Интересное за неделю. Середниково.

Jul 15, 2024 11:01

Определенно, есть, что вспомнить.



В поисках достойных пленэров я решила произвести разведку по московским паркам, и в понедельник добралась до Воронцовского, где прежде не была. Если что, усадьба Воронцово существует аж с 15 века, несколько столетий ею владели князья Репнины и, возможно, именно тут родился художник Федор Рокотов, по одной из легенд внебрачный сын Петра Репнина. Именно тогда, в 18 веке, поместье переживало свой расцвет, был выстроен большой господский дом, разбиты террасы прудов и большой французский регулярный парк. В 19 веке к ансамблю добавился еще и псевдоготический парадный въезд.


Нынче все грустно. Парк, конечно, благоустроен и обихожен, дворец спрятан под лесами, но смотреть, кроме парадного въезда, особо не на что, да и к тому так просто не подберешься.

Разочарованная, я уехала в Донской монастырь. Там локацию для пленэра я себе нашла.


Но и в нем не особо уютно. Башни закрыты лесами, стены обтянуты снаружи тряпками, внутри тоже усиленно что-то ремонтируют, часть территории перегорожена. Так что стоит подождать лучших времен, когда все это починят и поправят, и можно будет посещать сии места с приятностью.

В начале недели мальчик, наконец, съездил в Бауманку и забрал свой бакалаврский диплом. Они с сокурсниками устроили фотосессию на фоне главного здания универа, и даже есть несколько удачных снимков.


Сам диплом мы сфотографировали на память уже дома, пусть будет.


А отметили в любимом Теремке.


* * *

В среду я съездила на концерт, которого давно ждала. Вообще-то Олега Погудина, как и Щербакова, я хожу слушать "вживую" примерно раз в год и не перестаю удивляться непреходящей народной любви к этому певцу, которая совершенно не иссякает. В прошлом году с его "итальянского" концерта меня сорвал звонком Вадька - дедушке вызвали скорую. В этот раз я, к счастью, дослушала до конца.


Нынешняя программа исполняется всего один раз в год и называется "Je chante": лучший французский шансон, имена - одно звучнее другого: Шарль Азнавур, Жозеф Косма, Юбер Жиро, Сальваторе Адамо, Франсис Лемарк, Мишель Легран, Шарль Дюмон и т.п. Слушать все это - чистая радость, но в этот раз чуть не до слез пробило, такие были яркие и острые воспоминания о моей Франции 2019 года, такая печаль, что теперь невозможно все повторить...


У меня нечасто настолько сильные эмоции от музыки, а потому по возвращении с концерта, вопреки традиции, я купила билет и на итальянскую программу, на 25 июля. Может,теперь дослушаю.

* * *

В субботу я, наконец, выбралась на выставку, на которую давно хотела. "Москвичка" - в музее Москвы, на Остоженке.


Ее героиней стала женщина 20-30-х годов в самых разных своих обликах, от знатной текстильщицы до кинозвезды. Экспонаты в залах - в основном живопись и графика -собраны по тематике: "Женщины в революции", "Нэп", "Ударницы", "Художницы" и т.п. Портретов героинь эпохи множество, и они очень разнообразны по стилистике: Машков и Кончаловский, Кузнецов и Грабарь, Герасимов и Юон...

Портрет Анастасии Тышлер


Пименов, Варя Терешкевич


В маленьких залах - персональные подборки работ самых знаменитых женщин эпохи, например Валентины Ходасевич


или Веры Мухиной, которая была весьма многогранным мастером, а не только скульптором. В ее зале, например, эскизы костюмов с выкройками "Искусство в быту". Я подумала, что силуэты и нынче актуальны, а затем с изумлением прочитала на стенде, что что-то сшить по ее выкройкам было практически невозможно при всей эстетической красоте моделей.


Отдельные залы посвящены художницам Маргарите Иноземцевой и Кире Мосяковой, про которых я почти не слышала, а между тем это весьма неординарные персонажи. Первая училась у Кустодиева и Юона, была мастером модерна, вторая до начала репрессий создавала очень талантливые декорации и костюмы в Большом театре.


Есть зал Любови Орловой, тоже любопытный.


И даже подлинные "героини эпохи" - ударницы и многостаночницы, метростроевки и отважные летчицы ит.п. выглядят на выставке порой как-то не совсем привычно.
Летчица Зимова, картина Юона


В общем, много интересного, всего вкратце и не опишешь.

Я отлично прогулялась с Остоженки в центр, посидела в кофейне, а когда добралась до Большой Никитской, она оказалась внезапно пешеходной и развлекательной. Притормозила у стритбольной площадки, почудился Игорь. По крайней мере мужик справа в фиолетовой майке был издали сильно на него похож по пластике.


Вечером слушала симпатичный концерт в англиканском соборе.


Люблю ходить на программы "Небесного моста", они отлично подбирают произведения и сочетания инструментов. В этот раз: арфа, флейта, орган и виброфон.


Последний мне прежде особо слышать вживую не приходилось, и впечатление оказалось сильным. Например "Лебедь" Сен-Санса в сочетании с органом показался просто-таки ангельской музыкой (намного лучше, чем у виолончелиста в Кусково). А вот "Пляска смерти" как-то не зашла, видимо инструмент не особенно для нее подходит.


На арфе роскошно звучит джаз, флейта, оказывается, хороша для мелодий Бизе, а уж какой был Пьяццола в финале - просто не оторваться!

Шла с концерта в ночи через мост к Третьяковской и напевала про себя "Либертанго".

* * *

В воскресенье мы с chengel поехали в Середниково, куда я так давно хотела.


Я предполагала, что поездка станет продолжением наших "лермонтовских" путешествий в Пятигорске, Тамани и Тарханах, но вышло не совсем так. Сама усадьба чудесно восстановлена - и центральный гостевой дом, и четыре жилых флигеля с бельведерами, и по ним водят экскурсии, причем билеты продаются строго за двадцать минут до начала, и о них надо заранее узнавать на сайте. Желающих, меж тем, довольно много.


Середниково - это не только про Лермонтова. Хотя дом, который еще в 18 веке строили Всеволжские, с 1825 года принадлежал Столыпиным, из их рода - бабушка поэта, и он сам живал здесь в летние каникулы с 14 до 18 лет. Поэтому есть посвященные ему залы, конечно же, во дворце есть. Забавно прозвучала легенда о Лермонтове как о реинкарнации средневекового шотландского поэта Томаса Лермонта.

Необыкновенно хорош бюст Голубкиной, где Михаил Юрьевич выглядит сильно удрученным, депрессивным и намного старше своего возраста.


Но даже больше в экскурсии было о Фирсановых, последних владельцах усадьбы, о Вере Фирсановой, ставшей добрым гением уезда, о жизни в Середниково в конце 19 века, когда сюда приезжал рисовать Юон, Штейнберг расписывал потолок сюжетом из Демона, а в музыкальном зале пел Шаляпин. И именно он помог эмигрировать хозяйке дома под видом гримера Большого театра. В общем, экскурсия вышла нескучной.

В доме многое напоминает о Фирсановых.


За пределами обнесенной забором главной усадьбы - еще множество построек: флигели, хозяйственные здания, Чайный домик, где мы пообедали, пруд с беседками. Мы даже, кажется, попали, спинами, правда, в снимающееся там кино. И всюду замечательно много цветов.


Мы сходили еще и в киногород "Пилигрим Порто", что невдалеке от Середниково (верхнее фото как раз оттуда).


Изначально его строили для съемок фильма «Записки экспедитора тайной канцелярии», но после этого здесь снимали еще и отдельные эпизоды фильмов «Адмиралъ», «Глянец», «Темный инстинкт», «Слуга государев» и ряд других фильмов. Предполагалось, что это некий английский городок 19 века, с фахверками, ратушей, трактиром и церковью. Впрочем, с тем же успехом он может быть условно немецким или нормандским.

Забавно разглядывать в деталях, как устроены все эти фантазии кинохудожников. То, что издали кажется камнем, в действительности пенопласт, гипсокартон, фанера и т.п. Но на фото все выглядит прямо-таки убедительно.


В общем, приятное получилось дополнение к поездке.

И о прозаическом. Добираться, как оказалось, совсем несложно - электричка МЦД и автобус от станции (но тоже надо заранее знать расписание). Вход на территорию стоит сто рублей, экскурсия во дворце - 500, "Пилигрим Порто" - 200. Турфирмы, с которыми я подумывала туда выбраться, берут по 4000 за поездку (без киногорода). Стоит ли пользоваться их услугами?

Так что неделя вышла нескучной. А у вас?

Путешествия по России, Подмосковье, про Вадика, культпоход, лето

Previous post Next post
Up