Что-то удручает зима, много плохих мыслей, здоровье снова подводит и вообще все не так. Поэтому я решила, что мне срочно нужна перезагрузка.
И уехала в Питер.
В субботу, прямо с работы, а в понедельник вечером вернулась.
По субботам у меня, если кто помнит, двенадцатичасовой рабочий день: куча студийных групп и еще два класса художки в ночи вместе с лекциями по истории, и завершаюсь я примерно часам к девяти. Так что все необходимое для поездки я взяла с собой на работу, и вечером прямо оттуда - на Ленинградский вокзал.
А в 23.30 уже сажусь в "Красную стрелу".
Понятно, что в начале февраля из Москвы в Питер можно ездить либо по делам, либо если на всю голову ненормальный. Как я.
Ну или если ты китаец.
В моем купе, кроме меня, один командировочный и два китайца. Все совпадает. Кстати, при том, что багажа у меня раз в десять меньше, чем у китайцев, оказывается можно было и еще облегчить вес рюкзака. Потому что к билету прилагаются не только тапки, но и зубная паста со щеткой. И еда в дорогу. Совсем немного, но ровно столько, сколько нужно.
В восемь утра - я в Питере.
Мироздание сразу решило отомстить мне за "зигзаг", поэтому в поезде я уснула на ридере, и он сломался. Нужно срочно искать себе бумажные книжки, и я провожу тихое утро в пустом "Буквоеде" у Московского вокзала.
А какой чудесный Невский в воскресенье с утра!
Постепенно светает. Снег усиливается. Идти по заснеженному Невскому в сторону Дворцовой площади можно неспешно и с приятностью - никакой туристической толкотни, зазывал на реки и каналы, суетящихся любителей шоппинга, ибо все закрыто, а реки подо льдом. "Теремок" на Морской, правда, работает, и это очень кстати с утра, сырники там годные.
Отсюда до Дворцовой площади уже совсем недалеко.
Мы с
nadezhda_k договорились встретиться у Эрмитажа в 10.30, ко времени открытия. Оценив тянущийся под снегом хвост китайских любителей искусства из дверей Зимнего дворца, покупаем билеты в Главном штабе и проходим с ними в Эрмитаж без очереди.
Здесь одна из двух главных моих целей в Питере в этот раз - выставка Пьеро делла Франческа, замечательного мастера кватроченто урбинской школы.
Весьма своеобразный живописец, серьезный исследователь форм и пропорций, он одним из первых выстраивал в своих фресках и картинах архитектурную перспективу, изучал строение человека и занимался математикой до Леонардо, став в какой-то степени его предтечей. Художник работал при герцогских дворах Монтефельтро в Урбино и Малатеста в Римини, которые в то время нешуточно враждовали, а мудрый Пьеро умудрялся выполнять заказы обоих вполне себе на равных.
Зацените колоннаду на этом "Благовещении"!
Лицо Федерико да Монтефельтро с разбитым носом с портрета делла Франческа отлично помнят все, кто побывал в Уффицци, а вот какой Сиджизмондо Малатеста с выставки в Эрмитаже - тоже весьма суровый и брутальный тип.
Работ Пьеро делла Франческа совсем немного, всего один зал, а вот экспозиция "Не верь глазам своим", посвященная иллюзиям и "обманкам" в искусстве - большая, причудливая и невероятно разнообразная.
Здесь и имитации фактур - росписи глиняных вещей под драгоценные камни и даже золото, простые поверхности, имитирующие шелк и атлас, смешные иллюзорные картины с разными предметами, гризайли, которые выглядят лепниной, фарфор, используемый как холст, и еще много-много всего.
Два этажа - от египетских каноп и римских мозаик до модерна. Красота!
Смешной стаканчик с выставки, по которому "ползают" мухи. И надпись: "пей, милой, поскарей"
После выставок, посидев в Эрмитажном кафе, отправляемся гулять по музею, откуда выбираемся, когда уже начинает темнеть. Оказывается, по Эрмитажу так прекрасно просто гулять, временами останавливаясь у знакомых полотен. Особенно, когда густой снег все валит и валит за окном, покрывая Питер белым плотным одеялом, под которым скрываются его дворцы и набережные. Смотреть на все это из окна Зимнего дворца, где тепло и уютно, очень славно.
* * *
Мы с Надей расстаемся вечером, и я отправляюсь на Адмиралтейскую сторону, к отелю недалеко от Мариинки, в котором специально забронировала номер, чтобы без проблем вернуться вечером со спектакля.
Этот район часто связывают с именем Достоевского, здесь происходит действие некоторых его романов, и даже ресторан на набережной Фонтанки называется "Идиот".
В шесть вечера заселяюсь в гостиницу Red Stars на набережной Пряжки: там я с удовольствием пожила бы недельку.
Мой номер - 306-й
Сюда можно вообще ехать налегке: гостю полагаются не только халат, тапочки и щетка с пастой впридачу, но и чай с шоколадками. Перед спектаклем - самое то.
Потому что вторая главная цель, с которой я поехала в Питер - сходить в Мариинку на "Травиату". Билет, конечно, купила еще дома.
Про "Травиату" - ну что писать? Это счастье - почти неслышное вступление скрипок вначале, а затем - звон бокалов, шелест платьев, легкое шевеление цветущих яблонь, под которыми плавно проплывает лодка, где рыдает Виолетта, обиженная Жермоном-старшим, страстные испанские танцы, тихая финальная скорбь... И долгие-долгие апплодисменты в конце спектакля, потому что и голоса чудные, да сама музыка, понятно, невозможно хороша!
Пора спать.
Утром, позавтракав в отеле, отправляюсь гулять через район Коломны в сторону центра.
Снегопад уже не такой сильный, но начинается оттепель, снег превращается в кашу под ногами, и нужно снова в тепло, где будет хорошо и встретится много знакомых лиц. Ну понятно же, где это...
Гулять по Русскому музею можно часами, неожиданно цепляя глазами то, на что раньше не обращал внимания.
Вот картина Сурикова, например - ну один-в-один такой же Питер, как вчера вечером был, только без машин!
Маленькое полотно Сильвестра Щедрина - отражение одной моей большой мечты.
Знакомые все лица...
Национальный состав посетителей Русского музея в понедельник почти однороден:
Всякие забавные экспонаты из этнической экспозиции
...и корпуса Бенуа.
До поезда уже совсем немного времени, иду обедать в "Щелкунчик" - и домой!
Мне стало легче по возвращении, честное слово!
Жаль, что в ближней досягяемости больше нет таких городов, куда можно с похожей программой съездить на пару дней в любую погоду. А то бы я поехала...