Если
приехав в Японию, нельзя пропустить Киото, то посетив сам Киото, никак нельзя не погулять вдоль набережной реки Камо. Это лучшее времяпровождение в городе, а так же один из оптимальных способов его посмотреть.
Набережная очень хорошо олицетворяет японскую культуру. Река обузданна так, что результат выглядит натурально, и в то же время невероятно красиво. Более того, он удобен для людей. Здесь хочется проводить время, наслаждаясь открытым пространством. Сделаю смелое заявление: набережная реки Камо - лучшая набережная, где мне доводилось бывать.
Река Камо по-японски называется Камо-гава. "Камо" значит "дикая утка", а "гава" - "река". Когда-то один из ранних японских Императоров назвал её, как одну из трёх непредсказуемых вещей в мире, наряду с игральными костями, и вооружёнными монахами-фанатиками. Сегодня она течёт через Киото ненатурально прямо, с севера на юг. Это результат вмешательства человека, непредсказуемую в прошлом реку решили для порядка "выпрямить".
Как и многие городские реки Японии, Камо "одета" в цемент. Её высокие но пологие берега выложили блоками наподобие кирпичей, чтоб предотвратить обвалы во время полноводья. В щелях между ними зеленеет мох и трава, так что результат выглядит натуральней, чем можно было бы предположит.
Набережная проходит по обе стороны реки - а иногда нет. Бывает, на двух уровнях - поближе к воде, и повыше на уровне городского движения. А иногда только на одном из них. Пологие дорожки и крутые лесенки соединяют уровни между собой, а иногда позволяют и прямо к воде спускаться. Помимо серой цементной "брони", река носит и сезонные аксессуары. Весной её берега утопают в бело-розовых листьях цветущей сакуры:
А в ноябре они покрываются
яркими красками красивых осенних деревьев:
Не перестаёт удивлять, как у японцев в разные времена года, одни деревья как будто подменяются другими! Весной приедешь - везде сакура. А осенью - везде клёны. Не понимаю, как такое возможно!
Долгое время по восточному берегу Камо ходила
железная дорога Keihan. Но в 1980-х годах её закопали под землю, чтоб не портила вид, а жители города получили в своё распоряжение прекрасную набережную.
Киотцы (Киотяне?) любят свою реку. В хорошую погоду многие приходят посидеть на её берегах. Некоторые приносят пикник, другие пьют кофе, или чего покрепче. Но и без ничего тоже приходят. Пообщаться, или просто повтыкать на город на другой стороне.
На берега Камо приходят пофотографироваться свадебные парочки.
И просто парочки, которые решили устроить себе праздник в традиционных нарядах.
Вдоль реки группы физкультурников бегают на выносливость.
А другие растягиваются и делают упражнения.
Разумеется вдоль набережной можно ездить на велосипеде.
Должен сказать, что на велосипеде, вдоль реки - лучший способ для туриста передвигаться по Киото. Так можно проехать большую часть пути до любой достопримечательности в центре. Велопрокаты в Киото встречаются часто, аренда велосипеда на день не должна превышать $10. Хотите посмотреть как можно больше храмов за короткое время? Вам нужен велосипед, а набережная - лучшая в городе велодорожка! (Спасибо Саша за эту идею!)
Как видно на этой карте, берега Камо соединяет очень много мостов. Смело пересекайте на ненужную вам сторону, если вас что-то там привлекло. Через пару сотен метров можно будет перейти обратно. На Садовом Кольце переходы в некоторых местах попадаются реже чем мосты через Камо!
Вот один из этих мостов - Сандзё Охаши.
Именно его я считаю "центром тяжести" Киото, рядом с которым лучше всего снимать жильё посетителю города. Здесь бывает людно, но, как часто случается в Японии, стоит отойти на пару кварталов в правильном направлении, и вы окажетесь на тихой и уютной улице.
В районе этого моста на западном берегу реки много баров и ресторанов, чьи окна выходят непосредственно к воде. Чтобы не забирать у пешеходов один из берегов набережной, тут построили длинную косу, которая разбивает реку на две части формируя под окнами заведений неширокий канал.
На земле под ресторанами стоят штабеля кондиционеров. Вид из онка они не портят, с другого берега тоже не очень заметны.
Коса и река идут параллельно пару километров. Здесь одно из самых красивых мест для прокулок - с одной стороны хаотичное нагромождение зданий в старом японском стиле, с другой - набережная, утопающая в цветах текушего сезона.
Южнее коса сужается и сходит на нет. Вот последний мостик, чтоб вернуться на берег (они тоже попадаются часто).
Здесь с берега уже виднеется Башня Киото. У некоторых домиков есть лестницы, чтоб прямо на набережную ходить.
Помните, на карте было нарисовано, что река раздваиается в один момент? На севере от моста Сандзё у Камо-гавы есть стрелка, где в неё впадает река Такано. Это очень красивое место. На стрелке находится парк, можно выйти на самый кончик суши. В хорошую погоду здесь очень много народу наслаждается свежим воздухом и красивыми видами.
А что это за булыжники по бокам от стрелки? Это своеобразные прыгучие броды. Велосипеды и автомобили тут не переправятся, а вот пешеходы в хорошей физической форме - запросто! Эти штуки сделаны из цементной смеси, и не мешают течению реки.
Они существуют не только на стрелке, есть ещё несколько мест, где Камо можно перейти таким образом.
Дети обожают здесь бегать. Моим родителям (им за 65) тоже не составило труда, перепрыгивая с камня на камень, попасть с одного берега на другой.
Кстати верхняя фотография к этому посту - нас с Тоней и Женькой как раз на этих крутых штуках.
"Постой!" скажете вы, "но ведь эти фиговины помешают лодкам проходить реку!"
Не беспокойтесь. По Камо-гаве никакие лодки не ходят. Во первых, тут бывают пороги (река плавно теряет высоту).
А во вторых - она слишком уж мелкая! В большинстве мест глубина где-то по колено, иногда по пояс, редко глубже.
Это позволяет рыбакам в резиновых сапогах заходить вброд на островки на середине реки, и сидеть там спокойненько, подальше от берегов, где никто не спугнёт им рыбу.
В некоторые сезоны, когда поменьше дождей, участки дна Камо вообще торчат из воды. Тогда и резиновых сапог не надо! Вытащил стульчик на середину реки и сиди себе, рыбачь!
Мои читатели люди внимательные, и наверняка уже заметили, что во многих местах дно Камо-гавы, как и её берега, состоит из бетонных кусочков, которые переплетаются, как фигуры Тетриса.
У этих тяжёлых блоков бывают разные формы.
Иногда они создают лишь костяк дна. Думаю, что их цель - предотвратить передвижение большого количества гальки в дождливые сезоны, когда объём и напор Камо-гавы увеличивается.
Мне довелось увидеть процесс, как такие блоки устанавливают на дно реки. Рабочие приямо на экскаваторе заезжают в воду, и используют его, чтоб выстроить стенку из тяжёлых мешков.
Выглядит этот процесс вот как:
Готовая стенка выглядит вот так, она перегораживает часть русла, обычно одну-две арки близлежащего моста.
Вдоль дна русла строят дамбу, она не даёт воде затекать на участок, где будет стройка.
А вот и "формочки" для цементных фигур. Их зальют прямо на месте, а если надо, потом подвинут кранами на нужные позиции.
* * *
Под некоторыми из мостов через Камо живут бомжи.
Хотя тут, как и
в Токио, некоторые бомжи только ночуют, а некоторые уже капитально обжились, построили себе сарайчики. Над мостом один домик, под мостом - другой.
Кстати, насчёт "над мостом", вот как выглядит верхний уровень набережной. Здесь виден секрет сезонного цвета реки - сакура растёт ближе к воде, а клёны дальше. Когда начинаются осенние краски, уже голые ветки сакуры не загораживают красивый осенний цвет клёнов.
А весной на дльний берег можно смотреть сквозь густые ветки цветущей сакуры.
Ночью Камо-гава тоже красива. Здесь продолжает быть людно, когда все другие пятачки города уже опустели.
Саму реку почти не подсвечивают, но рестораны возле центрального моста неплохо освещают её поверхность.
* * *
Вот такая Камо-гава. Очень уж люблю по ней гулять. И вам советую.
Кстати с Рождеством вас! (Это я вам говорю как еврей-атеист, находящийся в Турции.)