Мурано, Бурано, Сан-Микеле.

Jan 12, 2016 01:58


Наше плавание по ближним островам венецианской лагуны уложилось в один световой день: на рассвете мы уже брели по сонному городу в сторону Фундаменто Нуова, откуда проще и быстрее доплыть до Мурано, Бурано, Торчелло или Пеллестрина.

Здесь большая парковка-стоянка катеров-вапоретто.



Наш номер кораблика - четвертый, идет до станции Фаро, главной пристани "стеклянного острова". Дорога недлинная - минут двадцать.
Белый маяк - отличный ориентир.



Утренний Мурано кажется продолжением Венеции, напоминая Канареджио, из которого мы только что уплыли, - тихий, безлюдный, магазины-мастерские закрыты, разве что деревьев побольше.



К Музею стекла мы идем по Стеклянной набережной - Fondamenta dei Vetrai.



Само здание - тоже старинное палаццо, бывшая епископская резиденция. Привычно смотрим фрески на потолке - замечаем люстры...



Здесь - искусство мастеров стекла самых разных эпох: от глубокого средневековья до современности.



Настольное украшение эпохи барокко:



А этот мишка - от современного мастера:



О стеклянном производстве на Мурано написано много - от сухих цифр: возникло в 10 веке, в 14-15-м достигло расцвета, затем было вытеснено с рынка конкурентами из Богемии, а в 19-м, благодаря появлению фабрик обрело новую жизнь, - до леденящих душу историй о похищениях маэстро-стеклодувов, дабы вызнать тщательно охраняемые Светлейшей рецепты изготовления удивительного стекла.



Кремниевое сырье для муранского стекла завозили с востока, оттенок цвета подбирали с помощью окиси металлов, в течение семи часов нагревая смесь до 1300 градусов. Возможно, из-за сложности производства и пожароопасности стеклодельное производство и было перенесено в своеобразную резервацию - на этот самый остров.
Секреты долго хранили в глубокой тайне, мастеров с острова не выпускали.



Зато знаменитые зеркала, канделябры и люстры, вазы, бокалы и разноцветные сосуды стали непременной принадлежностью каждого уважающего себя венецианского палаццо. а затем наводнили и всю Европу.



Пока бродим по музею, город начинает оживать - открываются витрины магазинов на набережных. Местами стеклянные изделия в них даже позатейливее, чем в музее, хоть и менее изысканны.



Как выясняется, отнюдь не все в здешних магазинах - муранское. Есть и китайское.
Разница в цене очевидная.



Но, независимо от происхождения, тусовки забавных стеклянных зверюшек - настоящее украшение мурановских витрин:



На обратном пути к станции Фаро попадаем, наконец, в одну из стеклодувных мастерских. Снимать там нельзя, но я нашла в сети фото того маэстро, что делал при нас лошадку. Почти такую же, как на фото, только черную.



Это настоящее священнодействие, смотрим, затаив дыхание, как грубыми железными клещами вытягиваются тончайшие лошадиные ножки и причудливый фигурный хвост...



* * *

Отсюда, от маяка, садимся на другой кораблик - номер двенадцать.
Полчаса - и мы на Бурано.



Я почти ничего не читала про этот остров до отъезда. Увиденное на Бурано очаровало и ошеломило.
Дело в том, что когда-то, пару лет назад, изучая в студии фовизм, мы с детьми рисовали выдуманные пейзажи чистыми, яркими красками, не смешивая их на палитре. Одним из мотивов тогда был фантастический радужный городок, где каждый домик - своего цвета, а порой и формы. Рисунки выходили ослепительно красочными и очень духоподъемными.







На Бурано я внезапно очутилась... внутри рисунков моих детей.



В феерическом многоцветии фиолетовых-голубых-оранжевых-лиловых фасадов с кружевными занавесками, пестрыми зонтиками у дверей и цветами в горшках.



Отражаясь в дрожащей воде каналов и мокром от дождя блестящем асфальте набережных, они вызывали в памяти еще одно не так давно пережитое ощущение - словно находишься внутри гигантского калейдоскопа, где разноцветные стеклышки одних и тех же оттенков все время собираются в похожие, но все же разные картинки.



Из-за этой игрушечной похожести всех улиц островка мы и заблудились на Бурано.



По версии, которая встречается в большинстве путеводителей, фасады красили в разные цвета, чтобы рыбаки издалека узнавали свои дома и сразу плыли в их сторону. Теперь уже, конечно, все превратилось в туристический аттракцион - мэрия следит за подбором цветов и требует от хозяев домов поддерживать городок-палитру в приличном виде.



Но некогда это был просто рыбацкий поселок. Мужчины уходили в море, а женщины их ждали и, чтобы занять руки, плели кружево.



Есть, правда, еще версия о монастырских послушницах, которые довели до совершенства местное искусство кружевоплетения, составив достойную конкуренцию фламандским и голландским мастерицам. А в 19 веке здесь открылись и школы кружевниц.
Типичная витрина Бурано:



Изделия бурановских мастериц показались несколько тоньше и изящнее вологодских, а вот музей кружева в Вологде - в разы интереснее.
Кусочек экспозиции музея:



Пока мы гуляли по Бурано, погода менялась трижды, а на прощанье выглянуло вечернее теплое солнце, расцветившее остров детских грез еще более яркими красками.



Когда мы после поездки на Бурано сошли на берег в Венеции, улицы ее казались нам какое-то время совсем тусклыми и блеклыми...

* * *

На закате мы возвращались в Венецию и решили сделать остановку на островке Сан-Микеле - городском кладбище.



До закрытия его оставалось совсем немного времени, поэтому мы просто прошлись по мощеным мрамором дорожкам, среди густых зарослей кипарисов и пиний, в сумрачной, ничем не нарушаемой тишине и первозданном покое.



В "православном" уголке нашли памятники Дягилеву и Стравинскому.






Бродский похоронен в "лютеранской" части.
Могилу Петра Вайля не нашли - не успели, темнело...

Италия_путешествия, Венеция

Previous post Next post
Up