На этот раз мы сбывали не Вадькину мечту, а мою.
Хороший был день. Тихий, несуетный.
Не очень морозный, но вокруг - светло и снежно.
А за двести километров от Москвы, где в бескрайних полях, в низине речки Колокоши девять веков назад основал князь Юрий Долгорукий новую крепость и назвал ее своим именем, и вовсе тишина звенящая, монастырская.
Вот он, князь Юрий, у городских валов.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Маленький городок, мирный, благостный. Машин почти нет, люди тоже как-то попрятались.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Собственно, тютчевское "...здесь и там
Виднеет крест, белеет храм.
Куда ты взор не обратишь,
Какая ширь! Какая тишь!"
оно как раз именно про эти места.
Центром независимого княжества Юрьеву-Польскому довелось побыть совсем недолго. Уже в 14 веке город оказался в глубокой провинции княжества Московского. Пережил пять тяжких монгольских набегов, великое разорение Смутного времени, слегка ожил и застроился монастырями-церквями в 17 веке, в 18-м попал под екатерининские перепланировки, прорезался кое-где ровными улицами с купеческими особняками, да так и остался с тех пор окраинным провинциальным городком Владимирской губернии.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Здесь родился Никон Радонежский, что заказывал Андрею Рублеву "Троицу", и умер героический Петр Багратион, жизни которого в местном краеведческом музее посвящено несколько залов в Трапезной палате. У стен Михаило-Архангельского монастыря - очень знакомые места, где снимали "арбатовские" сцены из "Золотого теленка" с Юрским. Мы обедали в одноименном кафе, украшенном фотографиями и цитатами оттуда.
"Нет, это не Рио-де-Жанейро! - было написано на первом же плакате у входа.
Это Юрьев-Польский".
Посмотреть на Яндекс.Фотках Монастыри - третьей категории (не больше двадцати монахов), поэтому все - маленькое, камерное.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Небольшой собор, невысокая - чуть больше тридцати метров - звонница, внутри нее - узенький тесный ход, где не распрямиться и шестикласснику.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Никакой туристической суеты и сувенирного разгула. В монастырских двориках - блеклая потрепанная штукатурка, откуда местами просвечивает рыжий кирпич, на котором почти сюрреалистически выглядит выставка еще одного здешнего промысла - деревянной резьбы.
Посмотреть на Яндекс.Фотках За Михаило-Архангельским монастырем и разрушенной Троицкой церковью - главная цель нашего путешествия, ради которой мы и выбрались, собственно, в эту даль.
Георгиевский собор. (Думаю, что многие мои френды хорошо знают этот храм).
Посмотреть на Яндекс.Фотках Последняя, по выражению искусствоведа Н.Воронина, "лебединая песня" домонгольской Руси - дивной красоты храм, от верхушки барабана до оснований входных колонок как ковром украшенный тончайшим кружевом белокаменной резьбы.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Его строительство было завершено всего за четыре года до монгольского нашествия, и после четырех набегов он лежал в руинах. В 15 веке архитектор Ивана III Василий Ермолин очень старался собрать красоту заново, да не вышло: вновь сложенный храм оказался и ниже, и приземистее, а каменное узорочье, читавшееся прежде как захватывающая история, превратилось в набор разрозненных картинок.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Но и их разглядывать и фотографировать - необыкновенно увлекательно. Особенно когда знаешь, что искать.
Улыбающихся львов
Посмотреть на Яндекс.Фотках Фантастических грифонов...
Посмотреть на Яндекс.Фотках ...и кентавров
Посмотреть на Яндекс.Фотках Парящих в вышине ангелов.
Посмотреть на Яндекс.Фотках А сколько всего еще! Ажурные плетения изысканных растительных орнаментов, фантастические каменные гирлянды, женские лики и звериные маски, портреты святых и князей, истории из Ветхого и Нового заветов... Белокаменный хаос, из которого волшебным образом то здесь, то там возникают узнаваемые сюжеты.
Те каменные картинки-обломки храма, что археологи обнаружили уже гораздо позже на берегах Колокоши, аккуратно расставлены внутри собора. Там же - чудотворное резное распятие, к которому бесконечно идут паломники: оно увешано золотыми цепочками с крестиками - дарами молящихся.
Да, слона мы тоже нашли, но он так высоко, что хороших снимков не получилось, увы...
А это - портрет тогдашнего главы Владимирской церкви, епископа Митрофана. Слева от его лика - три первых буквы имени мастера Бакая, главы артели. Глядя на них, особенно грустно думать о том, что это, возможно, была последняя на Руси дружина камнерезов.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Ибо мастерство их было утрачено во времена монгольского ига, так же, как и искусство мозаики, эмали, стеклоделия и многое-многое еще... И уже никогда больше ничего подобного никто создал.
Ради одного только этого храма, безусловно, стоило ехать в Юрьев-Польский.