Первые десять дней последнего месяца лета пролетели как-то стремительно, но не то, чтобы совсем впустую.
Ибо наконец-то я выбралась в несколько мест, куда давно хотела, да все время не выкраивалось.
3 августа сходила в Пушкинский на "Три времени Рима".
Выставка однозначно понравится всякому, кто, как я, любит Италию и качественную графику. Ибо архитектурные красоты Вечного города здесь в основном в рисунках и гравюрах века так 17-18-го. Хотя ученик и родственник знаменитого Каналетто, венецианский мастер Бернардо Белотто вполне себе хорош как живописец-ведутист, но это всего несколько полотен.
Остальное - черно-белая история разрушения, восстановления и расцвета папской столицы.
Остатки прошлого: неизвестный художник изобразил "Пасквино", обломок античной статуи Менелая, на который вешали памфлеты и эпиграммы (отсюда слово "пасквиль")
Вся история Рима здесь перед глазами - античные романтические руины, ренессансное пробуждение и подъем разрушенного в темные века города и ослепительная барочная роскошь Рима века 18-го, когда он стал самым изображаемым и самым посещаемым иностранцами городом мира.
Автор гравюры - Гомар Вутерс
Именно поэтому здесь не не только работы итальянских художников, но и графика немцев, голландцев и прочих тогдашних "туристов", а кроме того - древнеримская скульптура из собраний коллекционера Максима Атаянца и Пушкинского музея, самые разные планы и карты Рима, зарисовки древностей, почти фантазийные каприччо и, конечно же, архитектурные панорамы - от учителя Дюрера Михаэля Вольгемута до блистательного Пиранези, который занимает целую сторону балкона.
В общем, есть от чего получить удовольствие.
* * *
4 августа я сбыла еще одну мечту этого лета. Мы с
chengel заранее решили поехать в Шахматово именно в этот день, так как планировался Блоковский праздник поэзии, и в течение всего дня была обещана интересная программа. Предполагалось, что начнется она в Тараканово, одной из трех усадеб заповедника, а эатем поэтическое шествие пройдет трехкилометровый путь до усадьбы поэта и продолжится там на Возлюбленной поляне у блоковского валуна.
Я совсем не фанат блоковской поэзии, но нежно люблю всякие музеи-усадьбы, ибо тени людей прошедших эпох отчетливее всего ощутимы именно там. Мы поехали в Тараканово, понятно, своим ходом, на электричке и автобусе, и у поселка слегка подзаблудились (указателей практически нет), поэтому когда свернули в правильном направлении, поэтическое шествие уже радостно шагало нам навстречу.
Зато в Тараканово, которое покинули участники праздника, - лепота!
Вход во все усадьбы был в этот день свободный. Мы сходили в Земскую школу, где сделали музей поэта, довольно уютный. Среди экспонатов отдельное впечатление производит лист "признаний", анкета, заполненная шестнадцатилетним поэтом. Из коей выясняется, что юноша слабо разбирался в живописи, совсем не разбирался в музыке, а его любимыми реальными героями были император Нерон и Иван Грозный.
Мы зашли в симпатичную барочную церковь Михаила Архангела где некогда венчались поэт и Любовь Менделеева.
Собственно, это единственная аутентичная постройка в той усадьбе, связанная с памятью поэта. Рядом на стендах есть подробный рассказ о событии. И романтический памятник: Блок в косоворотке и его невеста в сарафане.
Когда мы из Тараканово отправились в Шахматово, дождь встал стеной. Нам повезло: остановилась машина, и нас подбросили какие-то добрые люди (не припомню, когда со мной такое вообще случалось). Поэтов у валуна капризы погоды не смутили, чтения продолжались (хотя потом во "вконтакте" я нашла гневные отклики - кто-то, оказывается, читал вместо Блока что-то свое и даже матерное).
Ну а мы пошли в дом Бекетовых. Ибо именно этой семье принадлежало Шахматово. Андрей Николаевич Бекетов был знаменитым ученым-ботаником, а его жена Елизавета Григорьевна - довольно серьезным переводчиком. В доме у каждого из них - свой кабинет. Три из четырех дочерей тоже состоялись как переводчицы, писательницы, поэтессы, так что неудивительно, что по этой же стезе направился и сын ее дочери Александры, который каждое лето с 1861 года приезжал сюда, жил в дедовской усадьбе с 1904 года, сперва во флигеле, а уже с 1910 перестраивал под себя и главный дом.
Комнаты в мезонине с полукруглыми "венецианскими" окнами - самое приметное и узнаваемое в блоковском доме.
В 1921 году усадьба была разграблена и сожжена, восстановили ее лишь в 2001-м, но хоть все здесь и новодельное, само место, природа, здешние просторы хороши несказанно.
* * *
6 июля Вадька сдавал экзамен в магистратуру на моем компе, а потому мне велено было куда-нибудь выметаться, и внезапно меня занесло с раннего утра на ВДНХ, где не была несколько лет.
В 10 часов народу там почти нет, с погодой повезло, и я решила бродить без плана - куда выведет. Сперва попался бесплатный макет Москвы, в отличие от питерских хаотических макетов, довольно правильный и дотошный, хотя машинки и паровозики по нему не ездят.
Узнаете же место?
Потом меня вынесло к Каменному цветку, за которым оказался интереснейший музей славянской письменности "Слово".
После которого я подумала, что на ВДНХ не так уж и скучно.
Но настоящим открытием стал музей Востока, что в павильоне 13.
Оказывается, помимо залов всех трех Рерихов, в нем хранятся в довольно хаотичном и неучтенном виде фонды московского Музея искусства Востока, что не влезли в основную экспозицию. И там столько красоты, что зависла я надолго. Резная мебель и ширмы, вазы - фарфоровые, керамические и с перламутровыми инкрустациями, стекло и металл, керамика и майоликовые панно, театральные маски и куклы, миниатюры и картины - чего только нет! От Узбекистана до Японии!
Отдельный зал посвящен творчеству Святослава Рериха, ну и, конечно, есть экспозиция его отца - не только с живописью, но и с находками из путешествий.
Затем я решила двигаться в сторону Москвариума в надежде наткнуться на павильон 22 с китайской выставкой (было бы в тему), но сбилась с пути и внезапно обнаружила себя уже в Останкинском парке. Обратно возвращаться не стала.
Но, кажется, на ВДНХ я поеду гулять еще. Правда, нужно опять в будни и утром.
7 августа, как бы завершая тему Италии, сходила на концерт в католический собор.
Программа сама по себе была замечательная: органные аранжировки итальянской классики чередовались с исполнением на мандолине неаполитанских песен и прочего местного фольклора.
Но если оба органиста (а это штатные исполнители из московских храмов: Анна Ветлугина - из римского кафедрального, Дмитрий Максименко - из англиканского) были хороши безусловно и за органом, и за старинным клавесином, то Ольга Егорова с мандолиной как-то сильно напрягла - очень уж натужно и мучительно она играла.
После сего концерта я решила сделать перерыв в "итальянских" мероприятиях.
* * *
А вчера я добралась еще до одной симпатичнейшей выставки в Москве - "Журнал красивой жизни"
Это в Музее русского импрессионизма на Белорусской.
Выставка посвящена журналу "Столица и усадьба" выходившему с 1913 по 1917 годы. Его тематика - быт и нравы, искусство и культура в аристократических столицах и дворянской провинции последних лет царской России. Разделы выставки соответствуют рубрикам журнала - "Художественные выставки", "В зрительном зале" и т.п.
По сути это был первый в истории страны глянец, и экспонаты выставки соответствуют художественным вкусам его издателей и подписчиков, а они в те времена были достаточно изысканными, отчего и экспозиция выглядит весьма привлекательно.
Сомов "Дамы на террасе"
Из частных коллекций и музеев страны собраны живописные полотна и рисунки, которые либо упоминались в журнале, либо репродуцировались в нем. Это и портреты блистательных красавиц эпохи ар-нуво, от Серова до Богданова-Бельского,
И.Бродский "Зинаида Штильман"
Ландшафты, интерьеры и типажи из дворянских усадеб.
Максимов "Все в прошлом"
Картины-впечатления из путешествий, зарисовки разных городов и стран (в журнале была рубрика "Туризм")
Севастопольский этюд К.Коровина
Театральные эскизы, провинциальные пейзажи, старинные акварели и еще масса всего, радующего эстетическое чувство. И замечательные имена авторов - Бенуа, Добужинский, Фешин, Богаевский и прочие из той компании...
Продолжение этой выставки, уже относящееся к веку 21-му, есть на третьем этаже, но лучше бы я туда не ходила.
Когда выходила из музея, навстречу шла девушка с надписью на худи: "Для тебя нет ничего невозможного, если ты - Лера".
Завести, что ли, такую же?
Прошлась от Белорусской до Третьяковской, по пути поснимала Москву в центре - дождливую, но экзотическую
* * *
Из личных новостей: Вадька, кажется, поступил-таки в магистратуру, куда хотел. Приказа, правда, еще нет, но вроде баллов у него хватает.
10 августа мы отметили 84-летие папы. Вставать и ходить он по-прежнему толком не может, но свечку на торте задул.
А еще из Израиля на пару недель приехала племяшка, навестить друзей и родных, и если все сложится, может, мы куда-нибудь вместе выберемся.
Как-то так. Что нового у вас?