Земля Крита полна легенд. Современные потомки древних эллинов эксплуатируют свою мифологию по полной программе. «Мифос» - это название популярного греческого пива (детский экспромт: «полный пифос пива «Мифос»). Гипсовые, бронзовые и даже мраморные лики античных богов бесстрастно взирают на туристов из любой сувенирной лавки в немыслимых количествах. Они же, довольно грубо намалеванные на прекрасных, ручной работы керамических амфорах, отбивают всякое желание сии амфоры покупать. В самом захудалом греческом поселке между тавернами «Афина» и «Посейдон» вам может встретиться еще и супермаркет «Зевс»!
Кстати о последнем (не о супермаркете). К царю богов критская земля оказалась особенно добра с самых его малых лет. На Крите аж две пещеры, где Зевс провел младенческие годы, скрываясь от отца, страшного Кроноса, жаждущего сожрать малютку, как прочих своих детей. На востоке острова сим «священным местом» считается Диктейская пещера Зевса, на западе - Идейская. В обе возят толпы туристов. Если поедете с гидом, он обязательно покажет, где стояла колыбель божественного младенца и в каком месте была привязана вскормившая его коза Амалтея (чей рог впоследствии стал рогом изобилия богини счастья - Тюхэ).
Диктейская пещера: на этом месте вроде бы стояла колыбель маленького Зевса
Подросший и свергший с трона отца Зевс, видимо, запомнил, как хорошо было ему на Крите. Потому-то привез он сюда одну из своих возлюбленных - финикийскую царевну Европу. Трое их сыновей - Радамант, Сарпедон и Минос - и стали первыми правителями Крита.
Впрочем, существуют и менее известные истории о любовных шалостях Зевса на Крите: например о том, что в той же Идейской пещере Зевс прятал маленького Загрея - своего сына, рожденного Персефоной, от глаз ревнивой Геры. Здесь же существовал культ Иасиона - еще одного сына Зевса.
Однако, самая знаменитая и жутковатая критская история греха связана с другим богом. В подземелье выстроенного хитроумным Дедалом Кносского дворца-лабиринта морской бог Посейдон в облике быка сошелся с женой царя Миноса Пасифаей (для нее тем же Дедалом было сооружено коровье тело), и от этой связи родился Минотавр - чудовищный человек с бычьей головой. Это порождение ужаса приходилось прятать в подземелье с запутанными ходами - Лабиринте (сейчас его отождествляют с реальным Кносским дворцом) и приносить ему человеческие жертвы.
Не эта ли лестница ведет в лабиринт Минотавра? (на самом деле - вход в купальни Кносского дворца):
Будучи в Кноссе, мы попытались найти те подземные ходы, по которым блуждал герой Тезей с целью убить Минотавра, и, кажется, нашли. Туристическая тропа, с которой обозреваются верхние, реконструированные части дворца, туда не ведет. Внизу же, среди руин древних фундаментов, сын мой залез в некий подземный ход, который благополучно вывел наружу, оставив ощущение причастности к подвигу Тезея.
Игоряха облазил и те части лабиринта, куда не ступала нога организованного туриста:
Путешествие по Кноссу и Ираклиону - критской столице - вызывает в памяти и множество других легенд.
На каменном троне (с него после сделали копию для председателя международного суда в Гааге), что стоит в Тронном зале дворца, сидел «справедливый» царь Минос, ставший после смерти судьей царства Аида.
Возможно, с этих стен начался фантастический полет на Сицилию Дедала и Икара (последний, как вы знаете, не долетел).
В окрестных полях и рощах, не исключено, ловил Геракл знаменитого Критского быка.
В Ираклионском порту вспоминается великий герой Идоменей, сын Миноса, который отсюда уплывал на Троянскую войну.
А недалеко от берега, на острове Диас, по приказу Диониса, бросил свою возлюбленную и помощницу Ариадну Тезей. Безутешный, он забыл сменить черный парус на белый, означавший победу над Минотавром, что стало причиной самоубийства его отца Эгея (он бросился в море, и с тех пор оно называется Эгейским).
Вот он - Диас, где осталась бедная брошенная Ариадна:
Легенды эти стали отражением истории, быта и религии древних минойцев, живших на Крите целое тысячелетие. Существовала их цивилизация примерно с 25 по 15 века до нашей эры и погибла в одночасье - об этом ниже. Но мифы придуманы древними греками - и значительно позже, в «темные века» (11-8 до н.э.). Сами же минойцы и не подозревали, какими фантастическими историями обрастут остатки их цивилизации через тысячу лет после ее загадочной гибели.
Минойский пантеон вовсе не отличался античным разнообразием. На Крите вовсю царил матриархат - все критские гиды старательно это подчеркивают. Главным женским божеством острова была Богиня-мать: покровительница земледелия, повелительница зверей, хранительница домашнего очага. Ее изображения - с воздетыми вверх руками, в которых она иногда сжимает двух змей - встречаются повсюду.
Вот таких критских богинь я сняла в Ираклионском археологическом музее:
Что касается мужского божества - тут расходятся мнения ученых и историков. По личным наблюдениям, критский бог - это бык. В пользу этой версии - не только мифы о Зевсе, что в образе быка похитил Европу, и Посейдоне, в том же виде явившемся к Пасифае. Зубцы в виде бычьих рогов украшали минойские дворцы - Кносский (где правил Минос), Фестский (Радаманта) и дворец в Малии, где был трон третьего сына Зевса - Сарпедона. В археологических музеях - разномастные статуи быков, ритуальные сосуды-ритоны в виде бычьих голов. Есть версия, что минойские цари, участвуя в жертвоприношениях, надевали бычью голову - отсюда Минотавр. Самая знаменитая фреска Кносского дворца - «Таврокатапсия»(игры с быком) демонстрирует некий ритуальный обряд древних минойцев. Читала я где-то, что прыжок через быка, изображенный на этой фреске, попросили повторить в наше время испанских тореадоров - те не смогли, выучки не хватило.
Оригинал «Таврокатапсии» в Ираклионском музее фотографировать, оказывается, нельзя. Но я не знала и сняла. Вот:
Ну, с мифологией я, кажется, закончила, а следующая часть будет - археолого-историко-этнографическая. Познавательная, в общем.