Не успеваю сделать подробный и основательный отчет о своем первом летнем путешествии, Поэтому напишу по-быстрому для памяти, пусть будет.
Про Йошкар-Олу, особенно про ее недавно отстроенный новодельный центр, читала я до поездки много и, преимущественно, ругательного. Каких только эпитетов не досталось бедной марийской столице - и "фейк", и "китч", и "боян", и даже - "градостроительное преступление". Представлялся по описаниям старинный исторический город, в центр которого зачем-то понатыкали странных копий Спасской башни, Нойшванштайна и прочих подражаний. Фото впечатляли и озадачивали одновременно. Впрочем, лучше, в самом деле, один раз увидеть.
Понятно, что в центр я направилась прямо с вокзала, когда в семь утра единственный поезд, раз в сутки отправляющийся из Москвы в этот город, привез меня на вокзал Йошкар-Олы. Благо, идти недолго, меньше получаса. Город еще спал, погода была пасмурной, путь к центру по улице Советской до боли напоминал недавно виденные Чебоксары: те же хрущевские пятиэтажки, затем более многоцветная псевдоклассическая сталинская застройка, и так - до поворота на улицу Гоголя. А в конце ее...
Какой-то совершенно другой мир. И нет, не копия европейского города. Или какого-то российского. Хотя заимствования мотивов совершенно отчетливы и узнаваемы.
Главный, Благовещенский собор - не повторение конкретного храма, а фантастическая смесь Василия Блаженного со Спасом-на Крови. При том, что последний уже был неорусской стилизацией, тут получается эклектизм в квадрате, отчего перестаешь воспринимать увиденное как реальное архитектурное произведение, скорее как некую фантазию на тему.
Такие собирательные сказочные постройки успешно сочиняют на своих рисунках даже мои студийные дети, а тут поиграть дали взрослым людям, и они, кажется, оторвались на славу. Где-то копирование мотивов почти прямое, явное.
Где-то опосредованное. В этом здании, например, узнают детали и элементы Шереметьевского замка в Юрино, в окрестностях города, так что опять - двойная эклектика.
Кстати, именно в нем демонстрируется один из двух главных туристических аттракционов города: раз в три часа - вход Христа с апостолами в Иерусалим под звуки церковного песнопения. Собирает зрелище толпу, сравнимую со Староместской площадью в Праге, когда появляются фигурки из часов. Причем здешнее шоу, пожалуй, поэффектнее будет.
Второе зрелище, поскромнее, выезд иконы Богоматери на ослике, можно увидеть в "итальянской" части новодельного центра, в часах здания Художественной галереи, имитирующего вымышленное венецианское палаццо.
Офисное здание по соседству - практически палаццо Дожей.
В центре, рядом с "кремлевскими" башнями - продолжение итальянской темы: судя по всему предполагался не то флорентийский, не то сиенский дворец, но его возведение остановилось, когда глава республики Марий Эл Леонид Маркелов, инициировавший все это пафосное строительство, был обвинен во взяточничестве и арестован.
Правда, остался Итальянский сад со статуей Лоренцо Медичи, персонажа, которого, похоже, сильно уважал арестованный Маркелов и которому старался подражать.
Кроме того, в центре есть застройка, напоминающая голландскую - набережная Амстердам с памятником Рембрандту.
И набережная Брюгге, типа фламандская, но почему-то с еще одной "кремлевской" башней посередине и памятником правящей чете Монако у совсем уж избыточного по декору дворца бракосочетаний.
И это далеко не все причуды Йошкаролинского центра города.
В интернете щедро и обильно ругательски ругают как Маркелова, так и его детище. Оставив за кадром уголовно-политическую подоплеку всего этого дела, вспоминаю, что в истории было достаточно ситуаций, когда на невозможную архитектурную роскошь уходили государственные, казенные деньги, и проклятия народа сыпались на расхитителей. Чтобы не ходить слишком уж далеко, вспомним баварского короля Людвига Второго. Ну и кто теперь, спустя полтора столетия, ругает Нойшванштайн и другие замки-копии сумасшедшего баварца?
Нет же, туристы едут туда толпами и наслаждаются сказочными псевдосредневековыми интерьерами. Кто сейчас критикует эклектичнейший центр Вены? Стилизованные ренессансные дворцы Монте-Карло? А ведь по сути Йошкар-Ола - это то же самое. Вот только полторы сотни лет не прошло еще.
Возможно, когда улягутся страсти вокруг Маркелова, а город, куда уже сейчас ощутимо увеличился приток туристов, поднимется и расцветет, люди увидят еще одну особенность сего арт-объекта: ведь без него Йошкар-Ола была бы как две капли воды похожа на множество других среднерусских облцентров, с купеческими особняками рубежа 19-20 веков с облетающей штукатуркой, Советской улицей и памятником Ленину, казенными зданиями администрации и исполкома со сталинскими портиками и т.п.
Йошкар-Ола за пределами центра:
Зато теперь город этот уж точно имеет свое неповторимое лицо, и хотя оно нынче кажется кричащим и клоунски-ярким, как это будет смотреться через сто лет, мы не знаем.
И лучше ли было бы, если бы здесь остался заболоченный берег с избушками? Или все застроили унифицированными коробками торговых центров, однообразными бетонно-стеклянными небоскребами типа Москва-сити?
Сейчас гулять по берегам Кокшаги нескучно и прикольно. Как по какому-нибудь парку "Мини-Европа" или Диснейленду. Набережные обрастают кафешками и скамейками, сувенирными палатками, уличными музыкантами, подрастают посаженные деревья... И смешные разноцветные домики вызывают самые разные ассоциации и воспоминания, но почему-то совсем не раздражают.
* * *
Интересного за пределами центра не особенно много. Я попала на забавную экскурсию в музей марийской сказки, с изумлением узнав там, что по их верованиям земля покоится на гигантском еже.
Эти дед и баба из марийской сказки тоже испекли себе дитятко из теста, но получился не Колобок, а могучий богатырь Ненчик-Патыр, одолевший трехголового змея (змей в музее тоже есть).
Сюжеты сказок редкостно затейливы, но кроме них экскурсия предполагает и серьезный разговор о традиционных верованиях аборигенов. Известно, что многие марийцы по-прежнему верят в своих древних божеств, а в лесах республики сохранились действующие священные рощи для языческих ритуалов.
Я немного посмотрела в Царевококшайском кремле детский праздник: помимо марийских танцев и увлеченного обсуждения обычаев и национальных блюд, в конце вышли уже современно одетые подростки и запели рэп... по-марийски. Детская аудитория радостно танцевала и подпевала.
Я сходила во все музеи, которые были открыты в эти два дня. В художественных галереях Йошкар-Олы нет ни Поленова, ни Айвазовского, но очень много местных живописцев, работающих традиционно и симпатично.
На их картинах - родной город, каким он был когда-то
и каким стал.
А еще я обнаружила целую галерею "этнофутуристических" полотен, по-своему погружающих в мистический
мир марийских обрядов.
Очень много экспозиций - и в национальном музее, и в историко-археологическом, и в художественном - с марийскими костюмами, вышивками, предметами быта, керамикой, любому интересующемуся этнической стороной жизни марийцев туристу достаточно заглянуть в какой-то один из музеев, чтобы получить обо всем этом представление.
Ну и не могу не показать самую популярную городскую скульптуру, собирающую особенно много любителей пофотографироваться.
Йошкина кота
и Йошкину кошку.
На самом деле мне еще много что есть рассказать про Йошкар-Олу, но уже надо собираться и ехать на вокзал - сегодня в ночь мы отправляемся в новое путешествие.