текст:
Леха Андреев Много, много раз в родительских обсуждениях я слышал, что "наши мультики лучше и добрее". Когда-то мне тоже так казалось. Подозреваю, что это мнение было основано не на содержании мультиков, а скорее на общих воспоминаниях детства, где и трава была вкусней, и деревья разговаривали. Но с появлением собственных детей многие советские мультики были пересмотрены... с удивлением. Все это бесконечное сюсюканье с постоянно страдающими мягкими игрушками стало даже раздражать.
А когда до мультиков доросла дочка, стало заметно еще, что девочкам в советских мультиках отводятся какие-то депрессивные роли. Вот глядите, мультфильм "Варежка". Девочка живет с курящей мамой-одиночкой, которая целыми днями валяется на диване с журналом - и при этом дымит как паровоз. Скучающий ребенок хочет завести собаку, но злая мать не разрешает, и девочке приходится играть в шизофреническую игру с собственной варежкой. И главное, ничего больше эта девочка не делает по жизни. Странное кино.
Дочка моя, очевидно, тоже заметила эти странности в мультиках - поскольку уже в три года назначила своими фаворитами Алису из "Тайны третьей планеты" и Герду из "Снежной королевы", а вовсе не каких-то плюшевых страдалиц. Но таких активных девчонок в советских мультиках явно не хватает.
И здесь нам на помощь пришли мультфильмы Хаяо Миядзаки. Может быть, все дело в том, что у японцев особое отношение к девчонкам. Даже мартовский Праздник Девочек они стали отмечать гораздо раньше, чем в России появилось 8 марта. В честь этих двух праздников я и расскажу о наших любимых мультфильмах студии "Джибли".
"
Мой сосед Тоторо"
Вообще это история о том, что если ты стоишь под дождем на остановке, и у тебя есть лишний зонтик, ты можешь отдать его кому-нибудь. Например, огромному лесному троллю, похожему на объевшегося зайца. Так что с добротой тут все в порядке. Но детям на самом деле нравится другое.
Мы открыли для себя этот мультик еще со старшим сыном, когда ему было три. Тогда же я открыл, что нет смысла спрашивать у ребенка "как тебе понравилось": ответы обычно никакие. Другое дело, понаблюдать, какие ролевые игры появились у него благодаря мультику - это лучший показатель того, что он запомнил.
Спустя месяц после просмотра "Тоторо" Кит соорудил кошку-автобус. Причем подчеркнул, что это именно кошка, а не кот, который был в мультике. Это было собственное продолжение мультфильма. А спустя год, когда он увлекся склеиванием летательных аппаратов из бумаги, самой большой моделью оказался "Тоторо-шаттл".
У дочки знакомство с Тоторо тоже вызвало интерес к необычному транспорту, но на свой лад. Ева сразу запомнила, что герой летал на волчке - и решила, что тоже научится. Может быть, поэтому она научилась запускать волчки еще до трехлетия. А это непросто. Когда кто-нибудь из знакомых хвастает, что его ребенок самостоятельно включил телевизор или научится кликать иконку игры на компе, я обычно спрашиваю, умеет ли он запускать волчок. Некоторые даже в пять лет не умеют.
"
Рыбка Поньо на утесе"
Авторская версия "Русалочки" - но в отличие от примитивной голливудской, здесь отлично работает главный прием Миядзаки: чудеса легко сочетаются с простыми бытовыми деталями и вещами, которые были культовыми в детстве. В "Тоторо" это желуди и "живые лабиринты" под ветвями кустарников. В "Рыбке Поньо" таких зацепок детства еще больше. Игрушечный паровой кораблик, работающий от свечки. Передача сигналов фонариками. Да и сам образ рыбки, которую мальчик зачерпнул ведерком в море - знакомая картинка с каникул на курорте. Морская жизнь - это всегда какое-то тихое волшебство.
Возможно, благодаря таким деталям и чудеса кажутся более понятными, практически земными проблемами. "Вернись-вернись-вернись!" - приговаривает в этом мультике папаша-колдун, который хочет, чтобы его дочка-рыбка перестала превращаться в человека.
Именно эту фразу Ева чаще всего вспоминает из "Рыбки Поньо". Причем вспоминает обычно в ответ на папины, то есть мои, наезды. Мол, хватить тут колдовать со своими стереотипами, не мешай мне расти!
"
Ведьмина служба доставки"
В феврале Ева вдруг стала частенько просить блинов. Как мы поняли позже, это было вызвано очередным просмотром мультфильма про ведьму-курьера Кики. Там отдельно показано, как девочка покупает муку, молоко и скороводку, а потом объясняет своему коту, что денег осталось мало - и поэтому "будем теперь питаться блинами". Через некоторое время они снова обсуждают блины: ведьмочка боится растолстеть, а кот возражает - но блины же такие вкусные! Кажется, идея блинной диеты Еве тоже понравилась.
Но главная игра оказалась полезнее. Это собственно Служба Доставки: Ева летает по дому на швабре и доставляет туда-сюда разные вещи. Обычно она не очень любит, когда ее просишь что-нибудь принести. Но стоит только сказать "играем в службу доставки" - и маленькая ведьма готова перетаскать весь дом!
"
Ариэтти из страны лилипутов"
Когда мы впервые посмотрели этот фильм, жена вспомнила книжку "Добывайки", одну из любимых сказок ее детства. Да, это совсем не те пластилиновые лилипуты, которые в советском фильме про Гулливера были озабочены только абстрактными социальными реформами. Добывайки у Миядзаки по-домашнему реалистичны, а их маленькие бытовые хитрости очень напоминают детские самоделки - лестница из скрепок, лифт на основе швейных катушек, крючки от сережек в качестве альпинистского снаряжения. И конечно же, стильная прищепка как заколка для волос.
После этого мультика у нас появилась игра в Ариэтти: если нужно найти какую-нибудь маленькую вещь, которая потерялась, лучший способ - объявить, что мы стали добывайками.
"Хорошо бы еще найти большую булавку, чтобы сражаться с крысами", - сообщила мне недавно Ева. Пора на секцию кендо? Со старшим мы частенько сражались на палках как раз в три года.
"
Унесенные призраками"
Недавно мы делали один опыт, который закончился неудачно: резиновый воздушный шар, наполненный водой, лопнул прямо посреди кухни. Детям-то понравилось, само собой. Но я тут же сказал, что надо быстро вытирать, пока не залили соседей. К моему удивлению, Ева первой схватила большую тряпку, и упираясь в нее руками, погнала воду по кухне. А потом крикнула остальным: "Давайте мыть полы, как Сэн!"
Мне стало интересно, как быстро ей надоест копировать героиню мультфильма про волшебную баню. В результате вымыли еще две комнаты.
Ну и другой известный момент этого мульта не может пройти мимо детского внимания - и приводит к очень жизненным методам надзора за родителями, когда дочка в кафе вдруг говорит тебе: "Пап, ты чего так много ешь? Ты же превратишься в свинью!"
PS.
Помимо этих пяти мультов для малышей, у Миядзаки есть еще "Лапута", "Принцесса Мононоке" и "Замок Хаула". Но это мультики посложнее, с параллельными сюжетами и необычными машинами. И хотя там тоже фигурируют смелые девчонки, но главные герои в них все-таки пацаны. В общем, эти три лучше смотреть после семи лет. Найти можно на тех же сайтах, что упомянуты ссылками в этом обзоре. Кстати, на "Имхонете" предлагается сразу несколько разных копий каждого мульта - можно выбрать и по качеству картинки, и по качеству перевода. Хотя для большого экрана лучше купить лицензионный диск.