Прогулки по Будапешту.

Jan 24, 2011 01:24



Если бы в путешествие в новую страну меня пустили в одиночку, я бы, видимо, дни напролет проводила в каких-нибудь художественных музеях перед картинами. Ну или в храмах, к примеру. И даже при наличии трех спутников, интересующихся "культурным наследнием" куда меньше меня, кое-куда я все же сумела их затащить.
Впрочем, в своих венгерских "отчетах" я не стану подробно рассказывать об архитектурных шедеврах, о соборах и синагогах, картинах и красотах прикладного искусства. Во-первых, это мало кому интересно. Во-вторых, кому-таки да, тот всегда найдет, где посмотреть-прочесть.

А расскажу-ка я лучше о наших "детских" разлечениях в этом благословенном городе. Кавычки я поставила потому, что один из так называемых детей - уже вполне себе взрослый дядя, но и для мальчика такого возраста в Будапеште есть свои радости. Город сей замечательно подходит для путешествий с детьми и дарит им множество удовольствий, от высококультурных до вполне себе прозаических.

* * *

В Венгрии настоящей семьей считается лишь та, в которой есть дети. И если вы привезете туда хотя бы одного ребенка до 14 лет, вас ждут разнообразные приятные удивления. Например, совершенно смешная цена двухдневного семейного проездного (что-то около 8 евро): двое взрослых могут ездить по нему на чем угодно в Будапеште, включая электричку и симпатичный "зубчатый" фуникулер, если при них будет от одного до семи (!) детей. (Но Боже упаси вас предъявить контролерам подобный билет, если ребенка при вас нет (остался в отеле). Штрафы будут нешуточными.)

Зубчатый фуникулер, поднимающий на Замковую гору:


В музеях, в лабиринте, в зоопарке - везде "фэмилитикет" оказывался по стоимости чуть дороже одного взрослого билета, а нас по нему ходило четверо! И нам почти везде его охотно давали, как только я предъявляла в кассе детей. А там, где не давали, Вадька проходил бесплатно, а Игоряха получал изрядную "студенческую" скидку. Такую же, но пенсионерскую, везде имела мама, так что, как обычно, я была самым невыгодным путешественником.

* * *

В Будапеште, в отличие от многих европейских столиц, нет серьезных "древностей", разве что фундаменты Аквинкума, римского города, но им не сравниться с античными городами Ионии, которые мы видели летом в Турции.
Сильно средневекового тоже практически ничего не осталось, особенно после бомбежек второй мировой, когда семьдесят процентов города было разрушено. Венгры заботливо восстановили все, и Будапешт полон "новодельных" готических церквей, капелл, замков, башен. Все они настолько аккуратные и ухоженные, что выглядят декорациями к фильмам-сказкам.

Совершенно декоративна и игрушечная псевдосредневековая архитектура, возведенная на рубеже 19-20 веков: замок Вайдахуньяд - славная пародия на настоящие трансильванские замки, башня Эржебет на горе Янош или, к примеру, романтический Рыбацкий бастион на Замковой горе.
Последний выстроен в 1905 году архитектором Шулеком, мастером с богатой фантазией, посвятившим гильдии рыбаков это сказочное сооружение с изящными ажурными аркадами, башенками-шатрами, многочисленными галереями, лесенками и переходами, по которым так замечательно бегать и лазить детям любого возраста, причем не только днем, но и в темное время, когда здесь включается обильная ночная подсветка.

Рыбацкий бастион:


Впрочем, на Замковой горе есть что посмотреть с детьми и помимо бастиона. Совсем рядом с ним, в здании отеля "Хилтон" есть маленький музей марципана. Чуть подальше, на Господской улице, симпатичный интерактивный музей телефона. А если по той же улице двигаться вниз, то по левую сторону открывается дверной проем, из которого валит густой пар. Над ним висит железная вывеска с рисунком-спиралью. Это знаменитый Лабиринт - пещеры Замковой горы.

В густом и теплом влажном тумане вниз уходят крутые ступени. Купив билет, попадаешь в плохо освещенный темный коридор, в глубине которого мерцают тусклые светильники. Если не сворачивать в тупики и не пытаться залезть в закрытые решетками ответвления коридоров (а мы пытались!), путь недлинный - километр с небольшим.
Сперва на пути возникают настенные изображения, стилизованные под наскальные доисторические рисунки. Затем из тьмы начинают выплывать жутковатые фигуры монахов и путников, похожие на средневековую скульптуру. Еще один коридор - каменная чаша с прозрачной водой. Следующий зал - чья-то гигантская затонувшая голова. А дальше - конь с всадником, навеки застывшие и вросшие в эти стены.


Один зал освещен ярче других. В центре его - мощный столб, увитый виноградной лозой. Из краников с четырех сторон тонкой струйкой течет себе... красное вино. Оно же - судя по запаху - в каменной чаше статуи монаха, "охраняющего" чудесный фонтан.
Подставить под струю руку и лизнуть - развлечение для старшего мальчика (для бабушки, впрочем, тоже).


Далее в приподнятом настроении исследуются оставшиеся коридоры, наполненные следами нынешней цивилизации: отпечатками в камне мобильных телефонов, подошв кроссовок и бутылок из под кока-колы, замурованными в стекло утюгами, ключами, деталями компьютеров и т.п. Но младший мальчик уже рвется наружу - ибо перед тем, как тащить его дальше, в исторический музей, на площадке перед дворцом мама обязательно купит ему кюртеш-калач (а себе глинтвейн, понятное дело).


* * *

На Будайской же стороне есть объект, особенно заманчивый для старшего мальчика. Гора, да. Не то, чтобы большая, каких-то 260 м, однако знаменитая. Когда-то отсюда в бочке, утыканной гвоздями, сбросили в Дунай епископа Геллерта, обращавшего мадьяр в христианство. Нынче его статуя с поверженным язычником у ног возвышается на террасе с колоннадой и водопадом, а сама гора носит его имя.
Еще в путеводителях пишут, что в средние века ведьмы устраивали здесь свои слеты-шабаши. Если этому верить, то гора Геллерта что-то вроде вроде Лысой горы или немецкого Брокена.

В ее недрах - пещерный монастырь ордена св.Павла и чУдная подземная церковь, куда мы, конечно же, тоже спустились.
А на вершине горы Геллерта - военная крепость-Цитадель, построенная при Габсбургах, но активно использовавшаяся во время последней войны. Музей, спрятанный в бетонном бункере Цитадели, посвящен именно этому историческому периоду. В грязно-серых застенках бункера - склады оружия со "шмайсерами" и "фаустпатронами", комната военного госпиталя, застенок гестапо, где идет "допрос коммуниста", и этажом ниже - страшные фотографии реальных событий военного времени.
На входе в бункер:


А снаружи, у стен Цитатели можно поразвлекаться у настоящих орудий второй мировой:


Там же, на горе Геллерта стоит стела с фигурой девушки с пальмовой ветвью - некогда памятник Освобождения Венгрии советскими войсками, нынче же местная статуя Свободы. Но с киевской ей масштабами не равняться...

* * *

От Замковой горы удобнее всего перебираться на Пештскую сторону по Цепному мосту.
Сразу за Парламентом - музей Этнографии: хижины, ульи, грабли, серпы и плуги мадьярских крестьян, искусные изделия венгерских рукодельниц (особенно порадовала "свадебная" экспозиция, с приданым венгерской невесты: множество переполненных сундуков, корзины с глиняными кувшинами, печь, заваленная бесчисленными подушками и перинами). И несколько залов одних только игрушек! Разномастные смешные куклы и к ним в комплект - крошечное хозяйство: утюги, корыта, крынки, прялки, совершенно настоящие, но маленькие. А также резные деревянные фигурки, маски для колядок, вертепы...
Мальчиков венгерские мастера игрушками тоже не обидели:


И еще чуть-чуть об игрушках, раз уж речь зашла.
В любом туристическом городе набор сувениров стандартен: футболки, тарелки, стопки, магниты... Они большей частью взрослые, скучные. (Исключение - разве что Прага).
Венгры же, по моим ощущениям, имеют отдельную индустрию сувениров для детей. Во всяком случае, в одном из больших магазинов на Ваци, где весь персонал говорил по-русски, причем хорошо, нам устроили настоящее шоу детской сувенирной продукции: от кукол в народных костюмах и девичьих фартучков с рецептами (я искала подарок четырехлетней племяннице) до хитрых деревянных шкатулок и записных книжек с секретом и гигантских, по полметра длиной, разноцветных карандашей.
Выбрать что-то непросто:


И даже городские статуи в Будапеште порой похожи на большие игрушки. Не все, конечно. Есть и помпезные памятники вроде монумента на площади Героев, и загадочные, как Анонимус у замка Вайдахуньяд. Но чаще городская скульптура возникает как-то запросто посреди улицы или у парапета набережной, причем далеко не всегда сразу понимаешь, что она каменная или бронзовая. При ближашем рассмотрении фигура, конечно, чаще оказывается знаменитым венгерским поэтом или мыслителем, но это может быть и обычный пастух с овцами или винодел с бочками.
А совсем недалеко от улицы Ваци на перекрестке мы встретили вот такого жандарма:


* * *

У младшего мальчика - фаната всего, что движется, в Будапеште есть и "бонусные" развлечения, малопонятные обывателю. Например, катание на трамвае или метро. Как же, ведь именно в этом городе - самое старое метро на континенте. И по "исторической" ветке (на картах она желтого цвета), проложенной еще в позапрошлом веке, до сих пор бегают веселенькие желтые вагончики. Ну как не прокатиться?

В начале этой самой ветки, на станции Deak Ferens ter по настоятельной Вадиной просьбе мы отыскали в крошечном тупике подземный музей метро - с настоящими вагонами, которые ездили по старой линии и с макетами тех, что бегают нынче по двум остальным веткам - синей и красной. Этим поездам сын мой младший радовался еще больше, чем старинным, ибо это наши родные голубые вагоны с Мытищинского завода. Только очень уж обшарпанные.

Музей метро:


Заканчивается "историческая" ветка в парке Варошлигет, где есть еще несколько замечательных мест, куда стоит повести детей.
Но в этот пост они уже точно не влезут.
Так что придется писать продолжение рассказа о "детском" Будапеште.
Если вы, конечно, не против.

Венгрия

Previous post Next post
Up