Еще в 18 веке датский писатель Енс Баггесен заметил, что Гамбург никак не назовешь «храмом муз», в лучшем случае - их постоялым двором. «Смотреть у нас нечего» - написала мне живущая там знакомая.
Гамбург - портовый город, промышленный мегаполис, деловой центр торговли, прессы, бесчисленных международных выставок.
Сюда не стремятся со всех концов мира любознательные путешественники.
Его вообще не обсуждают на туристических форумах - я искала, честное слово!
Путеводитель застенчиво замечает, что «туризм не является для Гамбурга серьезной статьей дохода». И тут же осторожно акцентирует внимание приезжающих по делам (и только по ним) гостей города на самое в нем интересное - квартал «ночной жизни» Сан-Паули, мюзик-холлы и кабаре Репербана, Херберт-штрасе - здешнюю улицу «красных фонарей». Обязательными для посещения являются также рыбный рынок и рыбные рестораны…
Мы там не были. Мои мальчишки не любят рыбу. По Репербану, правда, прокатились - если не вглядываться в вывески магазинов и баров, обычная торговая улица.
Но кроме суеты портовых районов, мишурного блеска Сан-Паули и шумной толчеи гигантских магазинов, есть в Гамбурге идиллическая тишина многочисленных садов и парков, неспешная жизнь роскошных вилл над водами Альстера - огромного городского озера, гулкое безлюдье музейных залов... За ярмарочно-офисным фасадом второго по величине города Германии таится тысячелетняя история средневекового, купеческого, ганзейского Гамбурга, немало повидавшего и пережившего. Несмотря на внешнюю открытость и доброжелательность, город полон всяческих сюрпризов.
Например, постоянная, чуть не каждый час, перемена погоды. Иногда ее даже можно поймать фотоаппаратом.
Над пестрым Гамбургом - разноцветное небо:
* * *
...Если подняться на какую-нибудь колокольню старинного среднеевропейского городка, внизу откроется живописная, радующая глаз панорама: черепичные крыши, причудливые трубы, шпили… Только вид будет однообразен со всех четырех сторон.
Если же выйти на смотровую площадку башни гамбургского собора святого Михаила, то от окна к окну картинки меняются, как в калейдоскопе. Это многоликий Гамбург поворачивается к нам разными своими обликами.
На юге - портовые краны, корабли, баржи, нагруженые разноцветными контейнерами, лайнеры, катера, парусники. Загроможденная причалами, доками, пристанями, пакгаузами, Эльба кажется безбрежной, как море. Но и кусочек Северного моря виден с башни «Михель», так гамбуржцы называют любимую церковь моряков и рыбаков, четырежды сгоравшую дотла и всякий раз отстраиваемую заново.
Порт:
На севере - бесконечная зелень парков и скверов, крошечные лоскутки-паруса на серой глади Альстера, разноцветные кубики вилл.
На западе - тот самый «злачный» район Сан-Паули, а рядом - респектабельная Альтона, и еще дальше - район Бланкенезе, некогда рыбацкая деревушка, превратившаяся нынче в фешенебельный поселок богачей.
Самые богатые жители Гамбурга обитают в виллах на берегах озер и каналов:
И, наконец, на востоке - среди типовой краснокирпичной застройки и стеклянных параллелепипедов офисных конструкций - островки средневекового купеческого Гамбурга, ниточки каналов, пронизывающие центральные улицы; шпили кирх, любовно восстановленных после чудовищной операции «Гоморра» 1943 года.
Англичане назвали тогда Гамбург «мертвым городом» - ураганный ветер, воздух, нагретый до 300 градусов по Цельсию, бомбы союзников сожгли все на площади более пяти квадратных миль. Темная, словно обожженная, готическая колокольня святого Николая над разрушенным храмом - страшное напоминание о тех днях.
Здесь же, вокруг "Михеля" и "Святого Николая", уцелевшие островки средневекового Гамбурга:
Улочка вдов, где в 17 веке селились жены погибших моряков и довольно удачно вели торговлю:
Старинные здания на Дайхштрасе, по которым можно мысленно представить, каким был город всего какую-то сотню лет назад. Больше нигде в Гамбурге таких домов не сохранилось - лишь бетон, стекло и красный кирпич.
Но история живет в музеях, коих в городе великое и разнообразное множество.
* * *
«После Лувра или Мюнхенской Пинакотеки в Гамбурге решительно нечего смотреть в музеях» - сказала тетя Аня при первой же нашей встрече.
На самом деле, есть что посмотреть. Кроме стандартного набора музеев, каждый из которых сделан по-немецки добротно и интересно для посетителей: истории города, этнографии, зоологии-палеонтологии и т.п., есть и более специфические, местные - пряностей, складов, таможни. Для любителей музыки имеется музей Брамса, который тут жил. Почему-то нет морского музея, но обещают, что скоро откроется.
Здешняя картинная галерея - Кунстхалле, что у Главного вокзала, - действительно не идет в сравнение ни с Лувром, ни с Уффицци. Впрочем, с нашим ГМИИ, пожалуй, можно сравнивать: германские ренессансные алтари, несколько симпатичных Буше и Фрагонаров, неплохая коллекция барбизонцев и импрессионистов. Особенное удовольствие получат любители немецкого романтизма - такого количества картин Каспара Фридриха и Отто Рунге нет, пожалуй, ни в одном музее мира.
В Кунстхалле, кстати, и знаменитая «Гибель Надежды» - одна из лучших работ Фридриха.
Но главный "музейный" сюрприз ждал нас не там, а совсем рядом.
С другой стороны от вокзала есть невзрачное здание, упрятанное в леса, сразу и не отыщешь.
Это Музей искусств и ремесел.
Четыре этажа потрясающей красоты!
Египетские статуэтки из полудрагоценных камней!
Античная коллекция керамики, достойная Лувра!
Изумительные гобелены и фарфор эпох рококо и барокко!
Волшебное собрание старинных музыкальных инструментов 17-18 века!
Целый зал клавесинов с расписными крышками!
А потом начинаются залы бидермейера и модерна - фарфор, мебель, украшения, интерьеры… Когда ослепленные всем этим великолепием мы поднимаемся на последний этаж, уже почти ничего вокруг не замечая, местный служитель вежливо привлекает наше внимание к какой-то витрине с тарелками - там работы Пикассо и Дали. Ох…
На огромный музей - всего четыре посетителя: я, мама и мальчишки.
Служителей - больше, и они не разрешают фотографировать.
Люди, кто там живет рядом, сходите - не пожалеете!
* * *
Возможно, город разочарует любителей старины и тихих улочек. Тех, кто привык наслаждаться древностью камней под ногами, любит цельность и стильность архитектурного облика. Чтобы услышать дыхание времени, здесь нужно прислушиваться долго и тщательно.
Но есть кое-кто, кого Гамбург не разочарует никогда.
И это - дети.
Потому что в этом городе есть все для того, чтобы сделать их счастливыми.
Но о «детском» Гамбурге - в следующем посте.