На самом деле Биробиджанский проект не провалился, а наоборот, преуспел, но для того, чтобы понять, что там произошло, дочитайте этот текст до конца.
Я никогда не был в Биробиджане, и воообще самой восточной точкой, в которой я побывал в бывшем СССР, является Нижний Новгород. Но я очень интересовался Еврейской Автономной областью, собирал материал о ней, общался с людьми оттуда и на определенном этапе своей жизни в Израиле всерьез взвешивал возможность переезда туда. Ситуация вырисовывается следующая.
Согласно статистике, в Еврейской автономной области живет всего полторы тысячи евреев. Однако людей с еврейскими корнями там намного больше. В каждом школьном классе обязательно найдутся свои Рубинштейны, Мерингеры и Златопольские, иногда их будет до трети списочного состава класса. Но вот парадокс - они не евреи, они РУССКИЕ. Они отвергают попытки "вернуть их к еврейскому самосознанию" и не рвутся на проводимые в области фестивали еврейской культуры, а если участвуют в самодеятельности и поют "Хаву Нагилу", они делают это в компании абсолютно русских ребят и девчат своих и соседних дворов, у которых нет никаких еврейских корней.
Реакция на "еврейский этнонациональный компонент" у них примерно такая, как у детей, которых в детстве перекормили рыбьим жиром, на этот продукт - добровольно они никогда не возьмут его в рот, а если возьмут, то только по необходимости, сморщив нос.
Поэт Леонид Корнилов
написал стихотворение про девочку-бурятку, спорящую со своей матерью и утверждающую, что она русская:
Всем она на русскую похожа.
Разве можно, если рассудить,
Говорить по-русски, думать - тоже,
А при этом русскою не быть?
Вот и биробиджанские потомки евреев задают себе этот вопрос.
В Биробиджан ехали евреи со всего бывшего СССР. Большинство разъехалось, испугавшись трудностей, но те, что остались, приспособились, абсорбировались, и это закончилось их полной, окончательной и добровольной ассимиляцией, которая произошла тем быстрее, чем больше было попыток развивать и "возрождать" там еврейскую культуру. Даже в самые темные сталинские времена в Биробиджане можно было изучать язык идиш, а в более светлые времена на этом языке выходили газеты и книги, выпускались радиопередачи, но в итоге он оказался никому не нужен.
Давайте остановимся немного на истории развития Еврейской автономной области в советский период. Она показывает, что советская власть не была "враждебной евреям", как утверждают русофобы еврейского происхождения. Предпринимались серьезные и последовательные усилия создать еврейскую национально-территориальную единицу в составе СССР и извлечь из этого максимальную пользу для всей страны.
ЕАО получила лучшие сельскохозяйственные земли на Дальнем Востоке, где вообще пригодной для обработки земли очень мало. Но поскольку евреев, желавших работать на земле, было мало для того, чтобы освоить эти земли,
на них поселяли неевреев, которые успешно абсорбировались и работали там. Ничего не мешало евреям делать то же самое.
В 50-е годы прошлого века было принято решение сделать город Биробиджан центром легкой промышленности всего Дальнего Востока. Это имело свою логику, потому что у евреев традиционно была склонность к ремеслам, было много ткачей и сапожников. В городе были построены большие ткацкий и обувной комбинаты.
Евреи имеют тягу к музыке и культуре? Отлично. И в Биробиджане открыли техникум культуры, готовивший культпросветработников и музыкантов опять-таки для всего Дальнего Востока.
Флагманом промышленности Биробиджана был Дальсельмаш, выпускавший комбайны для мокрых и заболоченных дальневосточных почв. Этот завод не имел конкурентов в СССР, и казалось, что обрушить его без иностранной интервенции и бомбардировок с воздуха невозможно. Другим крупным заводом был Трансформаторный.
Когда началось строительство БАМа, Биробиджан решили сделать тыловой базой для ремонта автомобильной техники, необходимой для великой стройки. Для этого в Биробиджане был построен авторемонтный завод, имевший потенциал в перспективе превратиться в полноформатный автомобильный. Его заброшенный и постепенно разрушающийся административно-бытовой корпус до сих пор остается самым высоким зданием в городе.
Население края говорило о себе "мы не евреи, но еврейцы". В число "еврейцев" входили не только евреи по Галахе, но и евреи по отцу, члены семей евреев, полные неевреи, жившие с ними по соседству. Ничего похожего на разнузданную израильскую этнократию и этнофобию там не было, как и везде в Сибири и на Дальнем Востоке.
Перестройка и ельцинские реформы прошлись по краю асфальтовым катком и сделали невозможное - полностью уничтожили его промышленную базу. Видимо, кто-то наверху решил, что "еврейцы" пронырливы и выплывут как-то в условиях рынка. Но обувщики и ткачи Биробиджана не могли конкурировать с продукцией соседнего Китая, а дальневосточные комбайны оказались никому не нужными. Погром промышленности ЕАО по своим масштабам не имел себе равного в других регионах России и может быть сравним только с тем, что произшло в Молдавии, тоже полностью потерявшей свою создававшуюся десятилетиями промышленность. В результате край лишился поступлений в бюджет и стал одним из последним в России по показателям социально-экономического развития. Его руководство рассчитывало на то, что ситуацию поправит ввод в действие Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината и проекты кооперации с Китаем, но пока не похоже, что всё это дало значимый эффект и уравновешивает то, что было потеряно. Народ повалил из депрессивного региона, в том числе и в Израиль, хотя до самого конца советского периода, в отличие от других регионов СССР, оттуда не было массовой еврейской эмиграции.
Несмотря на сказанное выше и даже благодаря этому я считаю Биробиджанский проект
самым упущенным шансом советского еврейства. И для того, чтобы понять, как и почему это произошло, я сделаю отступление, нечто вроде лекции "для марсиан" на тему, "кто такие евреи".
-----
Бессмысленно спрашивать, существует Бог или Его нет. Важно то, что идея существования Бога проинсталлирована в человеческом сознании на уровне материнской платы. Человек должен заниматься физкультурой, чистить зубы, регулярно купаться в ванной и верить в Бога. Без этого система перестает нормально функционировать и выходит из строя. Известно, что на войне, в бою атеистов нет, но есть и много других жизненных ситуаций, в которых быть атеистом затруднительно. Большевик Анатолий Луначарский считал, что при социализме религию заменит театр, но организация массовых обрядов - не единственная и даже не главная функция религии, и его прогноз не осуществился.
Если есть потребность, то должны быть и люди, удовлетворяющие эту потребность - священнослужители. Они есть у всех или почти у всех народов. Они служат своим народам так же, как служат им зубные врачи, сапожники, портные, держатели овощных лавок.
У евреев не так. По мнению большинства ученых, один умный человек, скорее всего пророк Иеремия, автор книги и плача по Иерусалиму его имени, незадолго до Вавилонского плена написал либо Пятикнижие целиком, либо четыре книги Пятикнижия. Этот человек принадлежал к касте храмовых священников, и созданная им теологическая система должна была обеспечить эту касту самым качественным мясом и хлебами, главной потребительной стоимостью в то время, и сделать ее доминирующей в обществе. Иеремия был гением. В его системе не священнослужители служили народу, а народ существовал ради благоденствия касты храмовых священнослужителей. Главной обязанностью члена конгрегации было не "посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка", как у всех остальных народов, а обеспечить безбедное существование касте изучающих Учение и изучать Учение самому. Базисные основы бытия были поставлены с ног на голову.
Эта система не устоялась бы и не просуществовала бы долго, если бы не важная идея, заложенная в нее гениальным Иеремией. Паству стимулировали оставаться в системе тем, что в случае выполнения всего предначертанного "вы станете народом священников", то есть все будете вести такой же паразитический и безбедный образ жизни, какой ведут храмовые священники в ее рамках. Человек, занимающийся тяжелым физическим трудом, очень часто преуменьшает тяжесть труда не физического, чужая работа всегда кажется легче. Речь шла не о двух тысячах лет, а о судьбе детей и внуков - Машиаха ждали "завтра", как и второго пришествия Христа 500 с лишним лет спустя. Ну а потом система сложилась, и всё поехало по устоявшейся колее.
Потомки храмовых священников больше всего боялись нормализации своей паствы, и поэтому противопоставляли ее народам, среди которых она жила, и пропагандировали ненависть к этим народам. Со временем оказалось, что евреи - идеальный человеческий материал для наполнения личного состава колониальных администраций, потому что они не испытывали ненужную симпатию к управляемым и не солидаризировались с ними.
Когда наступила эра национальных государств в Европе, евреи оказались крайними, и это закончилось Катастрофой. Я написал об этом в пространной статье
"Формирование, развитие и перспективы общества и политической системы Израиля". Евреи никогда не были нацией в полном смысле слова на протяжении всей своей истории. Они были экономической кастой и идеологической сектой (тем, что Игорь Шафаревич назвал словами "Малый народ" в своей великой статье "Русофобия"), но предпочитали называть себя нацией и представлять себя миру как нацию. Ленин это понимал и говорил, что "евреи всё еще каста, а не нация", но большевики сделают из них нормальную социалистическую нацию.
И большевики приступили к этой работе. Флагманским кораблем их работы был Биробиджан. Но когда проект был реализован, оказалось, что у тех, кто оказался вовлеченным в его орбиту, нет никаких причин сохранять свою еврейскую идентичность.
Ицхак Бабель писал в книге "Конармия", что еврей, научившийся скакать на коне и махать шашкой, перестает быть евреем и становится казаком. Точно так же еврей, ставший рабочим или крестьянином на своей земле, становится нормальным сыном этой земли, в данном случае русским. Это не чисто еврейская проблема. Гуманитарная интеллигенция народов Поволжья давно озабочена проблемой сохранения этих народов. Мордвины, марийцы, коми, даже татары забывают родные языки, не хотят их изучать и не имеют никаких причин считать себя таковыми, а не нормальными русскими людьми. "Разве можно, если рассудить, говорить по-русски, думать - тоже, а при этом русскими не быть?"
-----
А теперь перейдем к современному Израилю. В Израиле идет аналогичный процесс. Светскому еврею Израиля, родившемуся и выросшему здесь, работающему в промышленности или сфере услуг, нет никакого смысла позиционировать себя в качестве "еврея". Он израильтянин - говорит на еврейском языке, живет в пространстве еврейской культуры, отмечает вместе со всей страной еврейские праздники, но национально озабоченные сограждане постоянно муссируют тему его "ассимиляции". Хотя, казалось бы, как может француз ассимилироваться во Франции, а немец в Германии? Бред какой-то. Но то, что происходит - это не ассимиляция, а исраэлизация. Формируется нормальная израильская гражданская нация, но при этом сословие священнослужителей, посвящающих себя изучению Учения и не желающих заниматься производительным трудом, оказывается совершенно лишним и не участвует в процессе. Отсюда раздающиеся из этой среды вопли.
Израильский еврей, оказавшийся, к примеру, в Канаде и осевший там, ничем не отличается от грека или итальянца. Жаботинский, помнится, мечтал о том, чтобы евреи стали нормальной средиземноморской нацией, "как итальянцы". Ну вот мы ей и стали, и слава Богу. Сионизм победил и преуспел, но, как и в Биробиджане, этот успех оказался лишь промежуточной ступенью в процессе деевреизации израильтян.
Русский бард Александр Харчиков, убежденный антисемит, если бы он приехал в Израиль, не нашел бы ни одной причины ненавидеть евреев. Бригада израильтян, работающих на заводе, толпа израильтян на отдыхе на берегу Средиземного моря или в кантри-клубе не может вызвать ненависть у нормального человека. Мы нормальный народ. Да, есть проблемы, связанные с палестинским вопросом и оккупацией, но они временные и обязательно решатся в течение одного-двух поколений, потому что нам нечего делить на общей земле, и будущее у израильтян и палестинцев общее. Израильтяне - это евреи, внуки евреев, члены семей евреев и вообще неевреи, и нет никаких проблем с тем, чтобы они жили, работали и отдыхали вместе, как в Еврейской Автономной области. Они не имеют ничего общего с московскими "евреями отказа" ни по ментальности, ни по поведению, ни по реакции на окружающий мир. Разве что русскоязычные поселенцы, закуклившиеся в своих гетто, представляют собой в какой-то степени продукт трансформации этой среды. А вот "черношляпники" стоят особняком и будут стоять особняком, как евреи в странах диаспоры. Так в Израиле появились "свои евреи", и мы должны показать миру, что
можно решать их проблему без насилия и ненависти, а путем диалога и взаимных уступок. У секулярных евреев изначально позиция сильнее, потому что "в случае чего" мы без ортодоксов проживем, а они без нас - нет.
В пасхальной Агаде есть известная притча про четырех сыновей. Второй сын, задающийся вопросом "а какого хрена я должен продолжать находиться в составе вашей касты", назван там злодеем, хотя он никого не убил, не изнасиловал и не ограбил. Он просто позволил себе усомниться в необходимости происходящего церемониального действия. Агада советует не спорить со "злодеем", потому что возразить ему по существу нечего, а пример может оказаться заразительным. Гораздо проще общаться с третьим сыном - "наивным" и с четвертым, "не умеющим задавать вопросы". Их можно индоктринировать, и им можно вешать на уши любую лапшу. Они снимут эту лапшу с ушей и с удовольствием ее съедят.