А смысл...

Jan 01, 2007 20:35


Сейчас скажу наверное очень тривиальную вещь. Но просто подумалось в связи с Новым Годом общечеловеческим. Ведь это просто смена дат, не несущая никакого смысла. Т.е.  конечно мы сами можем себя настраивать, что в этом году будет все по-другому, но это можно делать в любой другой день. Еврейский же Новый Год, если конечно в него верить, смыслом ( Read more... )

Leave a comment

Re: Хотите верьте, хотите нет v_kolmanovsky January 2 2007, 11:27:29 UTC
Как Вы понимаете я не верю. Верю в Бога и не верю словам людей. Они не достоверны и в писаной Торе, а уж об огромном количестве случайных измышлений и говорить нечего. Когда-то в советские времена посмеивались (и справедливо над законами отдельных штатов, которые принимались в определенный момент и оставались на всегда. К таким относится существующий в каком-то из штатов закон, что налог на городской оркестр можно взимать только если мэр играет на каком-то определенном инструменте. А чем лучше устная Тора. Это собрание установлений утративших свой смысл. Я всвято верю в Бога, но не могу поверить во всю эту несуразицу. Про Рош ха Шана сказано. Кем сказано? Откуда у этого человека были такие сведения. Чем он лучше любого другого человека, который решает, что обретет счастье с такого-то числа. Чем одна традиция лучше или хуже другой. Вам милее и удобнее эта традиция - ради Бога. Кому-то милее другая - пожалуйста. Люди просто должны быть людьми. Не мешать жить друг другу, не обижать слабых, быть в ладу с собой. А обычаи и традиции - это ( ... )

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет leonya January 2 2007, 12:11:33 UTC
Я оставлю комментарии деталей вашей записи людям более сведущим в иудаизме, чем я.

А я лишь спрошу Вас, откуда взялась у Вас "святая вера в Бога", какие у Вас представления о Нем и почему они именно такие?

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет v_kolmanovsky January 3 2007, 01:24:11 UTC
Никогда не сказал бы о своей вере, что она святая. Ее возникновение объяснить нехитро. Элементарная теория вероятности. Можно объяснить возникновение мира, указывая на некие мировые закономерности, а можно на сотворение. Ни то, ни другое нельзя доказать, поэтому одни верят в то, что бог есть, а другие верят в то, что его нет. А дальше дело эиоций. Мне удобнее считать, что Творец существует.
Мои представления о нем невыразимы существующими в языке словами. Тора изображает господа ненаблюдаемым, имя его непризносимо. Для меня он неопределим словесно еще и потому, что в любой момент времени может быть не тождествен самому себе за мгновение до этого или мгновение спустя. А именно такие представления у меня, по-видимому, по Его воле

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет erez January 2 2007, 17:13:23 UTC
Как и хозяин этого журнала, я не понимаю, что вы подразумеваете под верой в Бога, если вы при этом отрицаете возможность Его диалога со смертными. С другой стороны, мне тоже кажется, что еврейский Новый Год - условность. Здесь нет противоречия: условности играют важную роль в любом обществе, и в том, что Тора это признаёт и механизмом условностей пользуется, нет ничего зазорного. Да, именно коллективное празднование и придаёт смысл праздникам (любым, не обязательно еврейским). Более того, даже тем, кто видит некий мистический/метафизический смысл в датах, познакомившись с устройством еврейского календаря приходится признать, что новолуние и високосный год (состоящий из тринадцати месяцев) устанавливается нами, людьми. Искусственно удваивая некоторые новолуния, мы (для удобства?) добиваемся того, чтобы некоторые праздники никогда не выпадали на определённые дни недели или время года. Как же так, казалось бы? Евреи сами контролируют (по крайней мере, контролировали, пока календарь не был заранее рассчитан и опубликован), на какой день ( ... )

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет ireznikov January 2 2007, 18:58:34 UTC
"Дело в том, что евреи верят, что многие вопросы, касающиеся нашего земного "самоуправления" делегированы нам, людям."

Для веры в Бога этого достаточно. В смысле, достаточно осознавать, что не всё в этой жизни зависит от тебя и других людей. Совершенно необязателен при этом диалог Бога со смертными. (Тем более, что общение иудеев (и других религиозных людей) с Богом никак в форму "диалога" не укладывается.)

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет erez January 2 2007, 20:05:01 UTC
Для веры в Бога этого достаточно. В смысле, достаточно осознавать, что не всё в этой жизни зависит от тебя и других людей.... а многое зависит от бесконечного числа случайных факторов? И эту случайность можно для удобства обожествить, ну, или искать причинно-следственные связи там, где их нет (т.е. суеверия). Для веры в Бога-Творца-Всеприсутствующего-и-чего-то-от-нас-там-ожидающего, всё же, по-моему, необходимы какие-то предпосылки, источники. Если все источники отвергнуть, на чём такая вера будет основываться? На собственном инстинктивном стремлении к Добру и Справедливости? Так это такие же религиозные понятия, только пережёванные и искажённые кучей религий и цивилизаций прежде, чем попали к нам. И религии такие (под любым соусом: культуры, воспитания, и т.д.), с индивидуальными представлениями о добре и справедливости, бесполезны в виду своей относительности ( ... )

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет ireznikov January 2 2007, 20:35:23 UTC
Для веры в Бога этого достаточно. В смысле, достаточно осознавать, что не всё в этой жизни зависит от тебя и других людей.

... а многое зависит от бесконечного числа случайных факторов? И эту случайность можно для удобства обожествить, ну, или искать причинно-следственные связи там, где их нет (т.е. суеверия). Для веры в Бога-Творца-Всеприсутствующего-и-чего-то-от-нас-там-ожидающего, всё же, по-моему, необходимы какие-то предпосылки, источники. Если все источники отвергнуть, на чём такая вера будет основываться? На собственном инстинктивном стремлении к Добру и Справедливости? Так это такие же религиозные понятия, только пережёванные и искажённые кучей религий и цивилизаций прежде, чем попали к нам. И религии такие (под любым соусом: культуры, воспитания, и т.д.), с индивидуальными представлениями о добре и справедливости, бесполезны в виду своей относительности.По-моему, совсем не обязательно смешивать понятия "вера [в Бога]" и "религия". Вера - это всего лишь ощущение того, что человек - не высшее существо в этом мире, что он не ( ... )

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет erez January 2 2007, 20:59:21 UTC
Вера - это всего лишь ощущение того, что человек - не высшее существо в этом мире, что он не всесилен, что существует эталон поведения, к которому нужно стремиться, и т.д. Можно назвать это явление Богом. Это в принципе неважно.

Весьма растяжимое определение получается, да ещё и с внутренним противоречием: эталон поведения есть, но у каждого он, типа, свой. Какой же это эталон, эталоны - это, как раз, общие стандарты. Да и откуда он взялся? В генах зашифрован?

А религия - это уже нечто другое. Это бюрократия, прослойка между Богом и людьми, это "кто не с нами, тот неправ", и т.д.

А здесь я и спорить не буду - примерно похожие чувства испытываю, с той разницей, что я вижу в ней вынужденное зло. До тех пор, пока она служит своей цели - создаёт непрерывную цепочку передачи знаний между поколениями - я готов её терпеть. Когда она реакционная (зачастую - реагирующая с опозданием на проблемы предыдущих поколений) или превращается в нескрываемую отсебятину, я стараюсь держаться от неё подальше.

Поэтому при слове "Бог" у тебя сразу ( ... )

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет ireznikov January 2 2007, 21:26:26 UTC

Скажем так: десять заповедей - это хорошо сформулированные и письменно зафиксированный эталон норм поведения, существовавший во все времена. Откуда взялись - не знаю. Для меня это неважно. Как неважна, например, причина простуды (ноги промочил, или съел холодное, или на меня чихнули).

Единого "Бога нерелигиозных" не существует. Это сугубо личное ощущение. Своё я тебе дал выше.

Ты считаешь, что понятия добра и справедливости появились в какой-то конкретный исторический момент? Какой именно?

А в вопросе добра и справедливости человек от волка отличается лишь осознанностью своих действий, и то не всегда.

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет erez January 2 2007, 22:46:42 UTC
Скажем так: десять заповедей - это хорошо сформулированные и письменно зафиксированный эталон норм поведения, существовавший во все времена. Откуда взялись - не знаю.

Ну, если "существовавший во все времена", то ниоткуда он не взялся - всегда был. Поздравляю, у тебя ортодоксальные, прямо-таки, взгляды.

Единого "Бога нерелигиозных" не существует.

Опять-таки, ты веришь в некий эталон, существующий независимо от существования человечества, и при этом не исповедуешь никакую из существующих религий... Ну, это нормально, чего это нас должно к религии тянуть, там всё так гротескно... Но не интересоваться происхождением эталона? Не получается у меня такого "светского мракобеса" себе представить.

Ты считаешь, что понятия добра и справедливости появились в какой-то конкретный исторический момент? Какой именно?Нет, почему же, я тоже считаю, что они существуют сами по себе, а наш мир - место, где они могут проявляться. Та часть проекта, которая open-source, была записана Моисеем при выходе из Египта, ну, и некоторые более поздние пророки ( ... )

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет leonya January 2 2007, 22:56:55 UTC
Но не интересоваться происхождением эталона? Не получается у меня такого "светского мракобеса" себе представить

Почему эталон обязательно должен быть кем-то дан. Сам себе появился, "вытек", так сказать, из человеческих отношений, потому что иначе общество просто не могло бы функционировать.

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет motek January 2 2007, 19:35:57 UTC
Spasibo, horosho skazal, ochen' interesnye mysli.

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет v_kolmanovsky January 3 2007, 02:45:57 UTC
Я не отрицаю возможности диалога. Я не верю в объективность сообщающих мне о нем. Не верите же Вы в передачу Христа или Магомета. У меня список больше. Не вижу ничего зазорного в существовании любого механизма, который работает. Речь идет о приспособлености механизма к уровню требований. Вряд ли солнечные или водяные часы могли бы служить хронометром, а переписка, используй мы иеханизмы верховой почты, растянулась на долгие годы. Поэтому, как только религиозные установления, традиция или аналогичные факторы возводят такой действующий механизм в некое священное установление он начинает отставать от уровня развиваюзихся потребностей. Происходит одно из двух: одни отбрасывают устаревший сковывающий механизм и начинают пользоваться другим, более удобно устроенным, а другие останавливают общественое развитие. Скажите мне, чем отличается день субботний от любого другого, кроме названия. Гипотетический случай: на необитаемом острове Вы проспали, не контролируя себя и не знаете сутки или более. Как установите Вы день недели и даже число ( ... )

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет erez January 3 2007, 16:57:20 UTC
Происходит одно из двух: одни отбрасывают устаревший сковывающий механизм и начинают пользоваться другим, более удобно устроенным, а другие останавливают общественое развитие.

Я согласен с тем, что вы пишете. Я тоже скептически отношусь ко многому из того, что слышу и читаю. Однако, я не хочу ни отбрасывать наследие прошлых поколений, ни зацикливаться на нём.

Гипотетический случай: на необитаемом острове Вы проспали, не контролируя себя и не знаете сутки или более. Как установите Вы день недели и даже число?Таки плохо. Поэтому евреи не живут на необитаемом острове :) Подозреваю, шаббат будет не самой насущной из проблем. Что буду делать? Определю как сумею и буду вести календарь до тех пор, пока меня не найдут, тогда и сверюсь. Если у меня будут с собой часы, попытаюсь также засекать время восхода и заката, чтобы определить ближайший день зимнего или летнего солнцестояния. Вы б лучше спросили, что я на Марсе делать буду ( ... )

Reply

Re: Хотите верьте, хотите нет v_kolmanovsky January 4 2007, 04:14:18 UTC
Я рад Вашему, на мой взгляд, весьма разумному подходу. Вы не формалист, и это уже хорошо. Меня соблюдение шаббата ни с кем не связывает, просто потому, что я в отличие от Вас не верю, что Создатель стал бы им завещать такое. Тора, как и прочие богодухновенные книги Евангелия, Коран, Зендавеста, Веды написаны талантливыми людьми, на протяжении ряда эпох, прекрасно подаются и лингвистическому и историческому анализу, как и все остальные произведения человеческого гения. Я допускаю откровение в той или иной форме данное отдельному человеку. Причины его избрания нам непонятны и не должны быть понятны. Но это не "святость" и не проповеднический дар". Никаких доказательств того, что излагаемое этим человеком или от его имени есть результат откровения, у нас нет. Более того, мы не знаем насколько верно он понял откровение, если оно было, и далее, насколько правдиво изложил, не думая о собственной выгоде. А затем огромное количествр толкований, пояснений и правил поведения, основанных на столь ненадежном фундаменте, не внушают мне ни доверия ( ... )

Reply


Leave a comment

Up