Начало, Ч.1
здесь 2 июля. День второй, когда мы убедились, что российская природа - самая неподвластная человеку, а наши водители - самые непокорные российской стихии.
Утро вечера мудренее?
Ровно в шесть утра приятным звуком запел будильник. И тут же, следом для надежности противно загудел второй. Гениальные идеи, витавшие в воздухе у моего изголовья всю ночь, только и ждали этого момента. Я еще не успел раскрыть глаза, а разные мысли уже столпились перед лбом, как алкаши у пивного ларька перед открытием, и полезли без очереди, расталкивая друг друга.
Первая мудрость, достигшая цели, зазвучала так: «Нужно выложить из рюкзака тюбик зубной пасты, потому что у нас их два!» Эта феноменальная утренняя идея была закономерным продолжением вечернего изумления перед горой баулов и рюкзаков, занявших все свободное пространство в гостеприимном доме Козловых. Вчера, стоя перед кучей «всего самого необходимого» весом примерно 300-350 кг, мы прикидывали, не превратится ли наше путешествие из водного сплава 4-й или даже 5-й категории сложности в поход высшей степени авантюризма.
Наполеоновский план нашего маршрута суров: Новая Чара - оз. Амудиса - р.Чина - р. Калар - р. Джемку (левый приток Калара) - оз. Гуенга - р. Калакан Витимский - Витим - Н. Чара. Участок от Калара до Калакана через Джемку - это пеший переход на 80-100 км со всем грузом, который мы не успеем съесть (и потерять) к этому этапу.
Вторым озарением вспыхнула мысль, что именно с рассказа о своем пробуждении я и начну повествование о новом путешествии.
Но, что-то я долго описываю процесс. На самом деле мысли молниеносны….
И очередная "эврика" оказалась простой, и наиболее полезной: пора вставать, потому что уже через час за нами приедет Саня Дружинин на своем ЗИЛе и мы отправимся в глушь Забайкальского севера.
Наш груз и наша группа
Нужно ли объяснять, что 5% веса нашей походной поклажи составила краснодарская чача - 50-градусный заводской самогон, сдобренный на винзаводе виноградной эссенцией (для убедительности) и разлитый в пластиковые литровые бутылки (для экономии). С собой мы взяли этой водки 15 литров. «Отчего так мало?», - спросите вы. - Да потому, что изначально мы собирались идти в поход на двух байдарках вчетвером. Но четвертый участник отсох, так и не отхлебнув каларской водицы и не глотнув южного самогона. А, ведь вчетвером пить нести чачу через перевал до Калакана было бы намного сподручнее и веселее!
Ну, что еще можно сказать про наш груз?... Основное я уже сообщил. Ну, а там, фотоаппаратуры 10 кг, блесны-спальники, котелки-болотники, продукты-спиннинги… - это и так понятно. Впрочем, о продуктах можно кое-что уточнить: много сухофруктов и гороха. На этих двух пунктах категорически настаивал Коля.
Самым экзотическим продуктом у нас было сушеное мясо, приготовленное из 7 кг говяжьего фарша. Если кому-то нужен рецепт, - задавайте вопросы. Я заодно выясню читаете ли вы то, что я так скрупулезно сочиняю, или только фотографии смотрите ☺. Запаслись мы также молотым кофе. А, вот чеснок и перец просто-напросто забыли купить.
Ну, и буквально четыре слова, один предлог и одно местоимение о составе нашей группы: Коля Николаев, Саня Бянкин и я.
На дворе непроницаемый туман. Настолько плотный, что не видно соседних домов. Такие туманы бывают в конце лета. Неужели оно уже закончилось?
Без пяти семь утра. Грузовик уже стоит у подъезда. Мы начинаем сносить вещи с третьего этажа на улицу, и становится окончательно ясно, что вынутый из рюкзака тюбик с зубной пастой не решил проблему с весом нашего багажа.
Дорога на Чину и наш водитель
Водитель наш надежен и пунктуален. Зовут его Саня Дружинин. Знакомы мы достаточно давно и нет сомнений, что Саня довезет нас до места. Правда, нет гарантии, что доедем быстро. Хороших дорог в районе не существует. Есть «нормальные», «ужасные» и «вездеходные». Еще есть зимники по рекам. Асфальт лежит только между Чарой и Новой Чарой (21 км), да и по нему без проклятий вряд ли проедешь. А в те края, куда мы собрались, добраться могут только асы. Особенно после дождей. Вчера вечером, кстати был жуткий ливень, из-за него и туман. Но Саня Дружинин спокоен (во всяком случае, так выглядит внешне). Он знает свою машину, знает дорогу, у него есть лебедка и даже в одиночку он умеет вытащить тяжелый грузовик из любой грязи. Кстати, будучи моложе Саня занимался туризмом, ходил в горы по-серьезному. Поэтому он хорошо в курсе, что нужно нашему брату.
Ну, а если вдруг что…, то телефон Александра Дружинина: 8-914-801-20-42
Можно обращаться, даже не ссылаясь на меня.
Саня Дружинин заводит мотор, трогается, мы выезжаем со двора и еще целую минуту едем по хорошей дороге. Через 500 м она сменяется неровной, ухабистой грунтовкой, по которой быстро не поедешь. Тем не менее, это еще вполне приличная автомобильная дорога, проложенная из Новой Чары к уникальному, крупнейшему в мире Чинейскому полиметаллическому месторождению, расположенному в перевальной части из р. Ингамакит в р. Чину.
1. Дорога к пос. Чина
Трасса пробита по правому борту р. Ингамакит. А рядом с ней построена железная дорога - ответвление БАМа, специально для вывоза руды с Чинея. Вот это сооружение достойно отдельного рассказа.
Чинейское месторождение разведывалось в 1980-е годы. В конце 1990-ых оно было передано для освоения в частные руки - миллиардеру Олегу Дерипаске (компании «Базовый элемент»).
Проект трассы Новая Чара-Чиней был разработан институтом “Востсибтранспроект” (г. Иркутск), заказчиком выступило Министерство путей сообщения РФ. Ответвление длиной 66 км начали строить в 1999 году в условиях очень сложного рельефа и горно-геологических условий. Говорили, что таких экстремальных условий не было даже на БАМе, а проект не имеет аналогов в мире. Но, несмотря на все трудности, 26 сентября 2001 г (на год раньше срока) по вновь построенной железной дороге с Чинейского месторождения прошел первый состав с рудой. Пресса восторженно писала об открытии: “Это давно ожидаемое событие означает начало полномасштабного освоения зоны Байкало-Амурской магистрали. Освоение этого месторождения позволит удвоить грузопоток, идущий по БАМу, и тем самым приблизить магистраль к безубыточному режиму работы”.
Планы грузоперевозок были грандиозные: в перспективе до 10 млн. тонн руды в год. Но первый чинейский поезд так и остался единственным. Затем, вроде, как наступил экономический кризис, месторождение заморозили, оставив на участке лишь охрану, а железнодорожная трасса стала быстро разрушаться. Причем, настолько стремительно и катастрофично, что сегодня все увиденное порождает целую гамму эмоций: крайнее удивление, подлинное восхищение и истинное уважение.
2.
Удивление вызывает не столько сам Чинейский катаклизм, сколько космического масштаба затраты сил и средств при нулевом результате! А уважения заслуживает, конечно же, безудержная российская стихия, которая быстро доказала, что она круче олигархов, проектировщиков и строителей вместе взятых. Наша природа самая сильная в мире! Не то, что, к примеру, китайская, не сумевшая сломать даже метра высокогорной железной дороги, построенной в Тибете до Лхасы на высоте до 4,5 тыс. м над у.м. Там все ровно, гладко, ходят пассажирские поезда…, а полюбуйтесь, что наша мать вытворяет!
3. Начинаем любоваться:
Целые куски трассы погребены под каменными обвалами и осыпями. Рельсы изогнуты, закручены, разорваны. Во многих местах полотно просело и размыто, а звенья дороги со шпалами повисли в воздухе. Столбы тоже покосились.
4. Восхищаемся все больше и больше!...
5.
6. Это защитное сооружение называется геотера.
7.
Наверное, по идее проектировщиков в результате вероятного завала должен был получиться аккуратный тоннель. Но природа эту идея не одобрила… Сползшая со склона масса скального грунта пошатнула и деформировала казалось бы несокрушимую геотеру.
8.
И, что удивительно, проектировщики, типа защитив критический участок, не предполагали, что обвалы могут произойти на всем протяжении трассы.
На самом деле, судя по огромному количеству брошенных бетонных элементов, строительство чинейской трассы завершено не было, и предполагалось ее дальнейшее укрепление.
9.
Должны были строится новые галереи, стенки и геотеры. Однако, глядя на руины, все это кажется бессмысленными тратами. И, вот именно сила этого холостого выстрела вызывают истинное восхищение. Мне неизвестна сколько всего средств было потрачено на эту стройку (сколько денег было, по сути, выброшено на растерзание стихии), но зато я нашел информацию примерно начала 2000-х годов, когда сообщалось, что компания «Базовый элемент» готова инвестировать от $100 до 250 млн. на реконструкцию трассы. Это лишь на реконструкцию, причем в то время, кода все еще не было так печально разрушено, как это мы видим сегодня, спустя 12 лет!
10.
Объемы выполненных работ колоссальны. Борт Ингамакита рассечен глубокими распадками. Одни ущелья засыпались скальным грунтом - это миллионы кубометров породы. Через другие строились мосты - уникальные, хитроумные сооружения из железобетона. И, надо отметить, эти самые сложные инженерные решения, в основном, выдержали экзамен природы. Они устояли перед стихией. Ставший уже знаменитым мост «на спичках» знают все.
11. «Мост на спичках»
И я при этом совершенно не могу понять, почему проектировщики не справились с, казалось бы, более простыми участками, не предвидели последствий, вызванных оползнями, обвалами, лавинами и криогенными процессами. Или это только кажется, что они более простые?...
Остается только удивляться, как же это в начале 19-го века в России сумели спроектировать и построить КБЖД - Кругобайкальскую железную дорогу. Теперь я понимаю, что не зря
ее показывают туристам, как чудо инженерной мысли.
12. Слева направо: Саня Бянкин, Коля Николаев, Александр Дружинин
Путь от Чинея до Амудис
Не длинная по расстоянию, но долгая дорога приводит, наконец в геологический поселок Чину. Отсюда расходятся несколько путей: к старому брошенному поселку геологов Катугино (к одноименном правому притоку Калара), к озерам Амудиса, к перевалу на р. Чукчуду (тоже правый приток Калара). Все это - разные варианты попасть на сплав по Калару.
Сплав, начиная с Катугино - самый популярный и относительно простой маршрут, исключающий сложный участок верховьев реки. До Катугино сейчас не добраться - дорога полностью размыта, - но нам туда и не нужно. Мы едем к оз. Амудиса, в самое начало системы Чина -Калар.
Итак, мы движемся дальше, от поселка на восток вдоль р. Чины, периодически пересекая ее русло. Это сегодня можно делать сравнительно безопасно, а двумя днями раньше - в большую воду - здесь по уши засели два «Урала».
Мы в пути уже пять часов, и так называемая дорога выходит на так называемую Доросскую марь. На самом деле, никакой дороги тут нет, а марь действительно настоящая. Это - долина ручья Дорос, правого притока Чины. Широченное безлесное пространство, покрытое мхом и насыщенное водой, как губка. Тундра, одним словом. Под слоем дерна мерзлота. Летом она оттаивает, и лишь только колеса прорежут травяной ковер, тяжелый автомобиль попадает в ловушку, вязнет в жидкой глинистой грязи.
13. Доросская марь
Саня Дружинин снижает давление в шинах ниже одной атмосферы, ищет более сухие, бугристые места и пытается проехать по ним, но всякий раз вязнет, потом с трудом, задним ходом выбирается назад. Это и есть «дорога» на Амудисы. Каждый шофер сам себе ее прокладывает, где сможет.
Сверху, из кузова Саня Бянкин замечает старый след от колес, ведущий не через болото, а прямо по руслу ручья, и мы сворачиваем туда.
Многократно перебредая с косы на косу, обходим, наконец, трясину и снова выезжаем на берег и затем поднимаемся в гору на высокие моренные холмы, за которыми лежит цепочка больших озер, соединяющихся между собой и с р. Чиной быстрыми каменистыми протоками.
Вообще-то туристов-сплавщиков, стартующих от озер Амудиса, обычно везут другим, более простым путем, минуя Доросскую марь, прямо на край последнего самого большого озера, из которого вытекает речка, впадающая в Чину. Но мы сейчас направляемся к предпоследнему из цепочки озер водоему, а так называемая дорога ведет примерно туда же, к оленеводческой базе Габышавых на Амудисах.
Путь через водораздельные холмы между Доросом и озерами Амудиса участками такой же заболоченный, как и в низине, со следами тяжелой работы по спасению увязших машин. И даже с реальным примером: брошенный, неизвестно кем и когда «Урал» стоит у дороги..
На подъеме целый шлейф автомобильных следов, сходясь, расходясь и переплетаясь расползается по лесу между деревьев, камней и глубоких луж с грязью. В одном месте мы таки вязнем и разматываем лебедку.
14.
И еще пару раз после этого помогаем нашему ЗИЛу выскребстись из глубокой грязи.
15.
С холмов открывается масштабный вид на озера. К сожалению, погода все время какая-то пасмурная. Но хорошо уже, что нет дождя.
16.
Грязь нескончаемая….Последний участок пути - на спуске к озеру - Дружинин и вовсе сворачивает с размазанной коварной дороги, и километра полтора медленно пробирается к берегу прямо по нетронутому лесу, буквально ощупывая каждый «шаг» колеса. Я сижу рядом в кабине, и мне непонятно, как определить тот момент, когда пора остановиться. Кажется, что вот-вот мы застрянем тут на пару суток. Но Саня прекрасно чувствует свою машину. И вскоре мы уже выгружаемся прямо на берегу большого озера.
Время - начало третьего. На дорогу у нас ушло семь часов. Это и не мало, и не много. «Думал, что будет хуже», - говорит Дружинин. (Забегая далеко вперед, скажу, что возвращаясь с нашей заброски, уже через километр от озера Саня засел так, что пришлось ночевать, а еще следующие пол дня домкратить и вытаскивать свой ЗИЛ. Закончилось в итоге все хорошо, - справился в одиночку и добрался к вечеру до Чары).
17. На берегу оз. Амудиса
Сегодня мы никуда не поплывем. Накачиваем байдарки, ставим лагерь, разводим костер, обедаем все вместе, благодарим и провожаем Александра Дружинина.
18.
Идет в расход «первая литра». Ставим сеть (рыбы уже хочется). Обследуем озеро.
19.
Протока в нижнюю Амудису находится легко. Прогуливаемся по окрестностям. Где построена новая оленеводческая база непонятно, но мы обнаруживаем старую, брошенную. Она стоит на другом - левом берегу протоки, между нашим озером и верхним. Протока -это горная быстрая и широкая река. Перейти ее не так-то просто, а в большую воду - вообще нереально.
Вечером свет заходящего солнца ненадолго прорывается сквозь тучи и неприветливый озёрный пейзаж становится чуточку теплее.
20.
21.
22.
Завтра мы начнем сплав через озера в р. Чину.
Продолжение, Ч.3