Нара находится недалеко от Киото. Можно где-то за час доехать на поезде с центрального вокзала. Здесь вас ждут ручные олени и крупнейшее в мире деревянное здание. Это неплохая однодневная вылазка, если вам хочется разнообразить своё пребывание в старой императорской столице.
Впрочем, Нара и сама тоже является старой императорской столицей.
В Японии порой вообще кажется, что в какой город не попадёшь, он раньше был столицей. Киото, Осака, Камакура, Нара, все они в какой-то исторический период управляли японской империей.
В случае Нары это было очень давно - с 710 до 785 года нашей эры. Так называемый Период Нара послужил ключевым для Японии. В то время её элиты активно перенимали из соседнего Китая культуру, религию и письменность. Сама Нара, как и Киото после неё, была построена в подражание городского планирования китайской столицы (напомню, что тогда это был не Пекин, а
Сиань, крупнейший город в мире на тот момент).
Нара стала столицей японского буддизма. По императорскому указу здесь строились храмы и монастыри. Семь Храмов Нары (Нанто Сити Дайдзи) сохранили своё могущество и влияние в религиозной жизни страны даже после того, как двор императора перенесли в Киото в конце VIII века. Интересно, что примерно в то же время, чуть северней основалось
главное святилище богини Инари, где сегодня стоят тысячи ярких ворот тории.
Сегодня большинство исторических достопримечательностей Нары находится в центральном Нара Парке. Вход в него находится в 20 минутах ходьбы от железнодорожной станции JR. (Доехать сюда из Киото держатели JR-пасса могут бесплатно.) Не забудьте на станции взять карту парка. Никаких денег с вас за это не возьмут. Более того, работник туристической службы учтиво спросит у вас сколько времени вы желаете провести, предложит подходящий маршрут, и даже обведёт нужные места на карте.
Если лень идти пешочком, можно взять "Японский лимузин" - старую рикшу, которую тянет за собой "извозчик". Они на удивление прытко бегают с этими штуками!
На входе в парк вы увидите пятиярусную пагоду, принадлежащую храму Кофуку-дзи - одному из Семи Древних Храмов. Он был основан даже раньше начала Нара Периода - в 669 году. Хотя пагоду построили лишь век спустя. Храм много раз разрушался (в японии это обычное дело), и сегодняшняя 50-метровая пагода практически новодел: её возвели в 1426 году.
У многих японских городов есть свой герой-талисман. Нара не исключение, их Сенто-Кун выглядит как мальчик с оленьими рогами. Его придумали к 2010, когда Нара праздновала своё 1300-летие.
Оленьи рога Сенто-Куну достались неспроста. По легенде, когда императорский двор обосновался в Наре, бог-громовержец приехал защищать его на белом олене. С тех пор олени - неотъемлемая часть города. Они свободно бродят по парку в огромных количествах, ни капли не пугаясь туристов. Летом они красивые, рыжие в белых пятнах - прямо как Бэмби.
А если приехать осенью или весной, то окраска у них не такая красивая.
И главное, не в сезон у оленей нет рогов. Я вот и не знал, что олени рога отбрасывают, как лоси.
Но туристы их любят в любое время года, и в каком угодно виде.
Как по мне, летом они намного симпатичней. Слышал, что если им поклониться, они кланяются в ответ. Но мне никогда не получалось добиться такой взаимности.
Посмотрите на этого малыша:
По парку расставлены инструкции по поведению вокруг оленей, но если честно, им нет до людей никакого дела, разве что у человека есть корм.
Специальный корм впрочем тут как тут продаётся у соседних торгашей за 150 иен.
Олени прекрасно знают, если кто-то купил корма, значит надо быстрее бежать к нему и клянчить еду, пока она вся не ушла коллегам-оленям. При этом животные могут быть очень настойчивы. Мне один особо голодный зверь чуть рубашку не провал, так активно за неё цапал.
Оказывается у оленей оооочень длинный язык!
На дорогах вокруг парка стоят педупреждения для водителей - "Осторожно. Олени!"
Пешеходам впрочем тоже стоит быть начеку.
Ладно, с оленями можно долго цацкаться - пока не кончатся деньги на корм или терпение. А мы пойдём всё же смотреть исторические ценности. Главная достопримечательность Нары - храм Тодай-Дзи. Он тоже один из Семи великих (его название значит "Великий Восточный Храм"). Его основали в самом рассвете Нара Периода Японии - в середине 700 годов. Именно он показан на заглавной фотографии к посту.
Как и многие великие храмы, путь к Тодай-Дзи ведёт через огромные ворота. Их называют Нандаймон.
Ворота полностью деревянные, их возвели в XII веке, на замену предыдущим, которые уничтожил тайфун.
В будние дни группы школьников приходят посетить Тодай-Дзи, ведь это один из главных исторических памятников Японии. Для детей это живая история их страны.
В здание ворот установлены демонические охранники - своего рода вышибалы храма. Это тоже устоявшаяся традиция японских буддистских храмов.
Они почему-то всё время за сеткой, она значительно портит фотографии, но это никого не останавливает.
А вот и главное здание храма. Мното раз слышал, что это самое крупное в мире строение из дерева. На самом деле это было правдой до 1998 года. Есть момент, когда впервые его видишь целиком, и его размер становится какой-то удивительной неожиданностью. На фотографии размер не сразу понятен, но вы посмотрите на человечков для масштаба.
Это здание называется Дайбутсуден, павильон великого Будды. Изначально его построили в 743, по приказу императора Сёму, чтоб поместить сюда статую великого бронзового Будды. Император издал закон, требующий, чтоб японцы принимали непосредственное участие в постройке храмов - думая, что это поможет народу заручиться защитой и покровительством Будды. Согласно летописям, более 2.5 миллионов человек помогли с постройкой великого павильона. Впоследствии он два раза перестраивался, сегодняшнее здание было закончено в 1709 году.
Разумеется туристы обожают фотографироваться на его фоне. (Я тоже сфотографировался, но вам не покажу.)
Перед входом в здание японцы зажигают и ставят благовония. Кто знает что обозначает этот ритуал, расскажите!
А вот и сам великий Будда. Работа над ним заняла почти десять лет, и чуть не обанкротила страну. Для её изготогления пришлось скупить практически всю бронзу, которая тогда была в Японии. Недавно учёные с помощью рентгена нашли в колене 15-метрового Будды жемчужное ожерелье, древнее оружие, и даже человеческий зуб! (Всё это они из колена выковыривать не стали.)
По обе стороны от великого Будды в храме сидят два бодхисаттвы.
А в углах павильона стоят демонические охранники в вычурной броне.
Трудно поверить, но это гигансткое здание на 30% меньше размеров изначального павильона, который построили в VIII веке. Макет изначального комплекса Тодай-Дзи, в который входили две 7-ярусные пагоды и передние ворота стоит внутри.
Ещё тут есть аттракцион "Ноздря Будды" - в одной из гигантских колонн храма проделанна лазейка, пролезть через которую считается залогом доброй удачи.
Через маленькую, казалось бы, дырочку, пролезают на удивление упитанные дяди и тёти. И я пролез! Так что будет у меня теперь везуха.
А ещё у них один из лучших способов собирать деньги с туристов, который я где-либо встречал! Ребята придумывали давать на подпись огромные глинянные плитки, которыми кроют здания храма. Ты покупаешь такую, подписываешь её, и тут же жертвуешь назад. Удовольствие стоит тысячу иен (около $10).
А ещё можно попросить, чтоб монах написал вам что-то на удачу. У многих людей есть специальные книжечки, куда они собирают каллиграфию монахов из разных храмов со всей страны.
В этот раз нам повезло - когда мы зашли в здание павильона там проходил концерт! Музыканты и певцы стояли прямо на пьедестале Будды.
Солистка одетая в традиционный наряд исполняла арии на японском, а за ней в ряд сидели дети.
Долгое время дети сидели с очень скучным видом на лице, было неясно зачем их так мучают.
Но потом оказалось, что это детский хор, и вскоре пришла их пора выступать (извините за качество звука).
Click to view
Очередная группа школьников заметила, пока я их фотографировал, и тут же показали мне свои фото-пальчики. Вообще японцы очень любят когда из фотографируют, но лучше чтоб они этого не замечали, иначе ничего кроме таких пальчиков у вас не выйдет.
Снаружи храма фотографировалась группа с зонтиками. Уверен спереди они все показывают пальчики!
Детский хор закончил. В награду за выступление им дали побегать по газонам. Никогда раньше я не видел никого на газоне Тодай-Дзи!
Около выхода из павильона сидит деревянная статуя бодхисаттвы Кшитигарбха (японцы называют его Дзизо). Говорят, если у тебя что-то болит, надо потрогать то место на этом чудаке в чепчике, и оно пройдёт. Я в такие байки не верю. Но потрогал конечно на всякий случай.
Пойдём дальше гулять. Сам нара парк очень красив (как и все японские парки). Тут есть озеро, и много зелени.
Летом тут красиво...
А осенью намного круче (именно поэтому
я не раз говорил, что в Японию надо осенью ехать).
Осенью здесь всё горит как пламенное!
А ещё можно приехать весной, когда сакура цветёт. Это тоже невероятно красиво.
Короче хрен с вами, езжайте когда хотите! Нет плохого времени Нару посетить. Я вот всё думаю надо зимой сюда выбраться.
В парке ещё много всего интересного есть. Например вот этот колокол здоровый. В него бьют во время буддистких церемоний.
Аллея традиционных фонариков из камня.
Хоть в Наре преобладает Буддизм, есть тут и синтоистское святилище.
Тут красиво развешено множество лампад.
А ещё, не пропустите Нигацу-До (Павильон второго месяца) - он находится чуть восточней Тодай-Дзи, но является одним из его строений. Расположен на сколоне горы.
Здесь можно подняться на террасу на втором этаже.
Открывается вид на весь Нара Парк. Можно окинуть взглядом всё увиденное за день.
Так что, советую вам включить Нару в планы вашего посещения Киото (
а без Киото, разве стоит ехать в Японию?) Если очень постараться, можно и Нару и
Фусими Инари (где яркие ворота в туннели выстроены) за один день посмотреть. А с другой стороны, уверен можно и пару дней в Наре провести без проблем!