Так вышло (не то, чтобы совсем случайно), что буквально с разницей в неделю я побывала в двух "мекках" русского модерна - сперва в Талашкино под Смоленском, а затем - в Абрамцево под Москвой. Посещение обоих для меня попадает в разряд "паломничества по святым местам", ибо это не только встреча с бесконечным количеством всяческой рукотворной красоты, но и погружение в особенный мир, где тени великих, бывавших здесь, совсем близко от тебя...
Автобусы в Талашкино от смоленского автовокзала бегают каждые двадцать минут. Старенькие пазики везут за город за тридцать рублей (по городу - вообще 14). Полчаса - и мы в том самом месте, где некогда стояла огромная усадьба, которую в 90-е годы позапрошлого века посещали музыканты и поэты, художники и скульпторы, нынче же это ничем не примечательный поселок.
Все интересное, что связано с талашкинским художественным кругом и деятельностью Марии Тенишевой, хранит хутор Фленово, расположенный в паре километров от поселка. Там-то и находится музейный комплекс "Теремок", куда мы отправились пешком через окрестные поля и луга.
Путь во Фленово среди цветущих лугов и по тополевой аллее настолько хорош, что даже становилось жаль обгоняющих нас автомобилистов, лишивших себя такой приятной прогулки.
Талашкинские пейзажи:
И вот мы у цели. Здесь не берут платы за вход, и, пройдя через ворота, мы попали в уютный парк на берегу небольшого пруда с цветущими яблонями и вишнями, где и приютился Теремок, в честь которого назван весь музей. За ним на холме виден купол церкви Святого Духа, а немного правее - здание Сельскохозяйственной школы. Собственно, это все, что осталось от некогда внушительного хозяйства преуспевающего коммерсанта князя Вячеслава Тенишева и его супруги.
Сама хозяйка встречает гостей на парковой аллее.
"Здравствуйте, Мария Клавдиевна!"
Мария Тенишева - совершенно потрясающая. Пожалуй, немного найдется в европейской истории женщин, чья деятельность имела бы подобный размах и масштаб.
В молодости она получила профессиональное музыкальное образование в Париже, обладая уникальным голосом и редким актерским мастерством. Живописи и рисунку она обучалась в знаменитом училище Штиглица.
Выйдя замуж за князя Тенишева и став обладательницей немалого состояния, она, с согласия мужа, заняла весьма почетное место в ряду крупнейших российских меценатов. Одна из основательниц журнала "Мир искусства", организатор многочисленных выставок русского искусства, включая Всемирную выставку в Париже, Мария Клавдиевна помогает молодым непризнанным художникам, приобретая их работы. Среди них - Врубель, Бенуа, Сомов, Бакст, Поленова, Малютин, Рерих и множество других, впоследствии громких имен.
В своем имении Тенишева строит жилье для рабочих, больницы и столовые, организует собственный театр (в котором и сама выступала), а во время русско-японской войны открывает в Талашкино один из первых в России частных лазаретов для раненых. Но еще больше впечатляют ее образовательные проекты - сельскохозяйственные школы, где бесплатно обучались крестьянские дети - как мальчики, так и девочки, - причем не только грамоте, но и ремеслам, и рисованию, и музыке; технические училища в Смоленске и Петербурге, художественные мастерские.
Мария Клавдиевна прекрасно рисовала, была талантливым керамистом, большую часть жизни посвятила изучению эмальерного искусства и сама совершенствовала технику эмали. Как художник и исследователь, она была избрана членом нескольких европейских академий, защитила докторскую диссертацию в Московском археологическом институте под названием "Эмаль и инкрустация". Ее работы выставлялись в европейских столицах.
Эмалевое панно работы Марии Тенишевой в Теремке:
За свою жизнь она собрала редкую коллекцию живописи, предметов русской старины и в 1911 году подарила ее городу Смоленску, который стал обладателем уникального музея "Русская старина" - первого в России общедоступного музея народного искусства.
Здание музея "Русская старина" в Смоленске - теперь здесь ничего не осталось от той коллекции.
Немудрено, что путь Марии Тенишевой пересекся с самыми известными мастерами той эпохи - Репиным, Серовым, Врубелем, Коровиным, Васнецовым, Рерихом и многими другими. Почти каждый из них написал один или даже несколько ее портретов.
Самый симпатичный из них, как мне кажется, все-таки серовский:
Во Фленово открыты для посещения две экспозиции - Сельскохозяйственная школа и Теремок. Мы идем сперва в школу.
В начале века Фленово было "школьным городком" при Талашкине: просторное двухэтажное здание самой школы, общежитие для учеников, которые принимались сюда на полное довольствие, столовая и кухня, мастерские - столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания. Все эти традиционные народные ремесла входили в программу школьного обучения.
Рабочие инструменты талашкинских мастерских:
И "готовая продукция":
В школе были физическая и химическая лаборатории, отличная библиотека, метеорологическая станция, опытные поля, сад с огородом и пасека. Дети, которые здесь учились, получали и общее, и профессиональное образование, а в дальнейшем Тенишевы помогали им и с трудоустройством, и - самым способным - с дальнейшим обучением, оплачивая его.
Класс:
У этой доски дети отвечали урок сто лет назад:
Здесь же - "театральный" зал, где можно увидеть макет не сохранившегося здания талашкинского театра. Оно было расписано, украшено резьбой, панно оттуда - с изображением Баяна и Садко - и нынче хранятся в музее. Актерами театра были ученики и ученицы здешней школы, а также учителя и гости хозяев. Сама Тенишева часто становилась режиссером и исполнительницей некоторых ролей. При школе она создала еще и оркестр народных инструментов, где тоже играли ученики.
Панно Сергея Малютина и театрально-концертные костюмы:
Сказочный Теремок - гордость Талашкина - связан прежде всего с именем художника Сергея Малютина, сотворившего это чудо. По приглашению Тенишевой он переезжает сюда с семьей и руководит работой здешних мастерских.
Фантастические существа по мотивам старинной резьбы и росписей - неотъемлемая часть "неорусского" направления модерна.
Жар-птица - любимый мотив Сергея Малютина:
Интерьеры Теремка:
Художник стал добрым гением Талашкина - он оформлял постройки в имении и на хуторе, украшал дом Тенишевых, построил театр и разработал проект церкви Святого Духа. Он учил самых талантливых детей, вырезал мебель, сундуки, игрушки (кстати, повсеместно считающаяся исконно народной Матрешка - тоже малютинское творение).
"Садко" - керамическое панно работы Малютина.
Одним из первых приехал в Талашкино Михаил Врубель. Здесь он написал картины "Пан" и "Валькирия" (которую тоже считают портретом Тенишевой). Хозяйка поделилась с художником идеей создания оркестра расписных балалаек, и Врубель придумал удивительные росписи для них. Их тоже можно увидеть в здешнем музее.
"Царевна-лебедь" - одна из врубелевских балалаек:
Очень тесные отношения сложились у Тенишевой с Рерихом, он называл Талашкино "родником красоты жизни". Художник разработал эскизы росписи храма, который должен был стать одновременно и усыпальницей князя Вячеслава Тенишева, умершего в 1903 году. Храм Святого Духа был построен Сергеем Малютиным в традициях народного зодчества и вобрал в себя все процветавшие в Талашкине виды искусства - архитектуру, керамику, эмаль, художественное шитье, роспись, чеканку, ковку.
Мозаика "Спас Нерукотворный" была сделана Рерихом на портале церкви.
Но воплощая собственную идею о единстве религий, Рерих допустил отступления от православных канонов, поэтому храм так и не был освящен.
В Теремке хранятся и васнецовские эскизы росписей храма:
Дальнейшая биография Марии Тенишевой похожа на судьбы большинства русских меценатов-благотворителей - Дягилева, Рябушинского, Щукина и т.п. После октябрьского переворота она покинула Россию, и была здесь благополучно и надолго забыта...
...Мы возвращались из Талашкина по той же тополевой аллее и солнечной дорогой среди полей.
Я сбыла свою давнюю мечту, и реальность не разочаровала. Место и правда дивное.
А про Абрамцево тоже попробую написать, если удастся выкроить время.