Арнольд Беннет "Повесть о старых женщинах".
Издательство: "Художественная литература"
Год издания: 1989.
Пожалуй, я ожидала от этой книги чего-то другого. Большей оригинальности, выразительности, смыслового наполнения. На деле же это классический, даже старомодный роман, где идея скрывается в многословном ворохе описаний.
В предисловии Арнольд Беннет рассказывает, как у него родилась задумка романа. Однажды в парижском ресторане он увидел старую, неопрятную и порядком чудную женщину, вызывающую неприязненные взгляды посетителей, которым было неприятно ее шумное и бестолковое присутствие. Беннет подумал тогда, что ведь и эта женщина была когда-то молодой, стройной и привлекательной, и вся жизнь у нее была впереди. Что-то же происходит с людьми, что они из свежих девушек обращаются в надоедливых старух? Так появилась мысль о книге.
Героини Беннета - это две сестры, Софья и Констанция. Несмотря на совершенно одинаковое воспитание и окружение, сестры выросли совсем разными, что вполне отразилось на их выборе жизненного пути. Тут встает интересный вопрос об осмысленности этого выбора, которой, по-моему, не было ни у одной из сестер, даже если сами они так не считали. Да и кто может похвастаться осмысленностью в юном возрасте? Чаще всего выбор держится на чем-то другом (желании родителей, собственных полуосознанных мечтаниях, нелепых иллюзиях и тому подобном), а потом оказывается, что "так сложилось".
Так вот, сестры делают свой выбор, в результате которого смирная Констанция остается навсегда в родном городишке и родительской мануфактурной лавке, а Софья сбегает с приказчиком и пропадает на тридцать лет. Казалось бы, сестры выбирают разные жизни, но на деле проживают их одинаково: погрязнув в рутине, в ежедневном быте, в повседневной предсказуемости. И если Констанция этого вовсе не замечает, потому что ей такой жизни достаточно, то Софья уж точно претендовала на большее. Но жизнь разочаровала ее, ошибки глупой и легкомысленной молодости не были прощены, любовь оказалась обманом. Софья всегда презрительно относилась в родному городку и наотрез отказывалась работать в лавке, но дух провинциального Берсли и принципы ее собственной семьи оказалось не так легко вытравить.
Арнольд Беннет проводит читателя через судьбы своих героинь от молодости до смерти. Это обычные жизни обычных женщин, которые демонстрируют малоприятные истины: ты заканчиваешь свой жизненный путь, почти ничего об этой жизни не поняв, а все-таки имеющиеся знания зиждутся на опыте разочарований, ошибок, боли и потерь. Так Софья стоит над телом своего умершего мужа, которого не видела долгие годы, и в голову ей приходят мысли, выявляющие полную беспомощность человека перед той трагической тривиальностью, которую являет собой тайна жизни и смерти:
"Как он прожил жизнь, не имело значения. Ее сокрушало одно: когда-то он был молод, потом состарился и вот - умер. Вот и все. Вот к чему пришли молодость и энергия. И таков всегда их конец. Все приходит к такому концу".
.