Начну с того, что в Казань я не хотела ни разу. А хотела вообще-то в Вологду и Ферапонтово, три года уже хотела. Однако этим летом я так последовательно и методично сбывала мечты - давние, сильные, выношенные, что, видимо, возможность сбыть еще и эту была уже за пределами понимания мироздания, и оно вмешалось.
В лице сына младшего, у которого свои планы. Он притащил мне две бумажки, на одной из которых была написана моя Вологда, а на второй - Казань, куда он давно хотел. И поскольку я крайне неудачлива во всяческих розыгрышах и лотереях, результат был предсказуемым - мы поехали в Казань.
Второй шуткой мироздания стал аккумулятор от моего фотоаппарата, который категорически отказался функционировать в Казани, будучи полностью заряженным. Что интересно, по возвращении домой от отлично себе заработал. Но там - ни в какую! Пришлось вооружиться смартфоном, но снимки с него, скажу я вам, - полное безобразие. Так что и фотографий нормальных у меня из Казани нет, только тот ужас, что ниже.
Ну и, как следовало ожидать, Казань оказалась совершенно не "моим" городом, так же, как, к примеру, в прошлом году Нижний. Нет, там замечательно - светло, свежо, чисто, его заметно облагородили уже в нашем веке - сперва к тысячелетию в 2005-м, а затем - к Универсиаде 2013-го. Современный дизайн, элегантные новостройки, продуманные для туристов пешеходные улицы, фонтаны, роскошные ночные подсветки в центре.
Много красивых молодых лиц вокруг. Мало машин - почти полное отсутствие пробок. Вкусная выпечка и сладости.
И все ж не то, что я люблю. Мне нравятся старинные стилистически цельные города, с особым обликом, с ощущением эпохи, пусть даже что-то будет неотремонтировано или даже разрушено. Увидеть старинную рукотворную красоту - ради этого я снова и снова отправляюсь в путешествия.
Это из Кремля - Благовещенский собор, самый лучший. Полумесяц видно?
В Казанском кремле не ощущается ни время расцвета древнего ханства (когда на его территории были дворцы и мечети), ни эпоха Ивана Грозного и позже (когда ислам изгоняли огнем и мечом, а православные храмы и монастыри росли там как грибы). Да и екатерининское время, с которого в Казани началось то поразительное смешение религий, которое стало особенностью города, тоже не чувствуется здесь. "НедоМосква какая-то", - сказал Игорь, когда мы прошли по центральным улицам. Возможно...
Мечеть Кул Шариф в Кремле, если отрешиться от новодельности и религиозной окраски, в любом случае очень-очень красива. Именно с архитектурной точки зрения - соразмерность, гармония частей, цвета, детали... Еще краше она в ночной подсветке, напоминая свою же собственную модель из драгоценных камней. Она открыта для туристов и так же дивно хороша внутри, как и снаружи.
Большинство мечетей Казани - в Татарской слободе, в них туристов не пускают, но сама слобода - чисто убранная и окультуренная, с ярко выкрашенными стенами и наличниками купеческих особняков, явно готовится стать туристической зоной с соответствующим антуражем. В общем, опять не то...
Мы сходили в кучу музеев, почти во все кремлевские, в очень приятный Национальный музей Татарстана, еще куда-то и в частности, - в стоящий там как-то особняком Музей социалистического быта. Что-то похожее есть у нас на ВДНХ - можно "все трогать, мерить и фотографировать", как сказали нам на входе, но в казанском над оформлением явно поработали люди с определенным чувством юмора. Там атмосферно, да. Но и забавно.
Детки долго развлекались со "старинным" настольным баскетболом, пока я ностальгировала у витрин:
Мы умудрились сходить даже в зоопарк, который я точно никому советовать не стану. Крошечные клетки, двойные железные толстые решетки... Зверей жаль до боли.
* * *
Несмотря на некоторые сложности, мы сплавали в Свияжск - "остров-град", как его называют, и, действительно, ассоциации с пушкинским Буяном возникают уже издали, когда теплоход приближается к нему по волжским водам.
Чужое фото, дабы оценить масштаб:
Построенный в 16 веке как форпост войск Ивана Грозного, почти четыреста лет он существовал как небольшой уездный монастырский городок: на небольшом островке - два больших монастыря, одиннадцать церквей. Здесь текла оживленная торговля, работа, учеба, кипела жизнь. В местном симпатичном музее - отголоски той поры: рабочий инвентарь и крестьянская утварь, реконструкция торговой лавки и школьного класса и т.п. В советское время, как водится, колония-коммуна НКВД, политическая тюрьма ГУЛАГа. Все закончилось с созданием Куйбышевского водохранилища: городок попал в зону затопления и был покинут почти всеми жителями.
Успенский храм одноименного монастыря - самый красивый в Свияжске:
Активная реставрация на острове началась в 90-е года - оба здешних монастыря ожили, восстанавливают и другие старые здания, и даже стали претендовать на включение в список ЮНЕСКО. По моим, впрочем, ощущениям, рождается и ширится новый объект для туристического паломничества - с сувенирными лавками, мастерскими ремесленников, историческими реконструкциями и стрельбой из луков, короче, со всем необходимым клюквенно-пряничным наполнением, вроде как в Мандрогах, если кто был.
Что жалко, если честно...
* * *
А, еще мы съездили посмотреть на казанский "вечнострой" - удивительный проект "Храм всех религий". Он находится в поселке Старое Аракчино, в трех остановках электрички от центра. Проекту художника Ильдара Ханова уже больше двадцати лет. Главной идеей было создание Вселенского храма, призванного устранить предрассудки и непонимание между различными общинами и культурами мира. Идея красивая, мне нравится.
Опять чужое фото:
Сам же храм - не очень. Излишне пестро, даже кичево, на мой взгляд. Некая смесь билибинского дворца царя Салтана, Покровского собора в Москве, узбекских мечетей и еще чего-то там. Впрочем, красочно, сказочно, мощно... Храм закрыт, но, несмотря на смерть автора, строительство продолжается. И продолжаться, кажется, будет вечно.
Там же, у храма, единственное фото со мной из Казани:
Мальчишки поездкой довольны, а значит - и я тоже.