*
"МАКБЕТТ", Ю.Бутусов, "САТИРИКОН", Москва, 2002г. (8)
"КОРОЛЬ УБЮ", А.Морфов, "ET CETERA", Москва, 2001г. (7)
Два спектакля "Макбетт" в Сатириконе и "Король Убю" в Et Cetera составляют прекрасную пару, словно продолжают друг друга. Кажется, что герои могли бы совершенно свободно сходить на пару сцен из "Макбетта" в "Убю", а из "Убю" в "Макбетта", сделать какую-нибудь пакость и вернуться обратно.
Сходство рождается из-за текста Жарри и Ионеско. Во-первых, там общий взгляд на "круговорот дерьма в политике". Во-вторых, взятый из Шекспира сюжетный ход: убийство короля, да и мамаша Убю - клизма старая, как леди Макбет, возбуждает у мужа честолюбивые планы. При этом режиссеры используют совершенно разные приемы: в "Сатириконе" - изощренный абсурд, в "Et Cetera" - грубый площадной балаган. В этой клоунской стихии совершенно замечательно чувствуют себя и "белый пушистый одуванчик" (он же "пень в весенний день") - Калягин и его окружение - "нежные молодые лепестки" - Шубина, Молочков, Кондаков, Жоголь. Они свободно общаются с залом и зал отлично принимает правила игры "за гранью приличного". При том, что герои начисто лишены обаяния - даже отрицательного - смотрится очень весело.
Не только о политической власти.
Помимо главной темы (природа политической власти), о которой пишут все рецензенты, в спектакле есть и очень интересная побочная тема, она связана с образом автора - подростка Альфреда. Он первым появляется на сцене и сразу задает спектаклю "клоунский" тон, дергаясь и перебегая за лучом прожектора.
Фигура автора "вставляет в спектакль в раму", сразу становится ясно, что это "подростковый" взгляд на жизнь, к тому же папаша Убю - alter ego автора, а поскольку Жарри является предтечей театра абсурда, театра жестокости, сюрреализма и т.п. возникает тема "круговорота дерьма в современном искусстве" от "Черного квадрата" и "писсуара" до собаки Кулика и Сорокина. Папаша Убю "имеет" подданных также, как и художник-авангардист "имеет" публику. Из откликов на спектакль только в одном на это обратили внимание
То, что едва ли не весь авангард ХХ века называл Жарри, этого infante terrible, своим отцом, показательно. Авангардный художник и ведет себя как непослушный и невоспитанный ребенок, уверенный, что ему все сойдет с рук. «Не буду я жить по правилам, - говорит он. - Никому ничего не должен и никто мне не указ. На традицию я плевать хотел. Буду класть ноги на стол, не мыть руки перед едой, писать стихи без рифмы, размера и смысла и выставлять писсуар на всеобщее обозрение. Захочу - покакаю посреди музея. И ничего мне за это не будет, потому что я художник». И если искать в пьесе Жарри подтекст, то не в сфере политики, а в сфере культуры. Это пародия не на диктатора, а скорее на авангардиста, упивающегося вседозволенностью и завоевывающего аудиторию с той же легкостью, с какой Убю получает престол. (М.Давыдова "Нам не страшен Бармалей" -
http://www.smotr.ru/2001/2001_etc_ubu.htm#2 ).
Ближе к финалу постановщик отчего-то бросил эту побочную тему (раскрашенный толстяк Убю задавил бледного щуплого хулигана Альфреда), оттого спектакль получился несколько незаконченный.
Зато у Бутусова конструкция выстроена идеально. Вслед за Ионеско он замыкает историческую спираль в круг, в бесконечный бег по кругу, в дурную бесконечность повторений. Буква "т" в названии спектакля может прибавляться бесконечное число раз - "Макбеттттттттттттттт..."
На такую бесконечную повторяемость в театре смотреть не скучно только если компенсировать ее столь же бесконечной режиссерской и актерской фантазией. Постановка зрелищная, сделана по законам парада аттракционов (то горящим мечом помашут, то гэг с кроватью-вид-сверху разыграют). Персонажи ярко утрированные (актеры "Сатирикона" Суханов, Стеклова, Сиятвинда, Аверин, Большов и в натуральном виде обладают большой выразительностью, а здесь костюмы, грим и острый игровой рисунок увеличивают выразительность многократно).