Прогулки по Барселоне: маршрут "имени Гауди"

Jul 17, 2007 13:33

Когда много лет назад в университете нам читали лекцию о творчестве Антонио Гауди, я представляла себе Барселону этаким городом-садом, где на каждом углу - особняки причудливых конфигураций и парки с фантастическими павильонами, созданные гениальным зодчим для Эусебио Гуэля и прочих барселонских толстосумов. Расхожий штамп «Барселона - город Гауди» лишь укоренял в моем сознании придуманный некогда образ.

В действительности все оказалось несколько иначе.

Работ Гауди в городе не так уж и много, и чтобы осмотреть их, нужно совершить путешествие по всей Барселоне.

Мой брат, который был здесь два года назад, посоветовал нам для первого знакомства с городом воспользоваться сервисом Bus Turistic. Симпатичные двухэтажные автобусы объезжают город по трем маршрутам - синему (южному), красному (северному) и зеленому (восточному). Покупая билет, можно целый день (или два) ездить на любом из них, вылезая на понравившихся остановках. Автобусы снабжены системой наушников, с помощью механический «гид» рассказывает о городе на десяти языках (и на русском!), а впридачу выдаются дисконтные книжки с 10-20 процентными скидками на посещение музеев, парков и прочих мест.

Мы едем «по местам Гауди», и наш маршрут - красный: в прямо противоположную от Рамблы сторону, на север от площади Каталонии, по широкой торговой улице Пасеч де Грасиа, напоминающей не то нашу Тверскую, не то парижские Елисейские поля по ширине, масштабам и немеренному количеству дорогих магазинов.

Первая остановка, которую делает на этой улице Бас Туристик - «Квартал Раздора». Называется он так из-за трех, стоящих в рядок особняков в стиле модерн, каждый из которых имел претензию называться самым красивым на этой улице. Первый построил Доменик Монтанер, второй - зодчий с замечательной фамилией Пуч-и-Кадафалк. Третий же - который на самом деле первый и лучший - дом Батло, выстроенный Гауди в начале века, на пике мастерства своего.

Стоя перед сумеречным и слегка зловещим фасадом дома Батло понимаешь, что не только природные элементы и мотивы вдохновляли гений Гауди.
Этот особняк называли «зевающим домом» и «домом с костями» - в очертаниях окна второго этажа действительно угадывается широко разверстая пасть с тонкими губами и крыльями носа в центре. Опоры-«кости» подпирают ее, чтобы не захлопнулась невзначай. Над пастью - пустые глазницы балконов: если долго смотреть, впечатление жутковатое. Чешуйчатую крышу сравнивают с хребтом гигантского дракона: действительно, похоже!

Фасад:



Дом Батло - до сих пор частное владение, где сдаются квартиры. Билеты дорогущие, скидок для детей нет. Но такой идеальной чистоты стиля не увидеть больше нигде в Барселоне. В доме открыты для туристов два нижних этажа, чердак и крыша. Правда, из интерьеров вывезена мебель, но изумительны сами залы - причудливо изогнутые, без единой прямой линии, текучие очертания каминов и оконных рам, измятое, деформированное пространство - но не хаотично, а подчиняясь плавному музыкальному ритму.

Нижние этажи - с роскошной отделкой: дерево, металл, керамика, витражи. Чердак - с гладкими белеными стенами, но те же льющиеся формы, параболические аркады и своды. Сохранился лифт в стиле модерн - облицованный темным деревом, страшно медленный, открывающийся вручную. Мы с Игорем имели терпение его дождаться и прокатились до чердака.

Интерьеры дома Батло:



Между домом Батло и следующей остановкой Бас Туристик - домом Мила можно прогуляться пешком - они недалеко друг от друга. Тогда в одном из переулков обнаружится еще одно творение Гауди - раннее, но от того не менее цельное и своеобразное: Дом Висенс.

Вот такой:



Каза Мила, названная ироничными каталонцами Педрерой - «каменоломней», снаружи напоминает как раз о «природных» источниках вдохновения Гауди. Не то морские волны, не то горные кручи, не то термитник. Волнистые фасады снаружи, колодец без углов - внутри.

В «каменоломне» тоже живут квартиросъемщики. Отстоявших длинную очередь туристов вполне современные лифты поднимают сразу на пятый этаж, где для них открыт маленький музей, посвященный жизни каталонской буржуазной семьи в начале 20 века: столовая и спальня, кухня и детская в стиле модерн, умывальник с неудобно изогнутой раковиной, комнатки слуг... На чердаке - один из множества музеев Антонио Гауди - типичный: с предметами мебели, природными «вдохновителями» и макетами зданий и деталей.

Дом Мила - фасад и парочка музейных интерьеров.



Самым интересным для моего сына в домах Гауди стали, конечно, крыши. Великий зодчий не оставлял без внимания ни одну деталь: чердачные башенки, дымоходы, ограждения он превратил в произведения искусства. Если во дворце Гуэль трубы напоминают фантастические елочки (или кактусы?), в доме Батло - шпили «воздушных замков», то на крыше Педреры это - суровые стражи, рыцари в тяжелых шлемах или каменные монстры с непроницаемыми «взглядами».

Сверху: крыша и чердак дома Батло, снизу - на крыше дома Мила.



(Кстати, если есть время бродить по здешним улицам пешком: рядом с Педрерой, буквально на соседней улице - вполне достойный посещений Египетский музей, маленький, но с богатой и разнообразной коллекцией, в подвале которого обнаружилась еще и выставка римских мозаик).

...От дома Мила автобус сворачивает направо, направляясь к шедевру Гауди - Саграда Фамилии или храму Святого Семейства.



Я много раз слышала душераздирающую историю о том, как одержим был старый мастер этим строительством, отказался от прочих заказов, стал жить на стройплощадке, перестал следить за своим внешним видом, и был настолько увлечен мыслями о соборе, что не заметил трамвая и погиб под его колесами. И далеко не сразу в сбитом человеке - нелепом, неряшливом - сумели опознать знаменитого архитектора. Иначе, возможно, его бы могли спасти.

Собор до сих пор в процессе возведения - это самый знаменитый «долгострой» в Испании. Некогда было принято решение, чтобы он сооружался исключительно на пожертвования прихожан. Купив билеты в храм, мы тоже внесли свою скромную лепту в продвижение строительства.

Самим Гауди здесь сделан лишь один фасад - Рождества. Второй - Страстей Христовых, сумрачный, безрадостный, с жесткой, угловатой скульптурой каталонца Субиракса, отличается от блистательного творения Гауди как земля от неба. У фасада Рождества, действительно, теряешь дар речи. Остается лишь одна мысль: как? Как можно было создать ТАКОЕ? Впрочем, восторженный мой пафос в адрес Саграда Фамилия настолько банален, что лучше промолчу.

Картинки из Саграда Фамилии: снимать там можно в любом месте и все, что угодно.



Отстояв сорокаминутную очередь, мы поднимаемся на ажурную колокольню на лифте, который везет только вверх. Вниз надо спускаться пешком - по узенькой и крутой винтовой лестнице. И это - увлекательнейший аттракцион: по ходу спуска вниз то там, то тут открываются выходы на изящные балкончики, мостики, смотровые площадки, откуда можно созерцать украшающие башни скульптуры и восхищаться волшебным искусством Гауди на близком расстоянии.

Вадька не хотел подниматься на колокольню, но мы его уломали.



Последняя остановка нашего автобуса, связанная с Гауди - парк Гуэль. Он находится в северной части Барселоны, и пешком от площади Каталонии до него не добраться. Можно и на метро, но от остановки Бас Туристик идти ближе. Хотя все равно - в гору.

Парк Гуэль Гауди считал своей неудачей. План был шикарным и амбициозным: современный поселок с богатыми особняками, школами, магазинами и прочей инфраструктурой. Но участки под застройку жители покупать почему-то не торопились. Остался лишь парк - самый красивый в городе: сказочные домики-павильоны, стилизованные под природные формы каменные виадуки, прогулочные дорожки под рукотворными пещерными сводами, гроты, беседки, лестницы...

Парк Гуэль:


Гордость парка - зал ста колонн, на крыше которого - бесконечная витая скамья с мозаичной спинкой. Именно на нее плюхнулась без сил измученная и ошалевшая от красоты архитектуры модерна половина моего семейства, пока мы с Игоряхой неутомимо обходили все каменные дорожки и колоннады, поднимались на смотровые площадки, спускались в садики и дворики и бродили по очередному дому-музею Гауди (в котором он действительно жил какое-то время, пока не перебрался в Саграда Фамилию).

Ну и непременный ритуал Игорь, конечно, выполнил - погладил дракончика, что стоит у входа в парк.



Поражаюсь, если честно, прочности раствора, на котором держатся мозаики Гауди: при том безумном количестве туристов, которые их гладят, щупают, сажают младенцев и более крупных детей, цветная керамика не облетает.
Или все же отваливается, но ее регулярно подклеивают?
Ведь вот мозаичная скамья Врубеля в Абрамцево - за бронированным стеклом, хотя народу в усадьбу приезжает на несколько порядков меньше...

В наш маршрут имени Гауди не попал лишь знаменитый дворец Гуэль. Я потом с трудом обнаружила его на Ноу де ла Рамбла: он закрыт, завешен пленкой, из-за которой едва видны макушки керамических елочек-дымоходов.
Впрочем, на этом с Барселоной стоит проститься и рассказать о том, что мы видели за ее пределами.

Начало испанских заметок здесь: http://lerabel.livejournal.com/100971.html
Барселона: лики. http://lerabel.livejournal.com/101331.html
Прогулки по Барселоне: вниз по Рамбле. http://lerabel.livejournal.com/101624.html
Прогулки по Барселоне: готическое. http://lerabel.livejournal.com/101889.html

Испания

Previous post Next post
Up