Я честно собиралась в понедельник рассказывать про Пензу и Тарханы, даже мысленный план составила, а еще нашла в ЖЖ потрясающий журнал про пензенское деревянное зодчество, в коем и увязла.
Но прошедшая неделя подарила пару новых приятных недальних поездок, которые логичнее вписываются в отчетный понедельничный пост. Поэтому снова о текущем (а подробности про Ульяновск и Пензу - разве что внепланово, если выделится время и кому-то вообще это интересно).
Итак, на этой неделе
мы успели вернуться из Ульяновска домой, провернуть гору рутины, в том числе доезд до мебельного магазина. Сыновья мои теперь окончательно расселены из детской в разные комнаты, одна из которых - в дедушкиной квартире. По итогам прений и разборок туда попал Вадик, чья московская берлога используется нынче лишь для сборов компаний, игры в настолки и рандеву с любимой девушкой.
Мы купили в Hoff (спасибо за советы!!) гардероб и двуспальный диван, так что и встречи с подругой теперь можно перенести в Балашиху.
Игорь же за время нашего отсутствия приобрел себе поистине обломовское лежбище - надувной диван размера "кингсайз", занявший всю бывшую детскую, и полагаю я, что ему на нем хорошо...
Еще сын старший вновь проложил нам путь к Дзержинскому карьеру, что по нынешней жаркой неделе оказалось более чем актуально. Там красота, вода чистая и прогретая, песок и сосны...
* * *
Игорь же в пятницу отвез нас всех в давно запланированные Горки Ленинские.
Прежде я там не бывала, ибо по жизни не любитель "ленинских мест" (при том, что меня постоянно в них тащат) и относилась к этому музею с некоторым предубеждением. Но вот послушала разных людей, почитала интернет, посмотрела сайт и поняла, что туда и в самом деле стоит съездить, к тому же чистого времени на машине это занимает от нас меньше часа.
Я, действительно, ни разу не пожалела об этой поездке, ибо место совершенно прекрасное.
Усадьба, как рассказали нам на экскурсии, существует чуть ли не с 16 века, владело ею множество дворянских и купеческих династий, а к концу 19 века хозяйкой ее стала Зинаида Морозова, на тот момент вдова небезызвестного Саввы и супруга генерала и московского градоначальника Анатолия Рейнбота.
Именно при ней дом приобрел тот самый облик, в котором дошел до наших дней. Авторство последней реконструкции приписывают и Шехтелю, и Жолтовскому, доказательств нет, но в сие охотно верится, ибо дом невозможно удобен, продуман и комфортен, даже по нынешним меркам, не говоря уже о 19 веке. И дело не только в том, что уже тогда здесь были и свет, и все коммуникации, и телефон, и радиосвязь (за что, собственно, он и выбран был потом для вождя пролетариата).
Интерьеры его на редкость легки и светлы. И псевдоклассические, и те, что претендуют на неорококо, неважно. Огромные окна, воздушная полуротонда зимнего сада, терраса с колоннадой, широкие лестничные площадки, уютная мебель. Ощущение такое, что все комнаты пронизаны светом, и при этом в них не жарко, несмотря на +30 за окном.
Вокруг дома при Зинаиде Рейнбот был разбит обширный сад (одних яблонь около пятисот, и нынче они отлично плодоносят!) с цветниками и даже пальмами, оранжереей и беседками. Понятно, что вся эта роскошь вместе с усадьбой была реквизирована в 1917-м и стала резиденцией Ленина, лучше дома для своего лидера большевики просто не могли выбрать. Судьба последней хозяйки Горок удивительна и печальна, это прямо тема отдельного рассказа. Умерла она в Подмосковье, в селе Ильинском в 1947 году.
Экскурсовод рассказала, что большую часть мебели так и держали в чехлах, и пока в Горках жил Ленин, и потом при семье его брата Дмитрия, и даже в бытность музеем. Сейчас все открыли, восстановили обстановку, сохранность предметов поразительная, аутентичность их безусловная, конечно же, это все стоило увидеть.
Кроме того, сейчас в Горках как раз проходит выставка, посвященная именно Зинаиде Морозовой, ее интересам, вкусам и делам.
Она открылась в июне и дает замечательное представление о последней хозяйке усадьбы Горки. Прежде всего, конечно, о ее любви к цветам - ими просто наполнена экспозиция: и дизайн, и прикладные вещи, и картины, и ботанические иллюстрации, и популярные еще с 18 века акварели с "ожившими растениями".
Первый этаж - весь Зинаидин, на втором - знакомство с членами ее семейства, поэтому там уже не только неорококо, что так любила сама хозяйка, но и неорусский стиль, и модерн. Есть работы мастеров абрамцевского кружка, керамика, деревянная резьба, текстиль, фарфор, костюмы.
Конечно же, и там цветочные этюды.
Очень приятный женский портрет, приписываемый Серову.
И много-много разной другой красоты.
Вот здесь, в журнале организатора выставки - подробнее.Она до октября - вполне можно успеть.
Понятно, мы еще погуляли по усадьбе, и по саду, и ленинский смешной роллс-ройс тоже глянули.
А еще дошли до разрушенного киногородка и обнаружили очередной "ленинлэнд" - свезенные отовсюду скульптурные портреты вождя. Только там мне и удалось снять обоих мальчишек.
* * *
А на следующий день очень-очень рано я уехала на небольшом микроавтобусе с группой из 12 человек и симпатичным гидом Антоном в увлекательнейшее путешествие, названное турфирмой "Дачные сезоны русских гениев". Главным ее объектом должна была стать дача художника Константина Коровина в Охотино, но до этого предполагалось сделать еще несколько остановок.
Сперва мы приехали в Переславль-Залесский. Я туда отлично съездила сама в мае 2022-го, а потому надеялась, что долго мы в нем не задержимся. Но в Горицком монастыре красиво в любое время, а уж летом, да в такую погоду!
Потому по музею я с удовольствием погуляла, поднялась на звонницу
и сходила с группой на выставку "Венок усадьбам", посвященную загородным владениям дворян, в основном - Самсоновых-Бехтышевых, в окрестностях Переславля - предшественникам дач.
Потом был обед с вкусной местной ряпушкой - золотой рыбкой.
Выехав за пределы города, мы остановились у Никольского храма села Вашки, места, куда по преданиям художник Коровин водил своих гостей и даже руководил росписями.
По крайней мере так рассказывает о церкви ее настоятель, отец Андрей. Правда оно или нет - непонятно, но церковь замечательно старая, темные иконы в потускневших серебряных окладах, тускловатые росписи, отчетливо понимаешь, что рука реставратора ничего здесь не касалась. К тому же ее почти не закрывали, и, наверное, верующие должны были чувствовать атмосферу хорошо намоленного места.
К тому же отец Андрей пустил всех желающих на колокольню, куда мы поднялись на 22 метра вверх по шаткой деревянной лестнице, и желающие даже позвонили в колокола.
И все же лучшим местом поездки стало именно Охотино. Нас встретил хранитель дома, очень пожилой человек, Владимир Сергеевич Селиверстов, сам чем-то внешне похожий на старого Коровина с фотографии (у него свои шуточки по поводу этого сходства).
Наверное, именно благодаря его вдохновенному рассказу удалось практически перенестись в ту эпоху, когда еще довольно молодой живописец и его приятели Валентин Серов и Федор Шаляпин вольно и беспечно проводили здесь лето: охотились, рыбачили, вели беседы у костра, рисовали...
По сути не музей - просто мемориальное место. Когда-то, в 1902 году Коровин купил тут землю, построил небольшой дом. Шаляпин, приехав пару раз, вдохновился местами и тоже приобрел участок поблизости (от его дачи вообще ничего не осталось). С той поры и начались охотинские дачные сезоны, от которых осталось немало картин.
В самом доме оригинальных полотен, конечно же нет, ибо дом был разорен в 1921-м, затем художник покинул Россию, а в избе сделали начальную школу (в ней, кстати, и учился нынешний хранитель дома). Сегодня здесь изо всех сил постарались воссоздать атмосферу тогдашней жизни, чему больше всего способствует рассказ Владимира Сергеевича, а также показанный нам невероятно щемящий и красивый, недавно снятый фильм с его участием - про Охотино.
А еще нас угощали чаем из самовара с пирогами и разными видами варенья.
Напоследок дочь Владимира Сергеевича сфотографировала нашу группу рядом с домом. Я, конечно, вышла тут, как обычно, хуже всех, но зато по фото отлично видно, что дошла-таки до парикмахера.
Вот и весь рассказ о прошедшей неделе. Что у вас было интересного?