Оригинал взят у vulkan_avia в Перелёт Камчатка 2012 или Алсиб для малой авиации Помню, как в юношестве, читая рассказы путешественников, много раз мечтал оказаться вместе с ними, увидеть своими глазами, стать первооткрывателем. Постепенно в школе это желание притупилось - ведь уже всё открыли, весь земной шар облазили, а на другие планеты ещё, ох, как нескоро можно будет попасть. Чем становился старше, тем сильнее затягивала рутина и только небо и полёты оставались для меня той отдушиной, которая заставляет сжиматься сердце и мечтать. Одной такой мечтой я и хочу с вами поделиться. Этим летом я планирую её реализовать и совершить транссибирский перелёт по трассе Алсиба, своими глазами увидеть Дальний Восток, Якутию, Урал, побывать на Камчатке.
Машрут перелёта
Мне хочется увидеть не только большие города Сибири, но и глубинку. Посмотреть как люди живут, увидеть, почувствовать природу. Ну и конечно же окунуться в атмосферу полётов 30-х и 40-х годов прошлого столетия.
Для осуществления мечты нужно три составляющих - самолёт, маршрут, друзья.
Самолёт есть- это Cessna-150. Маршрут - разработан. Друзья - есть, но не везде! Да и друзей много не бывает, поэтому - друзей ищем!
Прошлогодний опыт полёта на Чёрное море - позволили получить опыт и укрепляют веру в собственные силы.
Cessna, которую предстоит перегнать
Фактически маршрут этого перелёта пройдёт по трассе Ленд-Лиза. С тем исключением, что тогда самолёты гнали через Чукотку, а сейчас мы полетим с Камчатки. Но уже, начиная с Магадана, наш маршрут практически совпадает. С теми историческими полётами нас роднит и тот факт, что мы полетим на американском самолёте, сделанном по технологиям того же времени.
Штурманский расчет перёлета Камчатка 2012
Трасса Алсиб («Аляска-Сибирь»)
Маршрут перелёта разработан. Планируемое время начала перелёта с 10 по 25 июня, завершение - 1 августа.
Считаю, что этот перелёт нужен нашей стране и развивающейся авиации общего назначения. Я очень надеюсь, что скоро по этой трассе будут регулярно летать частные пилоты.
Если Вы хотите помочь перелёту и живёте в городах, через которые проходит данный маршрут, я очень буду рад с Вами встретиться, поделиться впечатлениями. Со своей стороны я постараюсь максимально подробно и оперативно публиковать рассказы как о подготовке, так и о самом перелёте.
СМИ
Рад буду предоставлять информацию о перелёте любым средствам массовой информации (в т.ч. и оперативную непосредственно с маршрута). Всё, что требуется для этого - связаться со мной (контакты внизу) и обговорить наше взаимодействие, либо написать о своём желании в комментариях. Любые фото, видео и прочие материалы с перелёта можно будет использовать свободно без дополнительного согласования со мной (в т.ч. в коммерческих целях).
О всех помощниках, спонсорах и участниках этого перелёта будет обязательно рассказано на страницах моего журнала.
Если Вы желаете разместить эмблему вашей фирмы на самолёте, комбинезонах пилотов, увидеть ссылку и огромную благодарность в моём ЖЖ (в самом интересном отчёте), пишите на почту или скайп.
Спонсорский пакет по участию спонсора в перелёте «Камчатка-2012» Генеральный спонсор - 15 000 USD
База спонсорского пакета:
- Наклейка на самолёте по двум бортам в носовой части (на капоте) суммарной площадью до 0,25 м2 ( 2 наклейки размером 50 см х 25 см );
- наклейки на киле и нижних плоскостях крыльев;
- Нашивка на всех комбинезонах, куртках и майках пилотов на груди, справа размером 10 х 10 см или на спине размером 20 х 10 см;
- Упоминание в блоге vulkan-avia.livejournal.com. Логотип и активная ссылка в каждом посте перелёта. Логотип или рекламное изображение спонсора на обложке в Facebook.
- Благодарность в фильме, созданном после перелёта на основе материала, отснятого в процессе путешествия, информация о спонсоре в титрах;
- Размещение рекламы спонсора на фотовыставке, утроенной по результатам отснятых материалов в перелёте;
- Выпуск авиаоткрыток с символикой спонсора;
Спонсорский пакет по участию спонсора в перелёте «Камчатка-2012» Спонсор перелёта 3500 USD
База спонсорского пакета:
- Наклейка на самолёте по двум бортам суммарной площадью до 0,1 м2 (2 наклейки размером 30 см х 15 см);
- Нашивка комбинезонах, куртках или майках пилотов на груди или на рукаве размером 10 х 5 см; - Упоминание в блоге vulkan-avia.livejournal.com. Логотип и активная ссылка в каждом посте перелёта.
- Благодарность в фильме, созданном после перелёта на основе материала, отснятого в процессе путешествия, информация о спонсоре в титрах;
- Благодарность в фотовыставке, утроенной по результатам отснятых материалов в перелёте;
Спонсорский пакет по участию спонсора в перелёте «Камчатка-2012»
Друг перелёта 700 USD
База спонсорского пакета:
- Наклейка на самолёте суммарной площадью не более 0,02 м2 (1 наклейка размером 20 см х 10 см);
- Нашивка комбинезонах, куртках или майках пилотов на груди или на рукаве размером 7 х 5 см;
- Упоминание в блоге vulkan-avia.livejournal.com. Логотип и активная ссылка в каждом посте перелёта.
- Благодарность в фильме, созданном после перелёта на основе материала, отснятого в процессе путешествия, информация о спонсоре в титрах;
- Благодарность в фотовыставке, утроенной по результатам отснятых материалов в перелёте;
Пример наклеек из оракала на самолёт
Пример нашивки на лётный комбинезон
На текущий момент спонсорами решили стать следующие компании:
AOPA - российское отделение крупнейшего в мире объединения авиаторов. Предоставляет авиационные карты, юридическую помощь, базу аэродромов - мапс.аопа.ру Журнал "АОН" посвящен теме малой авиации. Выпускается с 1995 года. Имеет рубрику "Авиационные путешествия", где в прошлом году публиковался отчёт о нашем перелёте к морю.
Производство и поставки авиационного и спортивного топлива. Является эксклюзивным дистрибьютором продукции VP Racing Fuels. Снабжает нас авиационным бензином Avgas 100LL Еженедельная программа о малой авиации. Передача авиаторов об авиаторах. Хабаровское отделение Авторадио будет освещать пребывание экипажа в Хабаровске Информационная передача НТВ Утро расскажет о перелёте Allianz (компания поглотившая РОСНО и пр.) предоставляет нам на перелёт следующие виды страховок: воздушное судно от повреждений, здоровье членов экипажа, а также ущерб третьим лицам.
1935 год. Фарих Фабио Брунович, прокладка северного воздушного пути
Историческая справка
Самое тяжелое время для всей земной цивилизации в 20-м веке безусловно было с 1939 по 1945 годы - Вторая Мировая война. Осталось множество эпизодов, событий, исторических фактов, имен и подвигов, о которых еще до сих пор никто не знает, никто и в будущем времени не будет знать и помнить, если об этом сейчас нам не расскажут еще живые свидетели и участники тех событий. Возьмем эпопею поставок и перегонок американских самолетов по трассе “Аляска - Сибирь” из Фербенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск по “Ленд - лизу” с 1941 по 1945 годы. Эта тема была абсолютно засекречена по политическим соображениям в Советском Союзе до 1992 года и, кроме оставшихся еще живых участников перегонки, об этом никто не знал. [Читать дальше] Поистине неоценимой для нас явилась помощь США в виде ленд-лиза - передачи взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Всего СССР получил материальных ресурсов на сумму 9,8 миллиардов долларов. Эти поставки, безусловно сыграли важную роль в разгроме общего врага.
Нас удивляет и возмущает, что тоталитарный режим проявил явную неблагодарность за оказанную нашей стране помощь, мало того создавалось искусственно негативное общественное мнение к ленд-лизу и все исторические материалы с ним связанные строго засекречивались, а участники и работники перегонки ставились властями вне закона... Однако времена меняются и настало время рассказать историческую правду о великом единении великих держав устами живых свидетелей и участников героической эпопеи.
Американские и советские летчики - перегонщики огибали в полете более половины земного шара. Их героизм, а так же титанический труд всех наземных специалистов с той и другой сторон, обеспечивших эти перелеты, беспримерный подвиг всех этих людей в период второй мировой войны с 1941 по 1945 годы не должны быть преданы забвению.
Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Рузвельт направил в Москву своего представителя А. Гарримана. 1 октября 1941 г. А. Гарриман подписал первый протокол о поставках в СССР на сумму 1 млрд. долларов на срок девять месяцев, но лишь 7 ноября 1941 года Президент США Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР.
Первые поставки начались в октябре 1941 г. и до конца года было поставлено вооружения на сумму 545 тысяч долларов, в том числе первые 256 самолетов. Всего же объем авиационного ленд-лиза был равен 3,6 млрд. долларов, а это составляло примерно 35% от общих затрат на ленд-лиз для СССР
Не сразу удалось организовать четкую перегонку нарастающего количества поставляемых из США самолетов. Особенно с наступлением зимы, к которой, как оказалась не приспособлена американская техника. На сорокоградусных морозах становилась хрупкой резина покрышек колес, замерзала гидросистема. Произошел обмен технологиями: советская сторона дала рецепт морозостойкого каучука, американская - морозостойкой гидравлики.
Но еще тяжелее приходилось людям. Участники перегонки самолетов на участке от Сеймчана до Якутска через Верхоянский хребет в районе полюса холода, вспоминают, что приходилось забираться на высоту 5-6 километров без кислородных приборов. Не все это выдерживали, на глазах летчиков самолеты их товарищей падали в скалы. Похожими трагическими эпизодами сопровождалась вся трехлетняя история перелетов и по американскому континенту.
Более сотни различных трагедий произошло на трассе, до сих пор находят в российской тайге останки погибших самолетов с останками экипажей, а многие так и лежат в горах, в тайге, в тундре. Многие пропали без вести - экипажам была дана команда лететь на восток не оглядываясь.
Всего за годы 1941 - 1945 по ленд-лизу из США было поставлено 14 126 самолетов: “Томагаук”, “Китихаук”, “Аэрокобра”, “Кингкобра”, “Тандертболт”, “Бостон”, “Митчел”, “Каталина”, “Дуглас”, “Куртисс”, причем только по трассе “Аляска-Сибирь” перегнали около 8000 самолетов.
С заводов изготовителей расположенных почти во всех Американских Штатах американские и канадские летчики перегоняли их на Аляску в Фербенкс, где на авиабазе их принимали и перегоняли в Красноярск советские летчики специально созданной перегоночной дивизии состоящей из пяти полков. Трасса от Фербенкса до Красноярска была разбита на пять участков, на каждом из которых работал один из пяти перегоночных полков. Первый полк перегонял самолеты из Фербенкса через Ном до аэродрома Уэлькаль или, в исключительных случаях до Марково. Второй полк работал на участке Уэлькаль - Сеймчан, третий летал до Якутска, четвертый до Киренска и пятый до Красноярска. В Красноярске формировались полки, обучался личный состав, после чего они убывали на фронт, кто своим ходом, а кто на платформах по “Транссибу”.
В памяти старшего поколения России навсегда останутся поступавшие по ленд- лизу “джипы”, “студебеккеры”, самолеты различных типов, американская тушенка и многое другое. Огромную роль играла моральная поддержка бойцов на фронте, когда они видели в воздухе иностранные самолеты на своей стороне. Это поднимало их боевой дух. Да и весь наш народ, видя помощь по ленд-лизу, понимал, что на нашей стороне не так уж мало народов во всем мире, что ресурсы США и Великобритании подключены к общей борьбе с фашистским агрессором, что это поможет одолеть врага и приблизит Победу.
Участие американских самолетов было заметным на всех фронтах. На Севере советские летчики прикрывали северные морские конвои с ленд- лизовским грузом. Первый год блокады Ленинграда его небо защищали несколько полков на истребителях “Китихаук”, а с 1943 года знаменитый полк Преображенского, бомбивший в начале войны Берлин, пересел на “Бостоны” - часть из них стала торпедоносцами и топила немецкие транспорты в Финском заливе, часть - бомбардировщиками, которые бомбили артиллерийские батареи фашистов, обстреливающих осажденный город, помогали прорвать и снять блокаду. На Юге летчик Лавриненков после разгрома фашистов под Сталинградом пересел на “Аэрокобру” и стал “Героем” второй раз, участвуя в освобождении Донбасса, Днепра, Крыма. Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин с весны 1943 года воевал на “Аэрокобре”, сбил на ней при освобождении Кубани и Украины пять десятков гитлеровских самолетов. Именно там звучал панический вопль немцев: “Внимание, внимание! В небе Покрышкин!”. А в Европе под его командованием воевал уже полк, а затем дивизия, целиком на “Аэрокобрах”.
В послевоенные годы, в условиях глобального противостояния СССР и США, в официальных выступлениях политических и военных руководителей Советского Союза и, соответственно, в «научных» трудах историков- марксистов роль поставок по ленд-лизу оценивалась как ничтожная и лицемерная. Так, например, в книге Е.Н. Кулькова «Правда и ложь о второй мировой войне» (М., 1983 г.) утверждается, что в СССР было поставлено союзниками самолетов в объеме 4% от советского производства.
Истинные размеры (абсолютные и относительные) авиационного ленд- лиза в Советский Союз до сих пор малоизвестны.
Поставки самолетов по ленд-лизу в СССР в 1941-1945 годах преведены в аналитических исследованиях, составленным на базе архивов Главного штаба ВВС РФ Игорем Петровичем Лебедевым, бывшим с октября 1943 года по октябрь 1945 года военным представителем правительственной закупочной комиссии СССР в США.
На базе архивных материалов Лебедевым И.П. был проведен сравнительный анализ поставок в СССР по ленд-лизу фронтовых боевых самолетов с количеством аналогичных машин, изготовленных советской авиационной промышленностью.
Данные показывают, поставки по ленд-лизу составляли: по фронтовым истребителям 16% от произведенных советской авиационной промышленностью, по фронтовым бомбардировщикам 20% от произведенных в СССР. Если же произвести подсчет по фронтовым боевым самолетам с учетом 4171 истребителя, полученых из Великобритании, то 17484 самолета, поступившие по ленд-лизу, от 77479 фронтовых истребителей и бомбардировщиков изготовленных советской промышленностью, составят 23%.
Таким образом, почти каждый четвертый истребитель и бомбардировщик, поступившие в годы Великой Отечественной войны в действующий состав ВВС СССР, были англо-американского производства.
История “Трассы” изобилует множеством примеров и трагедий, и побед, и успехов, и неудач, примеров взаимовыручки войсками двух армий - союзников.
Эпопея “АлСиба” занимала заметное место в широко известной переписке лидеров трех союзных держав - Сталина, Рузвельта, Черчилля, в которой определялась вся стратегия войны.
С 1992 года прошло семь лет, а об “АлСибе” мы узнаем лишь из нескольких публикаций в “Труде” и двух - трех изданий - мемуаров, которые выходили мизерными тиражами и стали незаметными на фоне волны публикаций о насилии, сексе и политиканстве.
Надо добавить, что усилиями российской и американской общественных организаций “Комитетов ветеранов 2-й мировой войны” в 1990 году были организованы встречи ветеранов “АлСиба” на Аляске и на Чукотке, а Федерацией любителей авиации СССР под руководством Международного Фонда авиационной безопасности по приглашению АОРА США и Канады в 1990 году был совершен мемориальный перелет на 8 учебно-тренировочных самолетах по трассе “АлСиба”. Хотя этот перелет так и остался незамеченным для большинства граждан России ( в американских СМИ перелет освещался очень широко) всем его участникам наглядно стало видно, что эта трасса мужества и беспримерного напряженного труда была местом настоящего ПОДВИГ А и примером единения двух великих народов против общего врага - фашизма.
К концу 1998 года на аэродромах построенных специально для перегонщиков, а потом немало послуживших освоению восточных регионов России и развитию газовых, нефтяных, золотых промыслов, мало что осталось того, что напоминало бы о перегонке - всего три маленьких музея. Зато по всей трассе с высоты птичьего полета до сих пор можно увидеть останки самолетов в непроходимых болотах, тайге, как обелиски они остались лежать на сопках. Некоторые упавшие самолеты до сих пор хранят в кабинах останки пока еще безымянных героев.
Совершенно противоположную картину можно повсеместно наблюдать в Канаде и на Аляске, где проходила американская часть трассы - во всех городах музеи и мемориальные комплексы, ухоженные кладбища, ежегодные празднования и чествования ветеранов, сохраняются все предметы напоминающие перегонку, от искореженных лопастей до солдатских ложек, от целехонькой “Каталины” до старой фотографии... У нас тоже осталось немало реликвий тех лет: забытые и брошенные на произвол судьбы ветераны, которым есть что вспомнить и рассказать потомкам; разбросанные по всей трассе погибшие самолеты, хранящие до сих пор своих пилотов; разваливающиеся избушки трех маленьких музеев в пустеющих далеких сибирских поселках.