Ситуация такая: не далее как вчера я разместила на своей стене ВК информацию о распространении следующего плана тетрадей и блокнотов.
Пост стремительно набирал популярность, заказов становилось больше и больше, несмотря на стоимость (100р. за тетрадь и 70р. за блокнот). Долго ли, коротко ли, но информация окольными тропами дошла и до паблика "POS News УрФУ", модератор которого не смог пройти мимо моей записи. Результат можно наблюдать
здесь. Как мы видим, к посту была приписана фраза "Все сложно... Создавайте семью. Воспитывайте детей. Работайте. А не ...", претендующая на то, чтобы пристыдить или, возможно, даже унизить участников инициативной группы, занимающейся распространением тетрадей. Также к посту появилось несколько комментариев вроде: "чтобы создавать семью, воспитывать детей и работать нужен ум. А у этих людей-то без шансов(((". Что ж, любой человек имеет право на свое личное мнение, авторов ни одного из комментариев мы оспаривать не будем.
Однако любое мнение должно быть аргументировано. Именно поэтому хотелось бы прояснить сложившуюся ситуацию, объяснить наши мотивы для тех, кто возмущен, сомневается или просто проходил мимо.
Итак, для чего были созданы такие, казалось бы, мелочи в виде тетрадок, но, по факту, приведшие к подобному возмущению? Создатели ставили своей целью никак не унизить достоинство университета (и УГТУ-УПИ, и УрГУ), как такового, а выразить свое недовольство касательно объединения вузов в УрФУ, ведь объединение принесло гораздо больше отрицательных перемен, нежели положительных. Чтобы не быть голословной, приведу ряд примеров.
Начать можно с самого, казалось бы, незначительного - с изменения расписания. Раньше студенты УрГУ учились с 9 ч, теперь же, указом ректора, пары должны начинаться в 8:30. Здесь можно упрекнуть возмущающихся студентов, мол, "совсем обленились, подумаешь, раньше на полчаса приезжать будете". Однако давайте вспомним о тех студентах, которые ездят в университет из других городов - Верхней Пышмы, Березовского, Каменск-Уральска и других, сколько для них значат эти лишние полчаса? Но, как я понимаю, это довольно слабый аргумент, ведь иногородние студенты УГТУ-УПИ ездят к 8:30 и, как заявляют их одногруппники, "им норм". Хорошо, пусть так, но что тогда можно сказать в пользу введения в УрГУ единого обеденного перерыва?.. Напомним, что раньше у некоторых факультетов, таких как исторический или математико-механический, время большого перерыва отличалось от других. Отличалось хотя бы для того, чтобы очереди в столовой не напоминали очереди за билетом на концерт Битлов в период пика их популярности. Но, признаться честно, очереди все равно собирались, мягко говоря, немаленькие, и требовалась неслабая физическая подготовка, чтобы успеть добежать до столовой в течение первых пяти минут перерыва, иначе придется его весь потратить на ожидание своей очереди за столь желанной тарелкой лапши. И вот представьте, что будет со столовыми (их у нас в главном корпусе две: на Ленина и на Тургенева; последняя, к слову, открыта не только для студентов) теперь, когда большой перерыв станет единым? Да и, в конце концов, почему именно наше расписание сдвигается, почему наши традиции попираются, почему УрГУ ставится в подчиненное положение? Очень многое пытаются сделать "по-упишному", что вносит сумятицу.
К вышесказанному можно привести ряд аргументов. Во-первых, наши факультеты переименовываются в непонятные ИГФСПСХ. Нет, серьезно, взять хотя бы аббревиатуру ИГНИ. Ассоциация на ум приходит только одна, стоит только добавить одну букву в начале аббревиатуры. Во-вторых, стоит упомянуть переименование академических групп на некоторых факультетах по образу и подобию УПИ. Поясню: в УПИ группа привязана к кафедре. И номер группы - это код факультета + год поступления + номер кафедры + номер специальности на кафедре, если я ничего не путаю. В УрГУ же, к примеру, на математико-механическом факультете, в группах КН учатся студенты с разных кафедр, но в одной группе, теперь же у студентов из одной группы разные номера. Как рассказывает одна из участниц инициативной группы, занимающейся реализацией указанных тетрадей, после объединения вузов получилось так, что практически у каждого студента теперь свой индивидуальный номер. И, конечно же, все ломанулись в деканат узнавать все про себя. А в деканате мат-меха одна женщина-секретарь, и ей все это безумие приходится ворочать. Но это, конечно, мелочи.
Гораздо больше возмущают другие случаи. Например, студенты мат-меха выиграли онлайн-олимпиаду по сетевым технологиям. Это довольно престижное соревнование, которое проводится фирмой Cisco, являющееся крупнейшим производителем сетевого оборудования в мире. Их пригласили на очный тур в Москву. Раньше, когда кто-то из ребят с мат-меха ездил защищать честь университета, университет помогал им материально. Но теперь студентам напрямую говорят: "Времена, когда мы помогали студентам, закончились с существованием Уральского Государственного Университета". Не кажется ли вам, что представление университета на соревнованиях высокого уровня - задача несколько более приоритетная, чем расклейка букв "У" на всех свободных квадратных сантиметрах? Кроме того, было такое, когда ребята из УПИ и из УрГУ ездили на студенческий чемпионат России по "Что? Где? Когда?": первым, в отличие от вторых, затраты возместили.
Следующий пункт. Не знаю как преподавателям УПИ, но нашим задерживают зарплату из-за несовместимости бухгалтерских программ в УрГУ и в УПИ. Доходило до такого, что преподаватель не видел зарплаты с декабря, хотя на дворе уже был март. Таким образом, как мы видим, у УрФУ нет средств на то, чтобы вовремя выплачивать зарплату преподавателям, на то, чтобы спонсировать важные и нужные для университета поездки студентов. Зато есть средства на то, чтобы пригласить "Пилот", "Танцы минус" и "Смысловые галлюцинации" для двухчасового концерта, есть средства и на то, чтобы проводить сомнительные мероприятия, вроде хоровода. Лично я не имею ничего против выступлений музыкальных групп и хоровода как такового, но ведь это не должно выходить на первый план.
Есть еще одна неприятная перемена. На некоторых факультетах теперь ходят проверяющие, которые заходят в аудитории и смотрят, идет ли пара по расписанию, поэтому преподаватели очень неохотно переносят пары, так как из-за этого у них могут быть неприятности. Смысла в подобной проверке мы не видим, потому что еще ни разу никто из нас не встречал такого случая, чтобы преподаватели просто-напросто "задвигали" занятия. А вот перенести, например, пару на другое время или на другой день недели бывает иногда необходимо. Это я даже не буду разъяснять, ибо учебный процесс был и остается явлением переменчивым и гибким. Более того, с проверяющими из УрФУ была достаточно неприятная история в группе, где учится один наш знакомый. Представьте, во время занятия к ним наносит визит "ревизор", спрашивает, какая группа, какой преподаватель и все в таком духе. Потом спрашивает, есть ли какие-то замечания или пожелания. Преподаватель - средних лет женщина - в шутку им отвечает (кто ее за это осудит?), что в аудитории в одной из люстр лампочка не горит. На что проверяющий ей говорит: "Это очень ценное замечание, над этим стоит задуматься, как и над тем, в каком виде вы появляетесь перед студентами". Стоит отметить, что преподаватель была в обычном белом свитере и темных брюках. О чем может идти речь, если слова проверяющего вызвали бурю негодования у всех присутствовавших студентов? О том, что почувствовала преподаватель в тот момент, можно даже и не говорить.
Насильно смешивая две системы, блага для образования не получишь, потому как сталкиваются разные системы традиций, разные программы, все разное. Естественное взаимодействие таких систем - через совместные публикации, внешние рецензии на научные работы и через разные конференции. Это - хорошо и обогащает, но по факту сейчас происходит лишь сталкивание двух систем. Федеральные университеты созданы приказом правительства для того, чтобы интегрировать университеты, полные инакомыслящих, в вертикаль власти (заметим, что они создаются в городах по федеральным округам). Кроме того, мы небезосновательно считаем, что ограничение автономии университетов - первейший признак тоталитарного государства. Разъясню: система образования и науки - система самовоспроизводящаяся, если она работает хорошо, то ее лучше не трогать. У УрГУ много достижений, здесь работают ученые с мировым именем, студенты берут призы на международных соревнованиях, а выпускники ценятся во всем мире. И если преподаватели хорошо учат студентов, студенты остаются преподавать и преподают опять хорошо. Получается такой круговорот. Но непосредственной пользы от такого круговорота (в виде прибыли) государство извлечь не может. Преподаватели тоже хотят кушать, поэтому научные открытия применяются в приложениях, наука интегрируется с бизнесом и всем хорошо. В тоталитарном же государстве взаимодействие общественных институтов строится не на взаимовыгодном сотрудничестве, а, в общем-то, на желании левой пятки правящей верхушки, поэтому свободный бизнес, скорее всего, вообще отсутствует. Из науки, в свою очередь, пытаются извлечь то, что выгодно для оборонки, например. Но естественным путем это сделать нельзя, потому что наука развивается естественным путем гармонично, и появляются этакие Андреи Сахаровы, которые начитались умных книжек, и думают не только о термоядерной бомбе, но и о свободе совести, гуманизме и прочих вредных вещах. В советское время для того, чтобы создать перекос в развитии, ученым угрожали, достаточно почитать про Льва Ландау, сидевшего в тюрьме, про Капицу, которого сначала не впускали в страну, потом не выпускали, про Николая Вавилова, который просто умер где-то в лагерях, да про того же Сахарова. А сейчас их пытаются купить, причем не какими-то действительно ценными вещами, а дутым престижем. Или вот представьте, что вы решаете сложную задачу. Вы же не решите ее быстрее от того, что вам будут угрожать или же что-то обещать за ее решение, потому что озарение обычно от внешних обстоятельств не зависит, верно? Ведь для того, чтобы что-то делалось, у вас просто должна быть возможность делать это так, чтоб вас никто не отвлекал, и сам процесс должен вам нравиться. И тогда придет и результат. Положительный результат, как уже было сказано выше, получала деятельность УрГУ, к чему же теперь этот дешевый пафос УрФУ, эти неблагозвучные названия, этот навязчивый пиар и стремление во что бы то ни стало пихнуть свою дурацкую продукцию? Серьезно, зачем эти тонны рекламы, которая появилась с созданием УрФУ? Например, УрГУ никогда этого не было нужно, люди и без того шли сюда учиться.
Все вышеописанное и стало толчком к созданию тетрадей. В конце концов, это отличный способ проверить, что во всем университете (как в УрГУ, так и в УПИ), причем на разных факультетах, существуют люди, готовые заплатить некоторую сумму просто потому, что им не нравится идея с объединением. Только мне лично менее чем за сутки поступило 55 заявок, абсолютно незнакомые люди, с которыми у меня даже нет общих друзей, писали мне "гениальная идея!" и "классно придумали!", заказывали блокноты даже для своих родителей. Запись ВК набрала почти сотню "лайков" и около двух десятков репостов, несмотря на то, что мы не ставили такой задачи, как "распространить как можно больше продукции". Не ставили хотя бы потому, что не имеем с этого никакой прибыли, тетради продаются по себестоимости. Мы делаем это только ради самой идеи, но никак не ради какой-то материальной выгоды.
Хотелось бы еще добавить несколько слов непосредственно по поводу негативных комментариев, которые были приведены в начале. Фраза "чтобы создавать семью, воспитывать детей и работать нужен ум. А у этих людей-то без шансов(((" вызывала просто улыбку, хотя бы потому, что с трудом прослеживается связь между тетрадями и созданием семьи. Впрочем, пусть, возможно, если покопаться, ее и можно найти, не суть. Важно то, что практически все участники инициативной группы параллельно с учебой работают, кое-кто даже на нескольких работах. Более того, учатся неплохо, некоторые, будучи на пятом курсе, имеют в своей зачетке лишь отметки "отлично". Так что считаю неуместным ставить под сомнение интеллект создателей тетрадей. Кстати, данная партия продукции уже вторая, первая была еще весной, однако проходила не в таких масштабах. Поводом для создания второй стали изменения в расписании, о которых речь шла выше.
Объединение двух крупнейших вузов Урала принесло с собой много отрицательных перемен, которых мы, будучи студентами, для себя не желали. С помощью этих тетрадей и блокнотов мы возмущаемся решению, принятому за нас, и смеемся над его неумелой и унылой реализацией. Это наше право, и у нас есть сторонники, нравится это кому-то или нет. Конечно, когда смотришь на ситуацию извне, поводы для недовольства кажутся мелочами, но те, кого это коснулось, видят все по-другому, и не надо осуждать их за то, что они выражают свое недовольство. Не нравится креатив - никто никого не заставляет покупать.
В конце концов, распространять тетрадки - экая мелочь, это вам не в церкви в балаклавах танцевать ;)
P.S. в Тамбове произошел любопытный случай с отменой объединения двух вузов в федеральный. Почитать можно
здесь. Довольно показательно.