"Большая секунда" (В.Шамиров, 2021)

Sep 17, 2021 12:37

С большим интересом слежу за траекторией полета режиссеров, которые работают и в формате полнометражек, и в формате сериалов. Например, страстно уважаемые мною Валерий Тодоровский и Анна Меликян в сериалах не менее круты и убедительны, чем в полном метре.
Или вот Виктор Шамиров ("Игра в правду", "Упражнения в прекрасном" и пр). Его новое произведение - тоже сериал, "Большая секунда", который уже целиком в сети. И если оно вам куда-нибудь ёкает, всячески рекомендую с криками "ура" бежать на поиски.

Сюжет 13-серийной "Большой секунды" прост, как все гениальное. Двое сценаристов, Константин и Кира, работают над сериалом "Большая секунда" о двух учителях музыкальной школы, Ростиславе и Арине.






Мы видим то линию авторов, "Константин-Кира", то линию их придуманных персонажей, "Ростислав-Арина", и... если без спойлеров, то всё. Остальное - магия, которую невозможно передать словами: она выбирает совсем другие пути.

Зато можно попробовать передать словами то, чем этот сериал отличается от остальных.

Прием "Фильм в фильме" или "История в истории" - не новый и с вот такенной бородищей, но авторы умудрились выстроить эту конструкцию не из двух, а аж из трех уровней. Реальные сценаристы "Большой секунды" Виктор Шамиров и Ольга Мотина-Супонева играют экранных сценаристов "Большой секунды" Константина и Киру, которые пишут историю про Ростислава и Арину. Три матрешки друг в друге.

Границы между авторами и их персонажами стираются с такой завораживающей аккуратностью, что иногда это больше напоминает гипнотический транс, чем сериал. Вселенная "сценаристы" и вселенная "персонажи" все больше и больше проникают друг в друга - и вот обе пары уже едят одинаковую еду, носят похожую одежду и находятся в помещениях с почти одинаковыми номерами.

Закадровая музыка звучит только на последней минуте финальной серии. Вся остальная музыка строго внутрикадровая, то есть обусловленная сюжетом: Ростислав берет гитару и поёт, ученики в музыкалке играют свои нехитрые пьески, и т.д.

И последнее. Название "Большая секунда" настолько ёмкое, что в него помещается целая игра.
Которая мне так вштырила, что я посвящаю ей весь оставшийся текст.

Уровень 1. Немузыкальный.
Точно не знаю, кто дал название сериалу из реально существующих людей, но на экране это делает Кира.
"Наша жизнь - всего лишь большая секунда", - говорит она в одном эпизоде.
"Пусть зрители знают, что жизнь - это боль!", - кричит она в другом эпизоде.
Жизнь - это боль... шая секунда. Между про-ошлым и бу-у-удущи-и-и-им.
Не думай о секундах свысока-а-а-а-а.

Что, уже запели? Правильно делаете, сейчас пригодится.

Уровень 2. Музыкальный.
"Секунда" (от лат. secunda - вторая) это название музыкального интервала, когда расстояние между звуками равняется двум ступеням. Обозначается, соответственно, цифрой "2". Бывает большая и малая.

Большая секунда - расстояние в один тон, которое проще всего представить на фортепианной клавиатуре.
Если вы нажмете на любые соседние белые клавиши (при условии, что между ними находится черная) - вы сыграете большую секунду. До-ре, ре-ми, соль-ля и т.д.



Теперь понаблюдаем, как оно используется в заставке каждой серии.

Вот это мы видим на первой секунде заставки. За кадром полная тишина.



Потом мы слышим, что какой-то закадровый Некто нажимает одну клавишу на пианино. Одновременно с этим звуком в кадр падает перевернутая двойка...



... и превращается в букву "л". Появляется порядковый номер серии и ее название.



Цветовая гамма всегда делит кадр на две половины: двойка, секунда, соседние клавиши на клавиатуре. Сверху тоже прилетает двойка-секунда. Миленько, но вроде ничего особо подозрительного.
Кроме того, что нажимают почему-то всего одну клавишу. Что это за аскетизм на ровном месте?

Не буду утомлять вас рассуждениями, сразу пойдем на свет в конце туннеля. Дорогие товарищи, это был секретный уровень специально для упоротых: нужно собрать все 13 заставок вместе, как бусины на нитку.

Собираем.

image You can watch this video on www.livejournal.com



И смотрим, что получилось.

1. Нам показывают 8 заставок с белыми буквами (серии 1-8) и 5 заставок с черными буквами (серии 9-13).
Зашифровано 8 белых и 5 черных клавиш в пределах гаммы от ноты "до" до следующей "до".



2. Звуки в заставках идут по порядку, как по лесенке, от нижнего "до" к верхнему "до" и в обратную сторону.

Если в это не погружаться, можно решить, что звучит обычная гамма до мажор "до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до", и на этом успокоиться. Но если все-таки проверить, что звучит на самом деле, то обнаружится: гамма там не до-мажорная, а какая-то левая.
Точнее, это даже не гамма, а звукоряд, в котором расстояние между любыми соседними звуками - один тон, или большая секунда.

Играю звуки от серии №1 до серии №13.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Если меня сейчас читают люди, знакомые с нотной грамотой хотя бы на уровне музыкальной школы, они уже понимают: этот звукоряд - просто бездна, в него можно играться до конца времен. Хотя бы на уровне альтерации.
А я под занавес покажу еще один финт звукоряда "Большой секунды".

Представьте, что некие А и Б не сидят на трубе, а стоят на клавишах пианино (или на нотных линейках, неважно) и хотят пойти навстречу друг другу.



Один начнет подниматься от ноты "до", второй начнет спускаться со следующей "до"; шагать будут одновременно, по ступеньке за раз.



Если они станут двигаться по ступеням обычной гаммы, то не встретятся никогда - разойдутся буквально в одном шаге друг от друга. Сами проверьте.
Но если они пойдут по тому странному звукоряду, который состоит только из больших секунд, то встретятся ровно на середине пути - ноте "фа диез". Которая образует и с нижним "до", и с верхним "до" интервал величиной в три тона. Тритон.
Когда-то он был запрещен церковью и назывался "Дьявол в музыке". Что неудивительно. Тритон - любимый прием композиторов всех времен и народов для изображения чего-то необычного и необъяснимого.



И кто скажет, что 13 серий в "Большой секунде" это случайное число, пусть первым бросит в меня камень.

-----------------------------------------------------------------------------------------

P.S. Вот тут korieversson тритонами заинтересовалась, поэтому прикрепляю поясняющее видео, в том числе для всех желающих. Как это звучит и где можно найти (спойлер: много где).

Итак. Тритон - музыкальный интервал, при котором расстояние между звуками равняется трем тонам.
Тритон относится к диссонансам, и его основная задача - вывести мелодию (или все остальное) за рамки стандартной гармонии, создать напряженное, яркое, необычное звучание. Поэтому тритонами чаще всего иллюстрируется что-то неординарное и запредельное: волшебство, фантазия, любовь, смерть, гениальность и пр.

Его звуки могут распределяться по-разному.
1) Оба звука находятся в мелодии (самый редкий тритон).
2) Один звук находится в мелодии, а другой в гармонии (самый сильный по убойности эффекта).
3) Оба звука находятся в гармонии (самый распространенный, но почти незаметен на слух, поэтому его примеры я не стану приводить).

Музыка из фильмов и немножко классики. Все тритоны обозначены.

image You can watch this video on www.livejournal.com

Алгеброй гармонию, Синема

Previous post Next post
Up