Знаете, как полезно иногда просматривать френдленты друзей? А как оно бывает вовремя! Вот буквально во время подготовки ко вчерашней радиопередаче нашла прелюбопытный ЖЖ коллеги
Ольги Писарик. С удовольствием делюсь. Особо меня впечатлил на данный момент материал об этапах формирования привязанности у детей. Думаю, знатоки и фанаты теории психотипов разделят мое восхищение :) Сознательно не цитирую - пишу, как запомнилось.
Этапы формирования привязанности у детей
Курсивом выделяю отсебятину.
· А также примеры возможных сложностей с установлением близких отношений во взрослой жизни.
1 - первый год жизни - формируется привязанность через ощущения (телесный контакт, запах, характер прикосновений...)
Грубое нарушение формирования привязанности на этом этапе (например, отказ родителей от младенца, ведущий к лишению физического контакта) делает труднодоступным для человека формирование адекватной привязанности, отношений во взрослой жизни.
· Люди, испытывающие сложности с созданием интимности, панически избегающие появления физической близости, ассоциирующие ее с насилием и физической агрессией, были уязвлены еще на этом этапе. Иллюстрация - фильм «Камень» и книга «Нежить», на основе которой был снят этот фильм.
2 - второй год - привязанность через сходство: ребенок копирует действия взрослых, стремится к сходству со значимым взрослым.
Ребенок не может развиваться адекватно, если испытывает недостаток взаимодействия со значимым взрослым, которому он стремится подражать. Мне думается, что именно здесь закладывается способность менять свое поведение с учетом потребностей близких людей.
· Классический пример чеховской Душечки - иллюстрация фиксации на этом этапе, когда индивидуальность приносится в жертву ради единственно возможного выражения любви - полностью раствориться в личности и интересах партнера. Различия во вкусах, мнениях, увлечениях воспринимаются как угроза отношениям, ставят под сомнения любовь, и поэтому всячески изживаются. Потенциально хорошие отношения тут же разрываются при любом намеке на несогласие или непохожесть возможного претендента. Много идеализации, отношения строятся на иллюзорном сходстве, когда «мы понимаем друг друга с полуслова», - таких партнеров ждет очень жесткая стадия неизбежного разочарования, когда вдруг обнаружатся реальные различия. Попытки добиться во всем согласия ценой потери индивидуальности приводят к «обесточиванию», состоянию депрессии, ведь ощущение наполненности приносит только проживание собственной жизни. Может быть много злости на партнера, который «не соответствует». Разрыв воспринимается буквально как крах личности, которая наполнялась засчет партнера.
3 - третий год - на первый план выходит привязанность через принадлежность: ребенок начинает отделять себя от родителей, говорить "я", "моё"; одновременно с этим формируется ощущение принадлежности: "ты моя мама" (а я - ваш).
Когда потребность в принадлежности удовлетворена, ребенок проявляет самостоятельность, активно осваивает мир. Когда ощущение принадлежности нарушается, малыш испытывает дезориентацию, стресс, и это может проявляться в нарушениях поведения. В дальнейшем человек учится справляться с этим стрессом через принадлежность к чему-то еще - например, к определенной группе людей, коллективу, социуму (конформизм); либо выбирая позицию бунтарства, борьбы "против всех".
· Среди взрослых мы можем видеть как проявления собственничества по отношению к партнеру, стремление ограничить круг его общения разной степени жесткости, - так и другую крайность, когда партнер, пара, семья не воспринимается как «своё», и фактически находясь в отношениях, партнеры не выбирают друг друга. Например, длительно существущая пара может не обзаводиться жильем, детьми, не «ставить штамп в паспорте» и т. д., поскольку это будет означать, что они вместе, «принадлежат» друг другу. Или один из партнеров может демонстративно флиртовать на глазах другого, обосновывая это своим свободным взглядом на отношения и упрекая второго в «эгоизме». Как правило, рационально это подается как философия «непривязанности», за которой - страх перед потерей принадлежности: лучше не иметь, чем потерять, или снова страдать в близких отношениях, будучи привязанным и, как в детстве, не имея возможности ничего изменить.
4 - на четвертом году жизни - происходит становление привязанности через значимость. Ребенок ищет подтверждения своей значимости для родителей: "ты меня любишь?", на этой основе делает выводы о том, как к нему относятся.
Многие дети в этот момент учатся "заслуживать" любовь, постоянно искать подтверждения своей значимости, и несут эту установку во взрослую жизнь, часто испытывая ощущение своей никчемности, ненужности (условная ценность).
· Вырастая, они продолжают «заслуживать» любовь партнера. Для них очень ценно «добиться» взаимности, таким образом они получают подтверждение ценности в своих глазах - и напротив, если другой человек сразу идет на контакт, такие отношения могут обесцениваться, поскольку не ощущаются как значимые. Они очень стремятся быть привлекательными, хорошими в глазах окружащих (и партнера), и им это удается. Несмотря на то, что они склонны к обесцениванию, общению в слегка пренебрежительной, высокомерной манере, они очень дорожат связями с другими людьми, которые подтверждают их значимость. Для них невыносимо «потерять лицо», социальное осуждение. В отношениях они будут стараться, чтобы все выглядело хорошо, нежели чтобы они с партнером чувствовали себя хорошо. Под этой привлекательной маской может долгое время копиться страдание от неудовлетворенности, вынужденности «казаться, а не быть», которое может «рвануть» либо внезапной психосоматикой, либо разрывом отношений «на ровном месте», оставляя партнера в шоке: все было идеально, и вдруг... В качестве иллюстрации можно посмотреть фильм «Вторая кожа».
5 - к пяти годам ребенок начинает испытывать более осознанную эмоциональную привязанность, осваивает различные способы действий - в том числе и как выразить свое отношение к родителям. В этот момент ребенок не просто повторяет "Я тебя люблю" - он вкладывает в эти слова чувства. Его действия становятся продолжением его отношения. Кроме того, здесь просыпаются первые ростки чувственности, которые направляются на родителей.
Нарушение привязанности на этом этапе ведет к эмоциональному отчуждению: взрослея, человек затрудняется выразить свои чувства, отрицает потребность в близости или обесценивает ее, дистанцируется от окружающих, чтобы ощущать себя менее уязвимым; разделение чувств и сексуальности, подмена одного другим, либо одно может развиваться в ущерб другому: если родители пугаются чувственных проявлений ребенка, он может «застыть» в фазе романтической любви; если родители реагируют только на чувственные импульсы (объятия, поцелуи), эксплуатируют их (попроси папу, он тебе не откажет; сделай это ради меня, ты же любишь мамочку); игнорируют эмоциональную сферу (это что за телячьи нежности), обесценивают попытки ребенка выразить любовь через деятельность (положи свою поделку вон там, потом гляну) - любовь отрицается и сексуализируется.
· Крайнее выражение разрыва между чувством любви и сексуальностью можно увидеть в фильме «Стыд»: его герои, брат и сестра, не могут установить близкие отношения с другими людьми. Действие разворачивается вокруг главного героя, который легко может соблазнить любую женщину, но испытывает большие сложности с интимной близостью, когда одна из женщин ему начинает действительно нравиться.
6 - на шестом году жизни развивается самый сложный вид привязанности - привязанность через понимание. Ребенок начинает делиться секретами, рассказывать что-то о себе, чтобы близкие лучше его понимали.
Способность к самораскрытию является неотъемлемой для установления подлинно близких отношений. Когда эта сторона привязанности фрустрирована, ребенок учится "казаться", а не "быть". «Они меня не знают» - говорит он о своих родителях и друзьях. Вырастая, он часто чувствует себя не понятым, отверженным, выдвигает чрезмерные требования к своему окружению, к отношениям, не замечая, как сам легко отвергает близких.
· Если с предыдущими этапами у них все более-менее хорошо, то эти люди очень ценят отношения, возможно, в ущерб социальной деятельности. Такие люди испытывают страх перед самораскрытием, проявлением себя в отношениях, поэтому очень требовательны к партнеру, не выносят его критики или невнимательности к себе. Они предпочитают доверяться «по кусочкам», и в то же время - могут бросаться в чрезмерную близость, когда второй человек к этому еще не готов. Это может подаваться как «открытость» и «искренность», когда еще недостаточно знакомому человеку вываливаются довольно интимные подробности (эффект попутчика), а самые близкие пребывают в неведении о вчерашнем страшном происшествии в его жизни.
В современных среднестатистических семьях первые три вида привязанности более-менее складываются "сами по себе", вторая тройка для своего формирования требует приложения особых усилий родителей, их внимания именно к этим сферам. Тогда, утверждает автор, потребность ребенка в привязанности будет удовлетворена, и его любовь к родителям станет прочным фундаментом для дальнейшего полноценного развития и взросления. А также - для формирования удовлетворительных любовных отношений во взрослом возрасте.
Еще раз - все вышесказанное является плодом собственных размышлений на тему, поэтому настоятельно рекомендую прочесть оригинал, чтобы составить свое мнение:
Автор концепции Гордон Ньюфелд в течение 30 лет создавал свою теорию детской психологии, которую я бы назвала психологией отношений, а он называет attachment-based developmental approach. Когда Гордон получал образование в конце 1960-х, в психологии господствовал бихевиористский подход, и он очень тщательно изучал все те методики, которые сейчас так модны у нас: если ребёнок плохо себя ведёт, надо правильно его похвалить/наказать и ребёнок станет вести себя хорошо. Преподавал в университете, имел частную психотерапевтическую практику, 7 лет работал в тюрьмах с малолетними преступниками. Был достаточно умён, чтобы увидеть, что подход "действие - коррекция - желаемый результат" не работает. Углубился в изучение психологии развития и постепенно начал складывать кусочки мозаики в целостную картину.
На сегодняшний день его теория - самое лучшее, что есть в детской психологии и психологии детско-родительских отношений. Если кратко описать смысл его подхода, то основополагающим является не поведение, а отношения. Когда у ребёнка отношения с миром и самим собой гармоничные, то и поведение его будет гармоничным, потому что эмоции, а не сознание, отвечают за личностное развитие. Поведение любого ребёнка обусловлено тремя факторами: привязанность, уязвимость, взрослость (attachment, vulnerability, maturation). Если всё идёт по плану, задуманному природой, то ребёнок постепенно развивается в гармоничную взрослую личность. К сожалению, современная культура, в отличие от традиционной, совершенно не поддерживает естественный ход вещей и всё больше и больше детей оказываются "застрявшими" в процессе взросления.