовой, за Семёновской заставой по левую руку большой дороги под № 446 (на плане 13-69).
Кирпичный завод К.Гусарева, Лефортовской части за Семёновской заставой собственный дом (на плане 13-69).
Кирпичный завод Колгунова, Лефортовской части за Семёновской заставой № 446 (на плане 16-63).
Все, остается только открыть план и привязать локацию к современной карте. Это практически как в детской игре «Морской бой», первая циферка указывает искомое место на плане по вертикали, а вторая по горизонтали.
Но, плана к книженции не прилагается, его нет даже на retromap.ru. На мой вопрос, а где, собственно говоря, план, Леника отвечает, что плана нет, иначе его оцифровали бы вместе с книгами. Возможно, он утрачен, возможно, не был вклеен в книгу, а только прилагался к ней.
Ровно через неделю выяснилось вот что, план к этой книге у нас точно есть, находится в отделе картографии, шифры Ко 54/X-12, Ко 1/VII-5. К сожалению, его пока не оцифровали.
Низкий поклон тебе Ленинка! Лечу в «Пашков дом», а отдел картографии находится именно там, заполняю требование, и, ровно через две минуты, держу в руках искомый план.
Если номера квадратов по вертикали видны на скане, то номера по горизонтали следующие, последний квадрат, это номер 70, предыдущий 69, и так далее...
Завод К.Тарлецкого, квадрат 17-63 справа от дороги, нынешнего Измайловского шоссе. Заводы К.Миловидовой, квадрат 13-69 слева от дороги. Завод К.Гусарева, квадрат 13-69 слева от дороги. Завод Колгунова, квадрат 16-63 слева от дороги. Получается, что локация завода Тарлецкого дала название этой улице, ибо он единственный, который был расположен справа от нынешнего Измайловского шоссе.
Л. Самойлов в работе «Атлас промышленности Московской губернии» 1845 года издания упоминает кирпичный завод коммерции советника Тарлецкого Логина Григорьевича, на это время этот завод был самым большим в Москве, число работающих 832 человека, годовой оборот 132.500 серебряных рублей. Всего в справочнике Самойлова упоминаются 10 кирпичных заводов, так вот, девять остальных в сумме не дотягивают до завода Тарлецкого ни по числу рабочих, ни по товарообороту. Всего работало на десяти кирпичных заводах в Москве в это время 1066 человек, и производили они кирпича на сумму 249.675 рублей серебром в год.
Нивеллирный план города Москвы 1890 года. Никакой Кирпичной улицы еще нет и в помине, на ее месте находится улица Петровская.
План города Москвы с пригородами 1910 года. Кирпичная улица уже есть на карте Москвы, но совсем в другом месте, сегодня это 1-й Кирпичный переулок. А на месте сегодняшней Кирпичной улицы, все еще Петровская улица.
План города Москвы 1929 года. Вот здесь уже все привычно. И Кирпичная улица на своем месте, и 1-й Кирпичный переулок.
Кстати, Кирпичные улицы есть не только в Москве.