"Sherlock BBC": музыка. Музыкальная тема.

Dec 01, 2016 22:38

Преамбула.
Хотела уже сразу начать с музыкальных тем героев, но думаю, все-таки надо чуток задержаться и определиться с терминологией - так что это будет пост только с буквами и без видео. Буквы с видео и музыкой начнутся в следующий раз.

Итак. Тема в любой музыке - это небольшой элемент (проще говоря, мелодия), выражающий какую-нибудь мысль или образ.
Тема в музыке кино - это примерно то же самое: знак, маркер, метка, обозначающая киногероя (или явление, или идею - чего угодно, что нуждается в специальном обозначении).

Музыкальная тема в кино - очень нужная вещь как для зрителя, так и для композитора. Зритель, слыша тему в фильме, очень скоро начинает воспринимать ее как знакомую музыку (поскольку в саундтреке темы то и дело повторяются) и связывает ее с происходящим на экране. А композитор чаще всего берет материал для своих композиторских игр именно из музыкальных тем: развивает их, меняет местами элементы, строит на их основе что-то новое, и т.д. и т.п.

Маленькое лирическое отступление. Хотите понять, насколько хорош кинокомпозитор? Тогда смотрите, насколько яркие его темы и насколько ловко он с ними управляется. Например, блистательный Андрей Палыч, который Петров, в картине "Я шагаю по Москве" умудряется обойтись всего одной темой (которой хватает на весь фильм и даже на песню) - но так аккуратно и виртуозно, что эту экономию материала мало кто замечает. Конец маленького лирического отступления.

Представим на минутку, что в саундтреке вообще нет ни одной музыкальной темы. Что тогда произойдет? Зритель постепенно ошалеет от количества все новой и новой незнакомой музыки и перестанет связывать ее с видеорядом, а композитор надорвется эту музыку сочинять, потому что ему будет неоткуда брать строительный материал. И зрителю, и композитору не на что будет опереться, не за что зацепиться. Так что не будем представлять такую ерунду, да ну ее. Лучше давайте вернемся к "Шерлоку".

Несколько обобщений о тамошних темах и связанных с ними композиторских приемах, а потом пойдем дальше:

1) В "Шерлоке" музыкальные темы есть практически у всех значимых героев - за некоторым исключением: ни у Лестрада и его коллег, ни у миссис Хадсон их нет. У Молли появляется что-то похожее, но далеко не сразу, а начиная с третьего сезона.

2) Помимо персональных музыкальных тем, композиторы Арнольд и Прайс назначают героям "Шерлока" персональные музыкальные инструменты, которые ведут основную мелодию: у Джона это фортепиано, у Шерлока цимбалы + скрипка, у Мориарти контрабас и пр.
А как, например, показать связь между героями, используя закрепленные за ними инструменты? (Допустим, когда персонаж Икс в конкретный момент времени думает о персонаже Игрек)? Правильно: звучит тема персонажа Икс, а играет ее - инструмент персонажа Игрек. В музыке "Шерлока" такое тоже случается.

3) Арнольд и Прайс любят применять в гармонии музыкальных тем параллельные (идущие в одном и том же направлении) трезвучия - и, соответственно, параллельные квинты. Впервые я обратила на это внимание, когда возилась с темой Ирен - и оказалось, что эти параллельные трезвучия в "Шерлоке" буквально на каждом шагу.
Фокус здесь в том, что в классической гармонии этого делать нельзя - и самое смешное, что вам ни один человек в мире толком не объяснит, почему именно и кому оно мешает. Нельзя, и все. Это правило, которое кто-то когда-то и неизвестно зачем придумал.
Ну ладно, допустим, захотелось композиторам "сломать канон, порвать шаблон" и взять параллельные трезвучия - но зачем в таком количестве? Зачем это не просто применять, а прямо-таки педалировать?
Да затем, что это самый простой способ перевести на музыкальный язык идею сериала: "раньше было нельзя, а сейчас можно".

4) Арнольд и Прайс любят применять штуку под названием "мотивное вычленение". Это прием, который ввели в обиход венские классики (Гайдн, Моцарт и пр.) и который до сих пор живее всех живых. Из какой-нибудь музыкальной темы вычленяется крохотный мотив - т.е. буквально несколько нот - и берется за основу для построения новой конструкции. Примеры последуют.

Все, переходим к героям. Ура.

Музыка, Шерлок

Previous post Next post
Up