Концессионеры «великий комбинатор» Остап Бендер и «бывший Старгородский предводитель дворянства и светский лев» Киса Воробьянинов прибывают из Старгорода в Москву в поисках сокровища тёщи Воробьянинова мадам Петуховой.
Это был Рязанский (сегодня Казанский) - самый свежий и новый из всех московских вокзалов.
Прямо против них тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на
темно-синий, украшенный знаками Зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять.
- Очень удобно для свиданий! - сказал Остап. Всегда есть десять минут форы.
Внимательно смотрим на кадр с часами Ленинградского вокзала. Часы показывают десять часов и сорок восемь минут.
На Ярославском вокзале часы показывают десять часов и пятьдесят восемь минут. А на Казанском вокзале - это самая первая фотография - десять часов и двадцать минут. В чем здесь режисерское видение романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова?
Выехали на Арбатскую площадь, проехали по Пречистенскому бульвару и, свернув направо, остановились на Сивцевом Вражке. - Что это за дом? - спросил Ипполит Матвеевич. Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил: - Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца. - Неужели монаха? - Ну, пошутил, пошутил. Имени Семашко.
Роль общежития имени монаха Бертольда Шварца сыграл особнячок в Староконюшенном переулке.
Маска этого льва есть в моей коллекции.
Поиски стульев Бендер с Воробьяниновым начинают с «Музея мебельного мастерства», улица Воронцово Поле дом 12, где узнают что стулья только вчера, были отправлены в аукцион на продажу.
- Извозчик! - завопил Остап. Они сели не торгуясь.
После провала на аукционе, кстати здание аукциона снимали в Рыбинске, впрочем как и многие другие сцены из фильма, в голове Бендера сразу созрел план. Он выбежал на Петровку, направился к ближайшему асфальтовому чану и вступил в деловой разговор с беспризорными.
С ролью Петровки справился Большой Ватин переулок, на кадре из фильма хорошо видно, что замыкает перспективу улицы легко узнаваемая колокольня церкви Никиты Великомученика на Швивой горке.
Два стула увезла на извозчике, как сказал юный следопыт, «шикарная чмара». Переулок, в который привезли стулья, - Варсонофьевский. Он помнил даже, что номер квартиры семнадцатый, но номер дома никак не мог вспомнить. - Очень шибко бежал, - сказал беспризорный, из головы выскочило. - Не получишь денег, - заявил наниматель. - Дя-адя!.. Да я тебе покажу..
На самом деле это Печатников переулок, «дом с кариатидами» номер 7, а дом с подворотней номер 5. «Дом с кариатидами» принадлежал ремесленнику мастеру-лепщику Петру Сысоеву. Купидоны даржат в руках картуш с
вензелем «ПС» его инициалами.
В десять часов утра великий комбинатор вошел в Варсонофьевский переулок. Впереди бежал давешний беспризорный мальчик. Он указал дом. - Не врешь? - Что вы, дядя... Вот сюда, в парадное. Бендер выдал мальчику честно заработанный рубль. - Прибавить надо, - сказал мальчик по-извозчичьи. - От мертвого осла уши. Получишь у Пушкина. До свидания, дефективный.
И беспризорный исчезает... в Староконюшенном переулке. Бюджетно. Кстати. Беспризорных подростков и несовершеннолетних правонарушителей в 1920-е годы официально именовали «морально дефективными», и, вероятно, ирония Бендера относится к этому неуклюжему термину.
Гаврила стул купил на рынке, был у Гаврилы стул плохой.
Знаменитый «Дом со львами» улица Малая Молчановка дом 9.
Вчера на площади Свердлова попал под лошадь извозчика 8974 гражданин О. Бендер. Пострадавший отделался легким испугом.
Угол улицы Воронцово поле и Подсосеновского переулка.
Дальше концессионеры покидают Москву, путешествуя по стране вместе с театром «Колумб», и возвращаются обратно только за двенадцатым стулом.
У третьего окна от парадного подъезда железнодорожного клуба Ипполит Матвеевич остановился. Зеркальные окна нового здания жемчужно серели в свете подступавшего утра. В сыром воздухе звучали глуховатые голоса маневровых паровозов. Ипполит Матвеевич ловко вскарабкался на карниз, толкнул раму и бесшумно прыгнул в коридор.
Государственный театр киноактера, улица Поварская дом 33.
Далее несколько кадров Москвы непосредственно к сюжету фильма не относящиеся. Видимо торжество победившего социализма над некоторыми пережитками прошлого.
Набор памятников в фильме точно такой же, как и в фильме «Я шагаю по Москве», только у Гайдая памятник Гоголю новый, а у Данелия памятник Гоголю старый Андреевский.
Калининский проспект, визитная карточка столицы страны советов.
Финальные сцены фильма. Пушкинская площадь. Герои Ильфа и Петрова идут в кинотеатр «Россия» смотреть фильм «Двенадцать стульев». Этот кадр вставил как лучшую иллюстрацию анекдота. - Батюшка, я не курю, не пью, сорок лет живу с одной женщиной. Я живу правильно? - Правильно - отвечает батюшка - но не интересно. Поэт Ляпис-Трубецкой живет интересно. Но интересная жизнь, как выяснили совсем недавно, еще и крайне вредна для здоровья.
Фильм снят в 1971 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем. В главных ролях Арчил Гомиашвили - Остап Бендер и Сергей Филиппов - Киса Воробьянинов.