В прошлом году, когда мы плавали на теплоходе из Москвы в Питер, то самым зловещим и мрачным впечатлением от поездки был вид на Череповец с Рыбинского водохранилища. Вечером индустриальный пейзаж с десятками труб, железобетонными конструкциями и какими-то скрежещущими гигантскими агрегатами, окутанный клубами белесого дыма, выглядел особенно недобро и пугающе. Думалось: как там вообще живут люди...
И когда сын весьма настойчиво потребовал, чтобы мы съездили из Вологды в Череповец, я стала вяло сопротивляться. Но если Вадик куда-то очень хочет, то выносит мозг уговаривает так последовательно и целенаправленно, что отказать трудно. И мы поехали.
И увидели город - совсем с другой стороны.
Если честно, когда я вышла из вологодского автобуса на автовокзале Череповца, то почувствовала себя неуютно. Воздух ощутимо пах металлом, пыль висела заметной взвесью, даже солнце было каким-то мутноватым. Я сразу предложила мальчику пересесть на соседний автобус и ехать в Белозерск. Но сын был последователен в своем выборе.
И мы отправились гулять по жаркому и пыльному городу, но чем дальше мы отходили от вокзала, тем прозрачнее становился воздух, запахло цветами, и вскоре среди деревьев показался маленький желтый ампирный особняк с ротондой на крыше - местный краеведческий музей. Это и был первый пункт Вадькиной программы.
* * *
Череповец возник по капризу императрицы Екатерины, любившей превращать в города небольшие поселения. В данном случае превращен был местный Воскресенский монастырь и посад вокруг него. Монашескую обитель просвещенная императрица упразднила, земли перешли в казну государства, а на месте разобранного монастыря возник крошечный городок, население которого и в начале 19 века не превышало тысячи человек.
Соборная гора - то, что осталось от Воскресенского монастыря, стоявшего на этом месте:
Интересно, что уже спустя двадцать лет после основания император Павел издал было указ о ликвидации, как он считал, никому не нужного города, но только-только оперившееся здешнее купечество встало на защиту и отстояло Череповец, выстроив на свои средства городскую ратушу (которая, по мнению императора, непременно должна была стоять в каждом городе).
Превращение же Череповца в крупный торговый порт на реке Шексне случилось в конце 19 века благодаря местным купцам и промышленникам. Среди них более всего почитают Ивана Милютина, бывшему городским головой Череповца более полувека, и памятник которому стоит теперь на центральной городской площади.
Именно он выстроил в городе большой новый порт и судостроительный завод, откуда сходили на воду большие грузовые бриги. Ему обязана своим появлением Мариинская система каналов (впоследствии превратившаяся в Волго-Балтийскую). Благодаря Милютину была построена железная дорога Санкт-Петербург - Вологда, проходившая через Череповец.
Идея создания в тихом провинциальном райцентре крупного металлургического завода носилась в воздухе еще в 30-х годах 20 века, но реализована была лишь к концу 50-х. Череповецкий металлургический комбинат, ныне - акционерное общество "Северсталь" - одна из крупнейших сталелитейных компаний мира. Ее присутствие ощущается не только в Череповце, а вообще в Вологодской области - повсюду. Помимо основной деятельности, она создает и финансирует благотворительные программы и творческие проекты, например, небезызвестную "Золотую маску" или пятничные концерты в ГМИИ.
В местном краеведческом музее - вся история города: от Воскресенского монастыря до "Северстали":
Особенно же заметно на Вологодчине участие "Северстали" в программе "Музеи русского Севера". Именно она финансирует общирные реставрационные работы: и в Вологодском Кремле, и в Кирилло-Белозерском монастыре, и в Ферапонтово, мы всюду натыкались на таблички с ее логотипом. И реставрации везде, действительно, идут полным ходом.
Но пора возвращаться к нашей прогулке. После краеведческого музея мы заглянули и в местный художественный. Основная экспозиция малоинтересна и традиционна для таких музеев, но потом смотрительница и по совместительству экскурсовод показала нам зал, где выставлены дипломные работы студентов питерской Академии художеств, сделанные на Севере: воспроизведение на холсте фресок из северных монастырей.
Помимо того, что впечатляет масштаб картин, студенты пытались еще и воспроизвести состав красок, которыми работали древнерусские живописцы - из натуральных пигментов. Интересно...
* * *
Следующий музей - тот самый, из-за которого я купилась на Вадькин "мозговынос" и согласилась ехать в Череповец.
Дело в том, что именно здесь родился и провел детство один из любимых живописцев моего сына - баталист Василий Верещагин. И в этом городе - единственный в России музей, посвященный ему и его семье.
Дом Верещагиных в Череповце:
Сад Верещагинского дома:
Про художника Верещагина я могла бы долго рассказывать. Личность, действительно, весьма незаурядная - выходец из глухой провинции, профессиональный военный, закончивший питерский морской корпус, а затем получивший блестящее художественное образование не только в Петербурге, но и в Париже, участник боевых действий, журналист и военный корреспондент.
А также путешественник, который не был разве что в Антарктиде и Австралии. Человек громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе. Автор пронзительных серий картин о Туркестанской (знаменитый "Апофеоз войны" - лишь одна из них) и Балканской войнах, исторического цикла о войне 1812 г., потрясающей красоты ведут из Средней Азии, Индии, Палестины...
Гуманист, всю жизнь боровшийся против войн, первым в России представленный к Нобелевской премии мира, он погиб в 60 лет во время взрыва броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.
Здесь, в Череповце, дом его родителей. Отец семейства, тоже Василий Васильевич, был предводителем местного дворянства, человеком весьма уважаемым. О жизни семейства, о характерах и личностях людей, выросших в этом доме, нам рассказала хозяйка и хранительница музея.
Уклад был патриархальным, у родителей - своя жизнь, в верхней анфиладе дома. Дети (из родившихся двенадцати выжили семеро) росли с няней, в нижнем этаже, а с восьми лет всех мальчиков отправляли учиться в морской кадетский корпус. Дом совершенно живой, интересы каждого из членов семейства очень ощущаются в нем.
Слева - будуар матери, справа - кабинет отца:
В семье все отлично рисовали. В доме есть зарисовки матери семейства, братьев и племянников художника. Один из последних, Кузьма, даже был довольно известен в узких кругах.
Я, правда, не нашла в интернете его картин, поэтому показываю ту, что висит в нижнем этаже дома:
Картина вполне себе "тематическая", ибо практически весь нижний этаж дома посвящен старшему сыну Николаю и его маслодельному промыслу (я уже писала о нем в предыдущем посте):
Среди потомков этого семейства вообще масса интересных людей. Например, проживший почти сто лет внук вологодского маслодела - Николай Кузьмич Верещагин, зоолог, путешественник, самый знаменитый в России исследователь мамонтов.
Интересно, что сперва музей хотели сделать в загородном доме Верещагиных, в Пертово. Он оказался в 30-е годы на дне будущего Рыбинского водохранилища, его разобрали по бревнам и привезли в Череповец перед самой войной, чтобы собрать на новом месте. Но в войну его пустили на растопку, так что пришлось использовать городскую усадьбу семейства.
Рядом, в соседнем особняке, "живописная" часть музея - небольшое количество подлинников художника и гигантских размеров репродукции. Чтобы их посмотреть, нужна недюжинная физическая сила.
* * *
Последняя часть программы, где мы оказались после пятикилометрового перехода через мост на другой берег Шексны, - усадьба Гальских.
В обширном прибрежном парке - старый помещичий дом 19 века, деревянный, с колоннадой и беседкой-ротондой на крыше.
На балконе:
Музей открыт недавно, но ансамбль уникальный, поскольку не только усадебный дом, но и все прочие постройки - дом управляющего, конюшни, людские избы, амбары, маслобойня, шорная мастерская, - сохраняют здесь в том виде, что и в 19 веке.
Купивший усадьбу Лев Гальский приходился братьям Верещагиным кузеном по матери и был одним из столь же заметных представителей местного дворянства. Он и наладил сельскохозяйственную ферму на почти европейском уровне с сыроваренным и маслодельным заводами, обширной пасекой, птичниками, конюшнями и т.п.
Как положено всякому уважающему себя помещику, Лев Николаевич был еще и охотником:
В самом доме все искусно устроено для удобства и уюта, вещи так приспособлены к служению его обитателям, что особой роскоши не заметно, но чувствуется, каким комфортным был быт.
Конечно, не все в интерьерах принадлежит бывшим хозяевам, но, как нам рассказала хранительница музея, разные люди постоянно что-то дарят, и экспозиция пополняется.
Детская:
Она же рассказала и об истории музея и семьи владельцев. Она похожа на судьбы всех "дворянских гнезд" - революция, эмиграция, национализация, запустение... Музей стали формировать только в 2009 году, но атмосферу эпохи, память места, красоту и уют тогдашнего быта здешней команде удалось воссоздать на славу.
Последний взгляд на город Череповец с балкона усадьбы Гальских:
* * *
В общем, спасибо сыну, при слове "Череповец" мне перестали видеться дымные трубы. Город оказался симпатичным и вполне достойным того, чтобы туда завернуть в пути.
Теперь остается рассказать только про Кириллов и Ферапонтово.