Некоторые исследователи утверждают, что имя этого бога происходит от еврейского «абберака», что означает «благословенный», другие - что оно представляет собой искажённое имя одного из египетских богов. Существует также мнение, что это имя восходит к древней коптской или египетской магической формуле, символически означавшей «Не вреди мне» («Не тронь») и обращённой к божеству, как «Отцу». Эту формулу обычно прикрепляли к амулету или талисману и носили на груди под одеждой.
Однако уже со II века у сирийских и александрийских гностиков Абраксас - верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём лице их полноту. В этом смысле Абраксас выражает творческую волю Абсолюта, пронизывающую Мироздание, острое стремление мира к сущестованию.
По учению последователей Василида , Бог, несотворенный, вечный Отец, сначала породил свой Нус, или Ум, Логос - Слово и Фронезис - Разум; от Фронезиса произошли София - Мудрость и Динамис - Сила. Именно эта совокупность Первичных порождений и суммирована в образе Абраксаса. Они формируют высшее Царство света, источающее Творческую активность, от которой зарождается все сущее, и из которого исходят 365 разрядов духов, поддерживающих мироздание. Во главе этих духов и стоит Абраксас - наивысший из семи богов, как бы суммирующий этих богов. Василид утверждал, что Абраксас выступает в роли посредника между человечеством и Божественной Сутью. Абраксаса изображали в древнем индийском, персидском, египетском искусстве, на античных геммах в виде существа с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. В одной руке он держит нож или плеть, в другой - щит, на котором начертано имя Йах (егип. Jah - молитвенный возглас, в Элевсинских мистериях превратившийся в имя божества Солнца). Петух символизирует начало нового дня, нож - смерть материального тела, плеть - власть. В египетском искусстве Абраксас обычно представлен со знаком Ангх, скипетром и в головном уборе с рогами, над которым располагается знак "Миллионы лет" (маленькая фигурка человека с поднятыми к небу руками). В поздней античности и в Средневековье изображение этого божества трактовали следующим образом: петух - символ предвидения и бдительности, змеи - внутреннего чувства, интуиции и "быстрого понимания". Другие эманации этого божества - Ум, Слово, Мудрость, Сила. Считается, что своим происхождением Абраксас обязан древнейшим образам змея, дракона. Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах - Верховное Существо с Пятью Эманациями, отмеченными подходящими символами.
Согласно преданиям, Абраксас - воин, побеждающий зло во всех его проявлениях, яростный борец за справедливость, понимаемую как творческая закономерность, соответствие плану Творения. Он, как петух, который является символом восхода солнца, первым встречает счастливое или несчастливое утро каждого нового дня. Абраксас - символ благополучия и мудрости, которых можно достичь только в бесстрашной борьбе с противодействующими силами, непременно победив их, потому что в руках Абраксаса - плеть (метла). Метла является символом власти и превосходства над противниками, это его орудие в борьбе со злом.
Формально это имя составлено из семи греческих букв (а магическое число 7 символизирует общую идею Вселенной). Сумма числовых значений входящих в слово «Абраксас» букв (А - 1, b - 2, r - 100, a - 1, x - 60, a - 1, s - 200) составляет 365 - число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число гностических небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного пространства»), циклу божественного действия. Будучи источником творения, Абраксас является повелителем небес и времени.
Как писал об Абраксасе психиатр Карл Юнг, этот «новый бог», «блистающий, словно лев, мгновенно раздирающий свою жертву, прекрасный, как весенний день», Абраксас - Пан, Приап, монстр подземного царства, клубок крылатых змей, истинный Гермафродит, «святой творец», любовь и убийца любви, святитель и его предатель, «наиярчайший свет дня и самая мрачная ночь безумия». «Увидеть его - значит ослепнуть, узнать - сойти с ума, почитать его - найти смерть, бояться его - мудрость, а спасение возможно, если не противостоять ему». В конце «Семи проповедей к мертвым», после оды Абраксасу, автор делает вывод: «В мире том принадлежит человек Абраксасу, который его, человека, и мир порождает либо поглощает»
В средние века Абраксас снова стал довольно известен: его изображение как талисман было принято алхимиками, которые носили на груди медальоны с человеком-петухозмеем. В XIII веке символ Абраксаса использовался в печатях Ордена тамплиеров, у которых Абраксаса считали одним из проявлений Бафомета. В средние века его имя было признано демоническим и отнесено к разряду черной магии. Термин Абракадабра происходит от имени бога Абраксаса - верховного главы небес и эонов. В этом смысле Абраксас выражает творческую волю Абсолюта, стремление мира к существованию.