В каждой картине - чудо. Выпуск 4.

May 12, 2015 14:52

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко или попросту Джорджоне (1476/77-1510). «Буря». 1506-1508. Галерея Академии, Венеция.

Дорогие друзья, эта картина прекрасного венецианского мастера Джорджоне (прожившего совсем недолгую жизнь, но успевшего достичь высот мастерства и стать учителем великого Тициана) получила большую известность благодаря интригующему сюжету, который,  по всей видимости, никогда уже не будет до конца прояснён. Версий происходящего много, от античных мифов до бытовой сцены. Солдат? Пастух? Просто венецианец? Нимфа? Мадонна с младенцем? Парис и Энона? Ну и т.д.
Очевидно, просто перебором стандартных сюжетов здесь до истины не добраться. Очевидно, дело в индивидуальном заказе. Подробности которого могут нам никогда и не открыться.
Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на другое. На две невероятные вещи...
Во-первых, конечно, на пейзаж. Который здесь едва ли не главное действующее лицо. И кстати, хочется дофантазировать, что для Джорджоне, также как и для нас теперь, не было здесь никакого особого контекста, и эти «загадочные» фигуры он помещает здесь специально для того, чтобы подчеркнуть сам пейзаж, ввести его в действие, разыграть некое театральное представление с тремя персонажами - бурей, героем и героиней. Всмотритесь, эта картина - это театр!
Есть замечательный приём, всегда помогающий всё расставить на свои места и определить роль тех или иных деталей при анализе произведения искусства. «Чтобы было бы, если бы этого не было?». Пользоваться этим приёмом научил меня наш преподаватель Евгений Валерьевич Яйленко, за что буду ему благодарна по гроб жизни.
Так вот, что было бы, если бы не было фигур - женской и мужской? Просто пейзаж. Да, прекрасный. Но тогда он перестаёт быть действующим лицом. У него нет партнёров в этой истории. Всё просто: для того, чтобы стать главным героем, ему нужны второстепенные персонажи.
А «загадочность» персонажей лишь усиливает его роль. Потому что мы воспринимаем происходящее не как шаблонную историю («а, ну да, Адам и Ева, всё ясно»), а как нечто абсолютно новое, и оттого наши впечатления усиливаются, как и роль самого пейзажа.
Ну и второе, напоследок. Чисто про красоту. Удивительный цвет и свет. Удивительный «бархат» земли и неба. Тончайшие оттенки и потрясающая гармония.
Вот и расскажите про неё детям. А ещё про трех действующих лиц.



Большого вам эстетического удовольствия!
Ваша Оля Айзенберг

детям об искусстве, статьи, история искусств, в каждой картине - чудо

Previous post Next post
Up