Начало - Отрывок 1
здесь ...Кое-что еще о сборах и подготовке
Одни из главных вопросов - куда именно ехать, по какому маршруту. Индия огромная, не реально за месяц «посмотреть все самое лучшее». Задача - грамотно составить маршрут, чтобы он был красивым во всех отношениях и достаточно сложным. Иначе получится тур поездка, а не экспедиция.
А что вообще мы знаем об Индии? Память выдает все индийское: «Слоны, йоги, камасутра, чай, пряности, священный Ганг, священные коровы, очередной теракт в штате Джамму и Кашмир.…». Ну, и еще кое что, типа «пляжные курорты Гоа». Но туда нам точно не надо. В общем, не много мы знаем (по крайней мере, говорю лично о себе).
Вооружившись путеводителями и опутавшись паутиной интернета, понимаем, что нельзя объять необъятное, но можно попробовать объехать не велосипеде….
После нескольких совещаний мы определились с приоритетами. Это северные высокогорные провинции Индии и государство Непал.
Наиболее привлекательным для велотуризма является плато Ладакх (Западные Гималаи). Это в северной части индийского штата Джамму и Кашмир. Благодаря своей схожести с культурой и природой Тибета, Ладакх имеет второе название - Малый Тибет. Здесь когда-то проходил Великий шелковый путь, а буддийские паломники основывали монастыри на пути из Индии в Тибет. Места безлюдные и суровые.
Решили стартовать из города Лех - столицы Ладакха, и двигаться на юг через Главный Гималайский хребет. На пути высокие горы и несколько перевалов высотой более 5000 метров. Следовательно, нас ждут тяжелые физические упражнения и другие приятные трудности - горная болезнь, например. То, что нам нужно.
Южнее Гималаев, в штате Химачал-Прадеш, тоже среди гор раскинулась долина Кулу, которая считается одним из самых красивых мест в Индии. И не случайно именно там провел многие годы своей жизни Николай Рерих.
Из Кулу прямая дорога к границе с Непалом.
Пресекаем Непал с запада на восток, и вновь оказываемся в Индии.
Закончить путешествие мы решили на территории княжества Сикким - очень самобытного района Индии. Сикким - небольшая горная провинция, затерянная между Тибетом, Непалом и Бутаном, которая только с 1975 года формально стала индийским штатом. Правительство трепетно оберегает живописный уголок девственной природы, где находятся чайные плантации и гора Канченджанга - третья по высоте вершина в мире. Интересно, что въезд в Сикким даже для самих индийцев возможен только по специальным разрешениям.
То, что мы наметили, вырисовалось в нитку маршрута протяженностью более 2500 км, причем основная доля этих километров - горные дороги. Поэтому, чтобы путешествие не превратилось в безумную велогонку, мы решили во второй части экспедиции пользоваться также автотранспортом (через густонаселенные районы). А первый этап - через Главный Гималайский хребет - проехать без всяких поблажек, исключительно своим ходом.
В завершение подготовки мы заручились правительственной поддержкой, и путешествие получило официальный статус «Спортивно-географической экспедиции Забайкальского Края «Гималайские серпантины 2008».
Надо сказать, что окончательный план маршрута родился только с третьего раза.
Изначально мы хотели заехать в Индию через Тибет. Но в марте 2008 г. в Лхасе произошли серьезные столкновения между тибетцами и китайскими властями. Это случилось в преддверии летней олимпиадой, и китайцы полностью запретили въезд в Тибет иностранцам.
Сергей Якунин придумал новый вариант - проехать через южные провинции Китая - Сычуань и Юньнань до границы с Мьянмой. Пересечь бывшее государство Бирму на велосипедах, и достичь восточной индийской окраины. Мьянма страна не благополучная, но необычайно интересная. Нам очень хотелось проложить маршрут через нее, и уже почти удалось договориться насчет транзита. Однако, как нарочно, 4 мая на Мьянму обрушился ужаснейший тайфун, а следом, 12 мая в Сычуани произошло разрушительное землетрясение. После тайфуна социально- политическая обстановка в бедной Мьянме достигла крайнего накала. В итоге, ее власти поставили нам такие условия проезда, что пришлось искать другой путь в Индию. Остался третий способ прилететь в Дели на самолете из Казахстана.
В столицу Казахстана Алматы мы добираемся поездом через Новосибирск. С чего, собственно, и начался рассказ.
23 и 24 августа.
Транссибирская магистраль. Томительный релакс перед началом изнуряющего отдыха.
Посадочная толчея и шум постепенно стихли. Поезд шел, покачиваясь и постукивая колесами по рельсам. Возня с чемоданами и хождения по вагону прекратились. Пассажиры стелили простыни, лезли на свои полки. Спальное место досталось каждому. А такое было интересное начало посадки! Я остался даже слегка разочарованным. Зря, выходит, все ломились и хотели быть первыми.
Но мы спать не спешили. Мышцы после штурма оставались напряжены, нервы натянуты. Необходимо было их расслабить, отметить старт экспедиции.
Очень быстро на нашем столике сформировался дорожный натюрморт. Он был создан из хлеба, сыра, колбасы, вареных яиц и горки красных помидоров. Важным композиционным элементом стала лоснящаяся жареная курица. Восемь крепких огурцов придали произведению некую символичность. Блестящие походные кружки обрамили инсталляцию. В завершение, как последний мазок, в середину поставили бутылку водки - зрительный и смысловой центр натюрморта. Существовать этой гастрономической импровизации оставалось недолго - до первого тоста.
Настроение было практически новогоднее. Правда, не у всех. Рыдающая барышня оказалась нашей соседкой по плацкарту.
Пока мы готовились к пиру, девушка продолжала поливать слезами мобильный телефон, а в перерывах между рыданиями тут же искать сочувствия у нашей компании:
- …н-не могу-у-у…Скажите, парни, я совсем плохо выгляжу? О-о-ой, я не могу-у-у!… Вся тушь, наверное, расплылась?
- Нет, тушь на месте. Наверное, слезы твои не настоящие.
- Нет, я, правда, не могу-у. У меня начинается депрессия
Ну, с депрессией в молодом возрасте легко справиться. Мы предложили девушке снять стресс самым проверенным способом. Она выпила из нержавеющей кружки, и настроение ее стало катастрофически улучшаться.
Барышня сходила в тамбур, бодро покурила. Вернулась, позвонила подружке. Долго, с ней болтала, и сильно при этом смеялась. Затем передала разговор:
- Я ей про вас рассказала. Она мне завидует: «У велосипедистов, - говорит, - т а к и е задницы!».
- Ну, вот видишь, а ты расстраивалась. Тем более, молодой человек у тебя какой-то немолодой. Наверное, женат и дети есть?
- Да, женат... И дети….
- Ясно. Короче, мы пьем за начало своего похода, а ты, если хочешь, можешь выпить за конец своего… ну, в смысле, - за своего друга.
- А, фигня! Давайте за вас! А вы чо, куда?... Вот бы с вами!...
Сутки вагонной жизни тянулись долго - явно больше 24-х часов.
От любой поездки устаешь. Но, если от велосипеда усталость сильная, однако приятная, то от поезда - в точности наоборот.
Не существует иного транспорта, приспособленного для безделья лучше, чем железнодорожный. Нигде так не выспишься, и так не измучаешься. Ну, может быть, еще корабль. Хотя там, бывает, укачивает.
И только в поезде можно заняться тем, на что раньше не хватало времени.
Я взялся читать инструкцию к видеокамере, купленной несколько месяцев назад. Надо же, наконец, узнать, где в ней кнопка «вкл» - ведь мы будем снимать фильм о стране, куда едем. Кто-то открыл путеводитель по Индии - ведь надо узнать название страны, о которой мы будем снимать этот самый фильм.
В поезде можно выспаться до атрофирования мышц, насмотреться в окно до ряби в глазах, напиться чаю до мешков на лице.
Еще один вид безделья - наблюдать, что делают соседи по вагону.
Наша импульсивная попутчица эмоционально выплескалась прошлой ночью, и теперь спала. К обеду она открыла глаза, но так и продолжала до вечера лежать с грустным лицом, делая небольшие перекуры в этом однообразном занятии.
Китайцы вели себя еще тише. Как скромные привидения в голубых кальсонах они изредка ходили к титану за кипятком, распространяя по вагону запах «Доширака».
Другие попутчики не запомнились.
Следующие сутки - 24 августа прошли в том же сонном ключе, только пейзаж за окном сменился. Потянулись бескрайние желтые поля с рощицами зеленых берез. Стали попадаться желтые деревья - знаки близкой осени.
А мы, тем временем, приближались к первому пункту пересадки, и ночью, в 1:30 по местному времени вышли на станции Новосибирск.
Продолжение
Отрывок 3