Я тут месяц назад "аркадами" баловалась. Здесь:
http://www.livejournal.com/users/lerabel/18854.html и
http://www.livejournal.com/users/lerabel/19544.html А ведь такая система связей может быть создана абсолютно по любому региону страны и мира (например, тому, куда вы с ребенком едете отдыхать или откуда недавно вернулись).
Но поскольку побывали мы на Крите, пусть уж будет он.
Итак:
ГЕОГРАФИЮ можно изучать прямо с борта самолета. Небо над Эгейским морем было безоблачным, очертания каждого острова видны, как на ладони. Вооружившись картой Греции, мы пытались определить, над каким островом пролетаем. В дальнейшем ориентироваться по всяческим картам Игорь стал лучше меня, и однажды вывел нас из заколдованного узла запутанных улочек Ираклиона, где мы заблудились.
По Ираклиону Игоряха ходил с картой и всегда выводил туда, куда нужно. (На фото - развалины венецианского арсенала).
Разнообразным оказалось количество видов ТРАНСПОРТА. Вот ведь сколько всего довелось увидеть или даже самим поездить: самолет, автобус - двухэтажный, обычный и микро-, автомобиль, мотоцикл, туристический паровозик, пароход, паром, катер, скутер, яхта, рыбацкая лодка, а также лошадь и ослик, о котором - ниже.
Поскольку на острове сказочные горы и настоящие карстовые пещеры, к географическим изысканиям добавились и ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ. Увидеть, как меняются слои горных пород, проезжая сквозь ущелье - совсем не то, что в музее или энциклопедии! А какие, например, разновидности кальцита могут встретиться всего в одной пещере со сталактитами...
Из каких же минералов сложены эти скалы? (Окрестности старого Херсониссоса)
Путешествие дает возможность открыть новую страничку, к примеру, в БИОЛОГИИ (ботанике и т.п.) Дикий виноград и цитрусовые растения мы встречали и прежде, но настоящую оливковую рощу или кипарисовый лес нам довелось видеть впервые. Вначале же даже пальмы и кактусы на территории отеля повергали в изумление. А на плато Лассити мы проезжали заросли каменного дубы, первый из которых, по местной легенде, посадил на Крите сам Зевс. Названия же большинства растущих там экзотических цветов так и остались для меня загадкой.
Вот такие растут прямо на камнях у моря и под заборами отелей.
Что касается фауны, то кроме уже упомянутых морских ежей, нам довелось близко познакомиться с гигантскими цикадами, чье пение (от которого порой закладывало уши) сопровождало все наше пребывание в отеле. В конце концов удалось разыскать в траве гигантское зеленое насекомое, похожее на кузнечика. Немецкие же дети отлавливали их десятками и, кажется, мучали.
Критские кошки - более мелкие, чем наши, - оказались дружелюбными, бесстрашными и любознательными. Они спокойно усаживались рядом, прыгали на колени, забирались на подоконники номеров. На территориях шикарных отелей помимо собак и кошек встречались также экзотические птицы, одну из которых я сняла на ступенях амфитеатра.
Но "царь зверей" на Крите - это... осел. Какие-то они там крупные, могучие даже, впрочем, на вид вполне спокойные и покладистые. Для тамошних крестьян иметь ослика - отнюдь не роскошь, поскольку по крутым горным тропинкам ни на машине, ни на мотоцикле не проедешь. Вот и делают «ословладельцы» свой маленький «бизнес» - подвозят за 10 евро туристов на плато, к пещерам и высокогорным отелям.
Греческий дедушка на ослике - персонаж, весьма часто встречающийся на Крите.
А какие возможности дает путешествие для изучения ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ! В отличие от Турции или Кипра, в Греции русский не в почете, пришлось вытряхивать из памяти все запасы английских и немецких слов. Немножко познакомились мы и с греческим: алфавит древний - не кириллица и не латиница (N - как в латинице, например, а Р - как в кириллице). Кстати вспомнились истории об изобретении финикийцами алфавита, об иероглифах минойцев с Фестского диска, ну а там по ходу дела и о Кирилле и Мефодии. Язык эллинов удивителен еще и тем, что в нем в своем первоначальном значении встречаются слова, которые у нас на слуху как части слов. Например, "маленький" - "микро", много - "поли", "дети" - "педья" (логопед, педагог и т.п. - все отсюда).
Зато "да" по-гречески - "нэ".
Моя же профессия - "искусствовед" звучит совершенно потрясающе: "технокритис".
Ну а как не выучить расхожие "калимера" (доброе утро), "евхаристо" (спасибо) и "андио" (до свидания). Когда мы это говорили, лица греческих официантов и продавцов в супермаркетах озарялись совершенно солнечными улыбками!
Во время таких поездок можно поучиться и СЧИТАТЬ. И не только переводить евро в рубли. Мы вполне серьезно считали метры и километры - расстояния между городами, высоты гор, глубины пещер, площади горных плато, численность населения городов и поселков и т.п. Оказывается, во всей Греции живет примерно столько же людей, что и в Москве! А в столице острова Ираклионе - меньше, чем в нашей Балашихе!
А еще мы считали время - сотни, тысячи и миллионы лет. И благодаря этому перешли к самой интересной для нас -
ИСТОРИЧЕСКОЙ части. Минойская цивилизация сравнима с древнеегипетской - она возникла примерно тогда же и была, пожалуй, даже более совершенной. После ее гибели (опять отложу рассказ об этом) там жили греческие дорийцы, позже - римляне, затем - византийцы с 4 по 9 века н.э. Следующие триста лет Критом владели арабы-сарацины, еще четыреста - венецианцы. Самым страшным было для острова время турецкого владычества - до конца 19 века: войны, геноцид, борьба за независимость, страшный упадок культуры. Крит стал независимым и воссоединился с Грецией только в 1913 году!
Всего один туристический маршрут может оказаться похож на путешествие на машине времени с перепрыгиванием из эпохи в эпоху! Например, сперва вы попадаете в византийский монастырь Агия-Варвара, затем в селение Камарес, где были найдены самые красивые минойские вазы, потом в Гортину - римскую столицу Крита, далее в древний Фестский дворец, второй по значимости после Кносса, в заповедник Агиа-Триады 14 в. н.э. и заканчиваете путь в Матале - современном туристическом поселке.
Чуть-чуть об АРХЕОЛОГИИ. Подлинному любителю сей науки будет интересно до дрожи - ибо на здешних раскопках находят отнюдь не черные наконечники стрел и серые обломки горшков. Среди экспонатов археологических музеев Крита есть совершенно удивительные, изысканнейшие изделия, порой невозможно поверить, что им по несколько тысяч лет!
Думаете это советская авоська? Нет, это - минойский керамический сосуд! (Из музея)
А как не упомянуть историю РЕЛИГИЙ, которые сменяли тут друг друга: от поклонения Богине-матери до нынешней православной веры. Греки религиозны, свято соблюдают обряды, церковные праздники до сих пор являются самыми важными. На Крите - бесчисленное количество церквей и монастырей. Среди них есть древние и совсем новые, но все - чистенькие, красивые и очень ухоженные. Православная церковь обнаружилась даже на территории нашего отеля!
В горном монастыре Кера, возникшем еще в 14 веке, нас угостили просфорами (слева - монастырская церковь, справа - один из тамошних монахов):
Знакомство с повседневной жизнью эллинов - это, собственно говоря, ЭТНОГРАФИЯ. Этнографические музеи есть не только в больших критских городах, но и в поселках, и даже в курортном Херсониссосе есть такой музей - Лихностасис. Посетить хотя бы один из них просто необходимо, чтобы увидеть хижину критского крестьянина - внутри и снаружи, ветряную мельницу, ткацкий станок, маслобойню, печь, давильный пресс для вина и т.п. Кроме того, на Крите любят возить туристов на винные заводы с непременной дегустацией - это тоже приносит хорошую прибыль владельцу завода, да и гиды, наверняка, получают свою часть.
На винном заводе в Пезе от нас не скрыли, что его хозяин о-очень любит русских туристов. (Кусочек экспозиции музея этого завода)
Пора переходить к самому интересному - к КУЛЬТУРЕ. Критской мифологии я посвятила целую главу (
http://www.livejournal.com/users/lerabel/21884.html). А как не вспомнить об античном театре! Возможность же услышать музыку Эллады предоставляется повсеместно. Греческая народная музыка и танец оригинальны и самобытны: певцам и танцорам аккомпанирует бузука - местный струнный инструмент, чьи характерные переборы легко узнаваемы с первых же звуков. Мелодический ряд греческих песен удивительно красив - это и популярный «сиртос», от которого произошел известный на весь мир танец «сиртаки», и менее известные, но тоже замечательные «хасапикос», «зейбекикос». Есть и особый «критский сиртаки» - он отличается от привычного, так же как и критские танцы - от континентальных греческих (наши аниматоры в отеле на одном из концертов с блеском продемонстрировали всю их невероятную сложность).
Дальше речь должна бы идти об архитектуре и художественном творчестве, но тут уж я в один абзац не уложусь никак! И потому вся следующая часть будет - «творческая».