Маленькая темная фигурка, бредущая предрассветным утром по занесенной снегом Староместской площади - это Игорь. На большинство фотографий он попал именно так - спиной и далеко впереди.
Потому что всегда спешит. Уйти как можно дальше. Подняться как можно выше. Увидеть как можно больше за короткое время. И я вынуждена подстраиваться - почти бежать за ним, спотыкаясь, карабкаясь по высоким ступенькам, сползая ногами с круто бегущих вверх тропинок, с ужасом подходя к парапетам крепостных стен (очень боюсь высоты!), наворачивая километры по разбитым дорогам.
В Праге тоже. Хотя город этот вежливо, но настойчиво требует неспешности: погулять неторопливо по булыжным улочкам, задирая голову к часам и вывескам, постоять в уважительном молчании перед поражающими воображение алтарями соборов, посидеть у камина в уютном ресторане за бокалом глинтвейна…
Как бы не так! Ведь до официально назначенной экскурсии в замок Мелник мы должны еще смотаться на Вышеград, и не на метро за 15 минут, а пешком, потому что так - интереснее! До Малой Страны на метро - еще быстрее, но мы бредем туда сквозь снежные сугробы, потому что впереди - Манесов мост через Влтаву, а мы по нему ни разу еще не ходили.
Благодаря сыну сделано много снимков с высоты. Это - руины на Вышеграде:
* * *
В Пражском Граде находится уголок, который в Игоряхином «рейтинге интересных мест» занимает весьма высокую позицию.
Ну да, на весь мир известная Злата уличка! Но сыном отмечена отнюдь не за живописность. И даже не за то, что здесь, по преданиям, проходит граница между реальным и потусторонним миром: надо лишь правильно выбрать дом, и тень старого алхимика отопрет вам эту дверь…
Все проще. Ибо в одном из домов Златой улички находится вход в Рыцарскую галерею. Длиннющую. Трехэтажную. С магазином, где продаются настоящие доспехи, шлемы и копья.
Здесь мой сын замедляет темп и бродит не спеша, внимательно изучая каждый экспонат.
И правда, есть на что посмотреть.
Такие вот пистолеты (сверху) являются еще и топорами, и арбалетами сразу. А снизу вообще чудесная штука - одновременно пистолет, тесак и календарь на какой-то там средневековый год.
Эта скульптура - там же, на Златой уличке у башни Далиборки (где пытали и морили голодом). Очень символичная статуя, хоть и современная. А мой сын - развлекается:
* * *
Игоряха частенько притормаживает у статуй. В Праге их много, а через Карлов мост, где стоит сразу тридцать скульптурных групп, мы шли совсем медленно. Фотографируясь у очередной скульптуры, он вживается в образ: горбится, если снимается у Карла Четвертого, гордо выпрямляется на фоне воинственного Вацлава, а возле Кафки сделал с собой что-то совсем невообразимое:
У входа на Карлов мост сын вынудил меня забраться без лифта на мостовую башню. Не очень-то хотелось, но самые красивые панорамы Праги получились именно с нее.
Сам Карлов мост, к примеру:
Кто был в Праге, знает, что обязательные туристические ритуалы тоже творятся на этом мосту. Толпы людей дружно гладят труп Яна Непомуцкого, девушку и собачку на бронзовом рельефе (первого - для исполнения желаний, двух последних - непонятно, зачем).
Все трое отполированы до золотого блеска:
А еще - кладут пальцы на пять звездочек Яна Непомуцкого. К звездочкам днем не пробиться, и мы с Игорем откладываем этот ритуал до ночи.
* * *
Поздний вечер в Праге.
Петляя какими-то темными закоулками, Игоряха выводит меня к Карлову мосту. Пока он управляется с Непомуковыми звездочками, я разглядываю с моста город.
Море ночных огней тонет в туманной дымке. Не только статуи на мосту, но даже ангелы на фасадах, подсвеченные снизу, выглядят слегка зловеще.
Старинные легенды оживают именно ночью.
Здесь, на мосту, нам впервые является Голем.
Вот такой:
Ну да, у меня слабенький фотоаппарат, и он иногда глючит, но не так же! Я делаю снимок в режиме ночной съемки, и чья-то призрачная морда возникает над Градом. При последующих попытках сделать тот же кадр, видение исчезает. Мы решаем, что пражский Голем зовет нас в свои владения. И обратно к отелю возвращаемся через гетто.
Здесь еще больше напоминаний о мифическом глиняном чудовище. Некогда рабби Лёв слепил полутораметрового помощника для работы в синагоге. Но однажды вечером забыл вынуть из щели бумажку с «оживляющим» заклинанием. Помощник обратился в монстра-убийцу, с которым в конце концов удалось сладить, но тень его до сих пор бродит по гетто.
Возникая, к примеру, таким вот образом - на мостовой:
А это Игорь входит в образ Голема:
По легенде лишенное волшебной силы тело чудовища спрятали в еврейском квартале, в подвале Староновой синагоги. Вот тут:
Мы купили "комплексный" билет и прошли все синагоги бывшего гетто. Здесь обнаружилось место, занявшее в Игоряхином рейтинге позицию как «самое страшное». Это старое еврейское кладбище:
Хотя по мне, куда страшней Пинкасова синагога, доверху исписанная именами убитых фашистами евреев. Там же наверху - рисунки детей, погибших в концлагерях. Вот где я слез не смогла сдержать, куда там какому-то кладбищу…
В день отъезда с утра поднимаемся на Жижков. Игорь, как всегда несущийся впереди, вдруг останавливается и оборачивается: "Там памятник Голему!» Поверить трудно, но в Праге возможно все. Смотрю издали - действительно, вылитый Голем.
Оказалось - Черчилль.
И это - последний пост про Прагу.