Вчера по приглашению коллег-друзей из компании
Деловая Среда был у них в гостях в Сколково и записывал небольшую лекцию об особенностях управления растущим проектом для их проекта
"Школа бизнеса". Люблю такие штуки (только если они нечасто случаются), очень помогают структурировать собственное понимание каких-то вопросов.
Говорил о том, что задача руководителя на этапе бурного роста заключается, по большому счету, в двух вещах - постоянно правильно распределять усилия сотрудников, и поддерживать единое понимание цели проекта, его глобального видения. Все участники проекта должны в каждый момент времени видеть эту цель, помнить о ней, идти к ней - воспринимать каждый свой шаг, каждое повседневное действия в контексте глобального видения. Иначе процесс расползется на кучу бессмысленных локальных шараханий и ни к чему не приведет. Но где взять это глобальное видение, как его построить?
Естественно, универсального ответа на этот вопрос нет и быть не может. Но есть одна очень простая эвристика, которая во многих случаях полезна и помогает. Заключается она в том, чтобы дать самому себе ответ на вопрос примерно такого рода: "Верю ли я, что в среднесрочной перспективе поведение пользователей изменится таким образом, что разрабатываемая нами модель взаимодействия окажется основной?". Ну или проще говоря - "Верю ли я, что через 10 лет, наш продукт будет в мейнстриме?". Если да - то стоит отбросить все сомнения, и делать дело.
В 2000 году широкополосный доступ в интернет был еще экзотикой во многих регионах, а технологическое оснащение налоговых органов было пестрым, несовершенным, несовместимым. Но ответ на вопрос "Верим ли мы, что через 10 лет сдача налоговой отчетности через интернет будет основным способом взаимодействия хозяйствующих субъектов и налоговых органов?" был совершенно очевидным, и, вооружившись этой верой, мы стали делать
"Контур-Экстерн". Рано ли, поздно ли, технологические проблемы ушли на второй план, а готовый продукт у нас уже был. Естественно, что когда в 2002-2003 годах появилась нормативная база в области применения ЭЦП, форматы электронной отчетности и вся прочая необходимая инфраструктура, возможность отлично зарабатывать на рынке услуг электронного документооборота прочухали и многочисленные конкуренты, среди которых было много талантливых и сильных команд... но у нас перед ними был трехлетний гандикап, задел, наверстать который им было ох как непросто. По сути дела, мы всего лишь выстрелили с упреждением, как в видеоигре "Морской бой" нашего детства, и этот выстрел оказался точным.
![](http://ic.pics.livejournal.com/leonwolf/12769925/157083/157083_original.jpg)
Почему это работает? Очень просто: если мы угадали, если наш прогноз относительно новых способов взаимодействия оказался верным, то, значит, через 10 лет действительно будет большой рынок таких услуг (его, как правило, и в денежном исчислении не так трудно на пальцах оценить). Раз будет рынок, то кто-то на нем все равно будет зарабатывать. Кто? Трудно сказать, но понятно, что у того, кто начнет одним из первых, будут отличные шансы поучаствовать в разделе будущего рынка и завоевать на нем неплохую долю. Фактор времени не является, конечно, единственным, но одним из самых существенных - является, и выстрел с упреждением дает отличные шансы на успех. Главное, чтобы торпеда не сбилась с курса; психологически всегда не так просто направлять ее в ту точку, в которой корабля не (и долго еще не будет), очень хочется подкрутить, подвернуть - вот здесь-то и нужна железная рука и непреклонная вера руководителя-визионера.
Вот еще некоторые простые примеры:
"Верю ли я, что через 10 лет
потребители в основном будут записываться на услуги через интернет?" - да, конечно.
"Верю ли я, что через 10 лет
основной способ взаимодействия жильцов и компаний, управляющих жилым фондом, будет электронным?" - да, очевидно.
"Верю ли я, что через 10 лет
основная масса продаж лекарств будет приходиться на долю интернет-торговлю?" - да, безусловно.
Заметьте, путь в каждом из случаев будет тернист и ухабист. В России сейчас вообще нет нормативного регулирования в сфере интернет-продажи лекарственных препаратов, и мы абсолютно не может предсказать, появится соответствующая нормативная база через два года, через пять лет, или через восемь. Многие управляющие компании откровенно не заинтересованы в повышении прозрачности взаимодействия с жильцами, и каждая конкретная УК будет долго и упорно сопротивляться электронному взаимодействию - в каких-то конкретных случаях это сопротивление продлится два года, в каких-то пять, в каких-то десять. Привычная запись по телефону на услуги, конечно, еще долго будет превалировать, и мы сами толком не заметим момента, когда вдруг окажется, что интернет откусил большую часть рынка - как это было с авиабилетами или бронированием отелей. Победить на каждом из этих трех рынков будет архитрудно; но все же они обязательно возникнут, эти огромные, очень привлекательные рынки, и, значит, кто-то будет на них победителем - почему бы в числе победителей не оказаться нам?
Тест на 10-летнюю перспективу не дает никаких ответов на вопросы о том, когда именно произойдет глобальное изменение поведения пользователей, как именно оно произойдет, и что надо делать, для того, чтобы этот момент приблизить. Он только про стратегию, а в тактике куча нюансов и подводных камней - умение с ними справиться и определит победителей. Главное вот в чем: если сейчас мы в одном состоянии, а через 10 лет со всей очевидностью будем в противоположном, то буквально-таки
по теореме Больцано-Коши где-то пройдем через ноль, и именно этот момент надо не проморгать.
Может показаться, что это слишком простой тест, и он всегда дает положительный ответ, но, конечно, это не так. Он может не проходить по целому ряду различных оснований. Вот еще парочка примеров:
"Верю ли я, что через 10 лет машинный перевод полностью вытеснит человеческий?" - нет, поскольку несмотря на все последние успехи в этой сфере, полное решение этой задачи слишком подозрительно смахивает на
Strong AI, а в него я не верю принципиально. (Что не противоречит возможности создать успешные приложения для многих конкретных сценариев).
"Верю ли я, что через 10 лет большинство пользователей будет делать коллективные покупки с помощью скидочных купонов?" - ой, ну мягко говоря фиг знает; ни из чего не следует, что именно эта модель должна победить. (Что не противоречит возможности хорошо заработать на ней здесь и сейчас).
Ну и (с оговорками, конечно) не только по отношению к ИТ-проектам это работает.
"Верю ли, что через 10 лет государственный строй, основанный исключительно на масштабном разворовывании сырьевых сверхдоходов узкой группой бенефициаров перестанет существовать?" - конечно, да.