Девушка Оля, наш экскурсовод по Вологде, вполне резонно заметила, что ни одна фирма не пропиарила ее родной город так эффективно, как группа "Песняры". Немудрено, что строчки про палисад вертелись у меня в голове почти все время пребывания здесь.
Поскольку жили мы в гостинице "Палисад", что стоит у самой Кремлевской площади, на месте некогда разобранных палат Ивана Грозного.
Отсюда начинались все наши прогулки по зачарованному городу, любоваться которым равно хочется и в пасмурную погоду, и под жарким дневным солнцем, и в неярких закатных лучах.
Сретенская церковь в Заречье:
Потому что Вологда - это прежде всего чистая, беспримесная и незамутненная радость для глаз. Причудливо петляющая лента реки, и поросшие березками откосы, и светлые силуэты храмов, и деревянное кружево старинных особняков - все это заставляет поминутно останавливаться, замирать, нервно вскидывать в очередной раз фотоаппарат, чью бедную память к концу дня зашкаливает от невероятного количества снимков ажурных палисадов, наличников и карнизов... Ну то есть по церквям-музеям ходили, конечно, как везде, но в этом городе можно просто гулять по центру и получать удовольствие от всего, что вокруг.
Поскольку вокруг - красота!
Церковь Иоанна Златоуста:
Подробного исторического экскурса, наверное, не нужно. Ровесница Москвы, Вологда оказалась на перекрестке интересов разных удельных князей и несколько столетий переходила из рук в руки, пока не примкнула окончательно к Московскому княжеству. Ее расцвет пришелся на 16-17 века: вологжане любят легенду о том, что Иван Грозный сделал бы здесь новую столицу России, если б во время строительства Софийского собора ему на голову не свалился кусок плинфы. В гневе царь покинул вроде уже полюбившийся ему город.
Вид на Кремль и Софийский собор из Заречья:
София Вологодская, действительно, довольно точно копирует по формам Успенский собор Московского Кремля. Вот только золотых глав здесь нет, кроме одной - на звоннице.
Вид с колокольни, с высоты семидесяти метров, столь же живописен, как и панорамы берегов внизу.
В Кремле есть, что посмотреть, и Софийский сбор с недавнего времени открыт и радует старыми фресками ярославских мастеров и барочным резным иконостасом. Здесь же - пышные интерьеры Архиерейского двора с солидной экспозицией краеведческого музея, залов иконописи и народного творчества, причудливая лепнина Воскресенского собора скрывает живопись более поздних эпох. Но храмы, музеи - они везде.
В Вологде же есть нечто особенное, что и является в какой-то мере "лицом" города.
Это деревянные особняки, которые не одиноко выглядывают из каменной застройки, а вольно занимают целые кварталы - в Верхнем Посаде и в Нижнем. Пафосные или уютные, в стиле ампир или модерн, ветхие или идеально отреставрированные, именно они творят неповторимый городской облик.
В центре города есть современные здания, выстроенные в советскую эпоху, но высотных - нет совсем. В малоэтажной застройке улиц деревянные домики любого цвета и конфигурации выглядят гармонично и к месту.
И даже современные здания (вот наш отель, например) строят теперь в том же стиле - с легкими крылечками, мезонинами, лестничными всходами, ведущими на балкон с резной оградой.
Делают их, правда, уже на иной конструктивной основе, с пластиковыми окнами, но оно всяко лучше, чем серые бетонные коробки.
Окошки - типичные, вологодские:
И "классика жанра":
У каждого особняка - свой силуэт, рисунок фасада, ритм резных узоров, свои воспоминания о живших здесь некогда хозяевах.
Их хранят и старые вещи, которые в разное время были найдены, а нынче пополняют музейные экспозиции. В Верхнем посаде, в особняке на Ленинградской - "Мир забытых вещей", некий собирательный образ эпохи купеческого модерна: с этажерками и плетеными креслами-качалками, граммофонами и фисгармониями, кружевными салфетками и неизменными швейными машинками фирмы "зингер".
В доме купца Самарина - почти то же самое, но более атмосферно: окна в сад, обстановка типичной квартиры вологодского доходного дома, все почти "по-настоящему".
Дом Самарина. Вид с балкона:
Интерьер оттуда же:
Плетение здешних ажурных карнизов и оград ясно связывается в моем представлении о городе с еще одним исконно вологодским промыслом - кружевным. Здесь ему посвящен целый музей, который создан совсем недавно и в России пока такой один.
Да, край славен и обработкой льна, и бересты, и росписью по дереву, керамикой, серебром и т.п. Но кружево - женское, трепетное, от древних корней...
В советское время мастерицы придумывали новые узоры - со звездами, серпами-молотами, самолетами и парашютами:
Сейчас говорят, что местное кружево - далеко не самое тонкое и изящное, что более искусными были, к примеру, мастерицы Галича или Калязина, не говоря уже о рукодельницах откуда-нибудь из Брюсселя... Но вологодское кружево не только затейливо и разнообразно, оно еще и очень прочно и качественно. Тонкая серебристая льняная нить, свивающаяся в причудливый узор, напоминает скань - металлическое плетение.
Тоже кружево:
Слегка на отшибе, у берега - маленький каменный домик голландского типа: здесь в 20-е годы останавливался Петр I, и этот музей, первый в городе, посвящен именно ему. Впрочем Петра вологжанам любить не за что: как только началось строительство Петербурга, здесь начинается упадок и в делах, и в торговле, к тому же император волевым решением вывозит отсюда лучших мастеров - плотников и резчиков, литейщиков и кузнецов, для работы в новой столице. Многие и не вернулись после.
Домик Петра на берегу реки Вологды:
Там же, за домом - не сразу заметная бронзовая фигура невысокого лысоватого мужчины в потрепанном пальто с задумчивым взглядом. Пожалуй, одна из самых культовых фигур Вологодчины (памятник ему мы нашли потом и в Череповце). Почти вся его жизнь связана с этой землей.
Там, за морями,
Полными задора,
Земля моя,
Я был нетерпелив,-
И после дива
Нашего простора
Я повидал
Немало разных див!
Но все равно,
Как самый лучший жребий,
Я твой покой
Любил издалека,
И счастлив тем,
Что в чистом этом небе
Идут, идут,
Как мысли, облака...
Для полноты картины, просто городская скульптура. Большей частью происхождения недавнего, но симпатичная и местами неожиданная.
Как, например, вот этот памятник букве "о":
Скамейка на берегу - все на ту же "диалектологическую" тему:
Кстати, я не услышала среди вологжан ни одного человека, даже пожилого, который бы "окал".
И пара скульптур с птицами.
Так называемая "Скамейка влюбленных"
"Птица Говорун", которая, как известно, отличается сообразительностью:
Просто "Ворота в Вологду":
* * *
На двенадцатом километре дороги на Кириллов лежит один из типичных для России "скансенов" - архитектурно-этнографических музеев под открытым небом.
В "Семенково" разместились памятники деревянного зодчества 19-20 веков, перевезенные из Среднесухонского региона Вологодской области - чуть больше тридцати разнообразных деревянных построек: избы, колодцы, овины, бани, большая церковь св.Георгия и маленькая часовня Ильи-пророка и много еще чего.
Вроде и привычный такой тип музея, но и необычный. Потому что - абсолютно пустой. Лето в разгаре, на дворе суббота, солнце, теплый ветер колышет высокие травы... И ни единой живой души вокруг. Где-то лает собака, у забора пасется конь, в траве у одной из изб - козел на длинной привязи, овцы жуют траву.
И никем не потревоженная тишина.
Мы - единственные туристы, забредшие в этот идиллический сельский рай.
Набираем в колодце воду, заглядываем в овины и амбары.
Осторожно входим в избы. В одной из них - музей, посвященный изготовлению масла и созданию местной молочной промышленности. Ею Вологодский край обязан Николаю Верещагину, выходцу из того же семейства, что и известный всем художник-баталист.
Потомственный дворянин, офицер, он прославился как «отец вологодского масла», ибо разработал его рецепт и технологию изготовления. Побывав в Швейцарии, он создал в России первые русские сыроварни и маслодельные артели, разработал новые технологии производства и доставки сливочного масла. Благодаря ему поднялась молочная промышленность края.
Коровы в музее масла - ненастоящие:
Зато овцы - вполне себе живые:
Другие избы тоже посвящены разным сторонам деревенской жизни - есть скобяная лавка, дом охотника, зажиточного крестьянина и т.п.
Сонные смотрители выползали из каждой избы нам навстречу, отпирали двери, включали свет.
Ни одного посетителя мы так и не встретили.
* * *
Поездка наша вышла весьма бюджетной - билеты на поезд недороги, гостиница, хоть и в центре, тоже, но есть и еще более экономичные хостелы в центральном районе.
Кроме того, мы купили в центре туристической информации за 900 рублей "карту гостя" (кстати, в России я впервые встречаю подобный сервис), куда была не только включена пешеходная экскурсия по городу для нас двоих, но также и бесплатные музеи, и транспорт в течение двух суток. По этой карте нам сделали скидки и в сувенирном магазине, и в сети кафе "Огород", которую я тоже готова советовать каждому, кто соберется в Вологду, как вкусное и недорогое место для питания.
М-м, кажется, Череповец, куда нас тоже-таки занесло, а также Кириллов и Ферапонтово, в этот пост уже не поместятся.
Но если интересно, могу рассказать про них как-нибудь отдельно.