Как я и писал в
прошлом отчёте, 4 ноября, в День железнодорожника Украины, появилась информация о паровозных выходных, а именно о запуске паровоза 22 и 23 декабря. 22 декабря паровоз будет с ретро-вагоном, пассажирами станут дети железнодорожников, а 23-го будет поездка для всех желающих, состав - паровоз и 3 плацкартных вагона. Меня это, естественно, заинтересовало. Но до середины декабря никакой информации об этом не было. Я уже думал, что опять забыли. Когда паровоз пустили в стандартную дату, 19 декабря, я уже подумал, что и правда всё, поездки не будет. Но гуляя по интернету вечером 19-го, я наткнулся на официальное сообщение, что поезду таки быть!
Итак, нарадовавшись, надо читать новость. Что мы имеем: В связи с новогодними праздниками и бла-бла-бла, назначается поезд №895/896 (кстати, надо номер запомнить) сообщением Харьков-Пасс - Люботин (и обратно (зато не на Основу)). Состав - паровоз и три плацкартных вагона (как и обещали). Отправление из Харькова в 10:30, прибытие в Люботин в 11:37. Из Люботина же отправление в 12:40, прибытие в Харьков в 13:35. Стоимость билета из Харькова в Люботин 34.64 грн, а обратно 31.82 грн. Хм... Интересно, а почему в Люботин проезд дороже, а обратно дешевле?.. Но, спустя пять минут, я понял, что есть более интересный вопрос: а почему паровоз в Люботин едет аж на 12 минут дольше, чем обратно? Уж не через Шпаковку его пускают?.. Об этом хотелось бы знать точнее, так как 4 ноября я выехал в Песочин. Всё шло прекрасно, точку нашёл себе, дальше по перегону ещё коллега, около Люботина ещё народ... Но дело в том, что гудок паровоза и я и коллега слышали, но мимо нас он не проезжал. Зато коллеги из Люботина говорят, что он уже у них! Как?! В итоге, стало ясно, что паровоз нас объехал через Шпаковку, и это было обидно. Ведь я давно хотел его в том районе сфотографировать. И сейчас назревает главный вопрос: а как узнать, по какому конкретно перегону его пустят? И, соответственно, где его ловить? Было бы идеально, если бы из Харькова в поезде ехал кто-то из знакомых, знающих, где Бавария и где Залютино, и потом мне сообщил. А мне пока надо составить план. И варианта у меня два: вариант 1 - ехать поездом в 10:30 из Харькова, в Люботине, пока идут манёвры и прочие дела, сесть на электричку и в 12:27 уехать. Приехать на ней в Коротич, там отойти на пригорок и сфотографировать поезд. Потом быстро вернуться на платформу и уехать электричкой на Южный вокзал. Правда, есть риск не успеть. Но в таком случае, мне придётся два часа просидеть в Коротиче, а этого мне ой как не хочется...
Вариант 2: Ехать электричкой в 9:10 с Южного вокзала, выходить в Водяном. На перегоне сфотографировать поезд и уехать с Водяного с 12:16. В 12:21 я уже в Люботине, как раз есть время ещё поснимать и поехать поездом в Харьков.
Но эти раздумья на следующий день оборвал звонок. Билеты-то раскупили уже! Особо быстро разлетелись билеты из Харькова, но и на обратный рейс тоже много желающих...
На следующий день по пути на учёбу свернул на Новосёловку в кассу. Но там ни о каком таком 895-то/896-м поезде не знают. Наоборот, спрашивают, откуда у меня такая информация. В итоге мне сказали, что видимо этот поезд здесь не останавливается, значит билет мне тут не продадут и отправили на Южный вокзал. До меня не дошло, что сейчас как раз пик электричек и я могу прямо сейчас доехать до вокзала (пешком времени нет уже). Но уже поздно. На перемене пишу своему знакомому, тот говорит, что билеты уже всё. Совсем всё... Но я всё равно решил по пути домой сделать крюк и зайти на вокзал. Там я увидел объявление о нашем ретро-поезде. Спрашиваю в кассе, там тоже (!) не знают о таком поезде (да как так-то, вот же объявление даже висит!)! В итоге, когда я сказал, что маршрут у поезда Люботин - Харьков, меня направили в пригородные кассы. Хорошо, иду в пригородные кассы. Там тоже не знают о таком поезде. И отправляют меня куда? Правильно - в кассы дальнего следования! Хорошо, иду опять туда! Чувствую себя футбольным мячом. Так, стоп, вот ведь справочное бюро. Там знают о существовании ретро поезда (это уже хорошо!), но билетов уже не достать - все раскупили... Что ж, плохо. В подпорченном настроении выхожу из здания вокзала. При этом я ещё не теряю надежды проехаться. А вдруг пустят?.. Но есть в этом походе и плюсы: я увидел объявление, где написано, что ретро-поезд будет следовать маршрутом Харьков-Пасс, Залютино, Куряж, Шпаковка, Люботин, Коротич, Бавария, Харьков-Пасс. То есть, можно искать точку на участке Шпаковка - 10 км. Но хорошего настроения всё равно не много...
Спрашиваю в беседе о том, какие у кого планы. Один знакомый планирует из Харькова ехать поездом.
- А каким образом?
- По билетам. Каким...
Тогда я его "обрадовал" тем, что ни туда, ни обратно билетов нет. Теперь нас больше. И пытаться проехаться может будем вдвоём.
22 декабря. Время придумывать план. А что его придумывать?.. Вариант 2, модернизированный. Электричкой в 9:10 ехать с Южного вокзала до Водяного, там где-то на перегоне фотографировать поезд, в 12:16 уезжать с Водяного, в 12:21 прибыть в Люботин. Там если повезёт - уехать поездом, не повезёт - топать пешком ехать электричкой. Благо, она почти сразу и тоже на Южный вокзал. Со мной собираются ехать двое знакомых. Только теперь осталось подумать, а встречать ли мне паровоз по пути из депо?.. Решил не встречать, а позавтракать и ехать электричкой не с вокзала, а с Новосёловки. Так и сделал.
23 декабря, 6:00. Время вставать. Позавтракав, я оделся и вышел. На улице погода далеко не такая, как хотелось. Подтаявший снег, дождь... Настоящая зима... Но главное - туман! И он не слабый...
Туман
Туман
На улице скользко, на подходе к Новосёловке я дважды упал. Мои знакомые вскочили в электричку всего за две минуты отправления с вокзала. Теперь пробежаться придётся и мне. Идя по мосту я увидел появившуюся из тумана электричку. Когда спустился, её последний вагон проехал мимо. А успею ли я?.. Опоздать нельзя! Есть электричка с 6 км в 9:32, но туда я просто не успею добежать...
Фух, догнал... Радуясь, что электричка восьмивагонная (а туда часто шестивагонные ездят) стал в тамбуре. Отдышался, теперь время идти в третий вагон с хвоста - там едут мои знакомые. Вот он, третий вагон. Вижу знакомых. Они сидят спиной ко мне. Лицом ко мне сидит кто-то незнакомый, но они же могли подсесть к кому-то... Подхожу, почти останавливаюсь, один из сидящих оборачивается - ой, а я их и не знаю! Но дальше я увидел таки своих знакомых, которых повеселила эта картина. Подсаживаюсь к ним. Спрашиваю, стоял ли паровоз. Они говорят, что да, и вагоны, кажется, уже прицепили. В этот момент звонок. Ещё один знакомый оказался по делам на вокзале. И паровоза он не видит! Странно... Но что-то я ему не верю... Вскоре с хвоста электрички прошла кассир, на нас ноль внимания. Но через небольшое количество времени оттуда же появилась ещё одна. Она-то всех и обилечивала. Вскоре и до меня дошла очередь. По ученическому за проезд я заплатил всего 2.47 грн. А мы ехали дальше, глядя на туманные пейзажи и шутя про непрогруженные текстуры.
Но нам пора выходить - Водяное. Выпрыгиваем на платформу, а электричка скрывается в туман...
ЭР2-582
Хотелось задать вопрос : "Извините, а куда я попал?". Меня даже знакомый спросил, "А это точно Водяное?.." Когда я их убедил, они решили ненадолго отлучиться. А мне есть, чем заняться в это время. Рядом с переездом стоит ГАЗ-69. Его-то я и сфотографирую.
ГАЗ-69
Как только я сфотографировал ГАЗ, ко мне вернулись мои знакомые. Теперь надо перейти пути. И тут как раз срабатывает сигнализация. Перебегаю, неохота получить шлагбаумом. Следом не спеша переходят и знакомые. А что это может быть?.. А, электричка же!
ЭР2-870/872
Click to view
Но сигнализация ещё работает. Из тумана вышла ещё одна электричка...
ЭР2-341
ЭР2-341
...и скрылась обратно в туман. Поехала в сторону Харькова. А нам пора двигаться дальше. Чуть отошли, мне послышалось посвистывание. Оно нарастало, уже слышно, что сюда едет тепловоз. И вот, из тумана выехал ТЭП70, да не сам, а с вагоном-рельсосмазывателем.
ТЭП70
Click to view
Дошли до моста через разъезд 10 км. Там же встретили путейца, который тогда ничего нам не сказал. Дальше дорогу надо протаптывать. Знакомые отказались идти дальше. Они боялись, что если идти дальше, то паровоз они не встретят. Я пытался объяснить, что паровоз мы там по-любому встретим, но они решили остаться там. А я же пошёл протаптывать новые дороги. Вскоре сзади я увидел свет прожектора. Но едет что-то или стоит неясно... Вскоре в тумане я смог разглядеть очертания электровоза ВЛ8. Он медленно подкрадывался, а со стороны Харькова более бодро шёл ВЛ82М с пассажирским поездом.
ВЛ82М-090
Пока я фотографировал пассажирский, ко мне уже подъехал ВЛ8 с грузовым поездом.
ВЛ8М-596
Пропустив его иду дальше и думаю, а может надо было прыгнуть в электричку на Харьков?.. Что можно в таком тумане снять?.. С моими руками и моей техникой... И если я могу согласиться, что руки у меня вполне нормальные, то по-поводу фототехники я даже заикаться не буду... В тумане на это нормально не снимешь, тем более, с моим знанием настроек... Но поезд уже ушёл. Через 10 минут встречаю ВЛ82М с грузовым поездом в сторону Люботина.
ВЛ82М-032
Пропускаю поезд, перехожу через пути. Немного прошёл - и я на месте. Здесь можно сфотографировать паровоз, как бы он не поехал. Справа линия на Коротич, Новую Баварию (за поворотом о.п 21 км), а слева та самая линия на Шпаковку. Правда, если он поедет по основной ветке, то придётся побегать... Отправляю оставшимся на мостике знакомым фотографию разъезда.
Разъезд
В сторону Харькова поехал поезд Ивано-Франковск - Константиновка.
ВЛ82М-047
Тем временем, дальше по перегону в сторону Шпаковки ещё один человек собрался фотографировать паровоз. Договорились, как проедет поезд - сразу звонок мне. Ну или проехал мимо нас (обычным маршрутом), а я уже звоню (чего бы очень не хотелось). Ну а я, соответственно звоню тем, что на мосту.
Итак, можно пойти посмотреть место. Разворачиваюсь и... опять вижу этого путейца! Впрочем, он по прежнему ничего не сказал (хотя странно, я на пригорке, с фотоаппаратом, да ещё и не один...). Место мне понравилось, пора обратно. Ведь нельзя не учитывать то, что паровоз поедет обычно... Разворачиваюсь - опять он! На сей раз на пригорке. Третий раз наткнуться на одних и тех же людей, идущих по непротоптанным тропинкам странно, и тут он в конце концов спросил (далее диалог):
- Молодые люди, а что это мы тут гуляем?
- Паровоз ждём.
- Какой паровоз?
- Ретро-поезд здесь скоро проедет. Минут через 20. У него прибытие в Люботин в 11:37.
- *смотрит на часы* А откуда у вас такая информация?
- В интернете пишут, на вокзале объявление было...
- Он через Шпаковку поедет?
- Скорее всего, да.
- А вы вообще откуда?
- Из Харькова.
- Нет, из какой вы организации?
- Любители.
На этом разговор закончился. Я поднялся обратно на пригорок. Путеец занимался своими делами. Туман рассеялся, можно снимать. Тут звонок с перегона - едет! Да-а! - не сдержался я. Время бежать на точку. Сначала пропустил место, где заходил на маленький пригорок, пришлось возвращаться. И вот, я на месте. Позвонить знакомым, сообщить, чтобы они готовились, что ли... Но нет, вдали паровоз уже появился. И вот он уже тут.
Эр794-12
Накоптив, поезд молча поехал дальше.
Поезд
Сразу звоню знакомым. Они его уже видят. Отлично. Теперь пора идти обратно - на платформу Водяное. Вдали со стороны Харькова увидел ВЛ82М. Но он остановился. А в Харьков вскоре поехала ЭР2-582, которой мы добирались в Водяное.
ЭР2-582
ЭР2-582
ЭР2-582
Всмотревшись, я понял, что ВЛ едет со стороны Шпаковки! Дело в том, что на той ветке движение редкое. Но он стоит. А мне стоять нельзя, иначе могу опоздать на электричку. Там до Люботина всего одна остановка (пять минут электричкой), но пешком я не успею. Потому иду дальше. Через пять минут оборачиваюсь - меня уже догоняет ВЛ82М! Но это не тот поезд...
ВЛ82М-080
Поприветствовав меня, локомотивная бригада повела поезд в сторону Люботина. Через пять минут навстречу проехал поезд из Ковеля.
ВЛ82М-091
Ещё через пять минут я был в районе переезда. Ещё раз фотографирую ГАЗ-69.
ГАЗ-69
Прихожу на платформу, как раз срабатывает сигнализация. Со стороны 10-го километра едет тот самый поезд со Шпаковки.
ВЛ82М-057
А навстречу ему едет грузовой поезд.
ВЛ82М-081
ВЛ82М-081
Перехожу на другую сторону. До электрички ещё 20 минут. Успел. За эти 20 минут ничего не проехало. В 12:16 ко мне подъехала ЭР2-406. Да, много "приятных" воспоминаний у меня с ней связано... И то, как в марте 2017 я её хотел на Новосёловке сфотографировать, а на пути вылезла пьяная женщина с намерениями попасть под поезд. Электричка её даже толкнула. Она съехала по насыпи, но осталась цела (во всяком случае, со стороны так казалось)... И то, как я в Мерчике в мае 2017 всего на минуту опоздал и увидел удаляющийся её хвост... И то, как летом из-за грузового поезда мы на 10 минут позже с 6-го километра выехали... И на этот раз без приключений не обошлось: заходя в электричку, я споткнулся об последнюю ступеньку и в тамбур заехал локтями. Опять светлой курткой... Поднявшись, я увидел на полу кучу битого стекла. Это значит, что я мог хорошо порезаться, но, к счастью, я не пострадал. Захожу в вагон и занимаю первое же место. Сразу после отправления звоню знакомым. Они уже в Люботине (пешком дошли). На подъезде к платформе (за пару минут до) я увидел ЧМЭ3 с паровозом. Паровоз смотрел уже в сторону Харькова. Прибываем на вторую платформу. Возле первой платформы одиноко стоят три вагона. На самой платформе толпа народа. Выхожу из электрички, перехожу на первую платформу. Туда уже подаётся паровоз...
Эр794-12
...под тепловозом ЧМЭ3Т-6614.
ЧМЭ3Т-6614
Перебегаю на вторую платформу. Паровоз уже прицепили у поезду.
ЧМЭ3Т-6614
ЧМЭ3 отцепили, теперь можно нормально сфотографировать паровоз. Но на паровоз сразу же полезли люди. Пришлось ловить момент.
Эр794-12
А теперь самое интересное - я иду узнавать, пустят ли меня в поезд. Спрашиваю знакомого, который вроде хотел. Он особо не спешит. Бегу сам. Спрашиваю. Нет, только по билетам. Почему-то, сильно обидно не стало. Паровоз в этот рейс не гудел, был только свисток... Возвращаюсь на вторую платформу. Объявляют отправление паровоза. Также объявляют, что по второй платформе проследует локомотив. Как бы мне он видео не загородил...
Итак, время пришло. 12:39, паровоз готовится к отправлению.
Эр794-12
Поехали!
Отправление ретро-поезда
Click to view
Ну что, можно идти на первую платформу. Впереди меня шёл мужчина с ребёнком и говорил ему, что билетов не было. Знакомо... На переходе навстречу прошли три пенсионера с ёлкой. Они шутили про экологически чистый транспорт. Мои любимые шуточки. Перешёл на первую платформу. Мимо второй платформы проехал тот самый локомотив.
ВЛ82М-083
ВЛ82М-083
Сели на скамейку ждать электричку. Заодно, было время посмотреть, у кого что получилось снять. Маршрут наш вскоре разойдётся - знакомые решили ехать на вокзал, а я - на Новосёловку. Вскоре на первую платформу приехала ЭР2-392. Загружаемся. Найдя свободные места заняли их. Почти сразу к нам подошла кассир, но почему-то нас не обилетила. Эта электричка останавливается не на всех остановках. Она пропускает 21 км (правда, по нему мало электричек останавливается), Рай-Еленовку, Песочин. В Рыжове остановка, дальше она пропускает платформу Минутка и останавливается на Новой Баварии. А вот есть ли остановка на Новосёловке? Дело в том, что раньше она там проходила без остановки, но потом остановку назначили. Я несколько раз там выходил с неё. А недавно она опять проехала там без остановки... Это мне интересно. Ведь, если есть, то мне удобнее выйти и не спеша дойти до следующего моста. А если без остановки - придётся ней же ехать обратно и на тот мост уже бежать. За трёхуровневой железнодорожной развязкой я, на всякий случай, прощаюсь со знакомыми и выхожу в тамбур. Убедившись, что на Новосёловке мы не останавливаемся, возвращаюсь обратно. В районе автомобильного путепровода нам встретился ЧМЭ3 с тремя бело-синими вагонами - наши. Прибываем на вторую платформу. На первой пусто. Сзади меня ехало трое людей, которые начали волноваться, что паровоз уехал в депо. И они правы - паровоз поехал в депо, но не в то. Он поехал в ТЧ-2 "Харьков-Главное" на разворот. Открываются двери. Пассажиры с трудом дожидаются, пока мы выгрузимся и штурмуют электричку. Теперь эта электричка поедет в Красноград. Я тоже ней поеду, но только до Новосёловки. Итак, на часах 13:40, время отправления электрички - 13:52. Можно постоять на платформе. Вдруг паровоз с круга вернётся?.. Знакомые же решили спуститься в подземный переход и уйти на первую платформу. Потому мы прощаемся. За пару минут до отправления я зашёл в электричку. В вагонах мест свободных нет, но можно расположиться в тамбуре. Но в одном курят, во втором курят... Наконец-то, я нахожу свободный тамбур. А окно-то какое чистое! Создаётся ощущение, что его вообще нет! Поразительная чистота! Но как-то это подозрительно... Пощупал "окно". Да, чистые окна в электричках - это их отсутствие... А значит, опять придётся искать другой тамбур. Следующий тамбур - опять дымовая завеса... Вхожу в очередной тамбур - там стоит мужичок, читает книгу, попивает пиво. Зато не накурено. Становлюсь там. Двери закрываются, отправляемся. В конце первой платформы вижу своих знакомых. Через пять минут я уже на Новосёловке. Выхожу и фотографирую хвост удаляющейся электрички.
ЭР2-392
Звоню сразу знакомому. Я хотел, чтобы он сообщил, как паровоз поедет с вокзала, но он уже ушёл. А номера второго знакомого у меня нет. На улице по прежнему идёт мелкий неприятный дождик. На мосту уже гораздо меньше снега, чем в девять утра. Что ж, теперь надо бегом бежать на следующий мост. По пути делаю этот кадр. Слева ВЛ11.8-639 с секцией ВЛ11.8-727, следующий на Сортировку. Справа ЭР2Т-7230 рейсом 822П Запорожье - Харьков.
Парк "Н"
ВЛ11 поближе.
ВЛ11.8-727
Подбегаю к мосту, уже поднимаюсь и... вижу, как под мостом проходит паровоз... По насыпи... Мне ничего не остаётся, кроме как сфотографировать его в хвост...
Эр794-12
Смотрю ему вслед. Жаль, не успел. Может, если бы не фотографировал ВЛ11 с электричкой, успел бы. Впрочем, паровоз не гудел, повторить 9 мая бы не получилось. Тогда я с того же ракурса хотел снять паровоз, но на середине видео села камера. А он так продудел тогда... Сейчас же я решил дождаться пригородного поезда №6559 Харьков - Купянск. Ему с новым расписанием ввели остановку по Новосёловке. Вот и интересно посмотреть, остановится ли... Через три минуты Купянский поезд медленно прибывает на платформу.
ВЛ82М-053
На платформе ни один человек не стоял. Поезд, постояв с пол минуты тихо тронулся...
Купянский поезд
Click to view
А я же ушёл с моста. Мне надо было зайти на родник, а потом я пошёл домой.
В целом, поездка мне понравилась. Даже то, что не прокатился в поезде не испортило особо настроение. Единственное, что подпортило настроение, это то, что я не успел снять паровоз на Новосёловке, и то, что он не гудел. Кто его знает, может повезёт, пустят такой поезд ещё и мне повезёт прокатиться...