Давно собирался написать про этот феномен, но каждый раз думалось, что надо завязывать с жанром "раньше было лучше". Однако
возник вопрос, и оказалось, что не все товарищи по палате в курсе, что действительно было лучше. Поэтому в жанре ликбеза можно и выступить.
Явление это обычно передаётся выражениями "Интернет превращается в телевизор" или "Интернет вытягивается в ленту". Смотрите: вначале у нас были дикие джунгли ньюсгрупп, форумов и прочих кучерявых структур, позволяющих общение в стиле "любой пишет, любой читает". Конечно, возникали килфайлы, баны, модерация и всё такое. Но структурно всё было нелинейно: ветвитесь и размножайтесь. Дима Манин придумал "платонову метрику", которая определяла близость или дальность идей. Невероятные социальные фракталы ждали своего Мандельброта.
Затем появились блоги. Вернее, вначале это были веб-логи, с которыми было всё норм, потому что это были просто бортовые журналы. Но затем ту же штуку стали использовать для общения. А в таком раскладе блог - это кастрированный форум.
Плантация нарциссов и
марш одиночек. Писать посты в блоге обычно может только один автор, он же банит комментаторов по своему выбору. Конечно, другие тоже завели блоги. Но читать стало неудобно, поскольку информация стала группироваться вокруг персонажа, а не вокруг тематики.
Появились фиды, то есть соски. Но никто особо не заморачивался с их структуризацией, и главным способом потребления фидов стала общая френд-лента. Это примерно как слить борщ, мороженое, коньяк и квас в одну кастрюлю, а потом всё это пить через одну большую соску.
Ну а где соски, там и сосальные сети. В них разрушение информационной самоорганизации дошло почти до ручки: теперь вы даже не контролируете содержимое своей соски, робот Фейсбука делает это за вас. А вы просто стоите в стойле и сосёте, что дадут.
И это ещё не предел. Дальше появляются "каналы". То есть буквально как в телевизоре. Обратная связь в каналах вообще отключена, их не комментируют - и это не баг, это фича такая "новая".
Однако это всё известные вещи. Более интересно (и не так очевидно) - это то, как вокруг феномена канализации возникают разные мифы, объясняющие нам, что питание смесью из линейной соски есть лучший способ работы с информацией. И тут я расскажу парочку историй.
Первая история - про мифы о прогрессе технологий. Старший сын спросил меня недавно, что такое ICQ. Я ему ответил: "Это как ваши мобильные чаты, только не надо палить свой номер". Кит удивился, но не самому определению, а тому факту, что у меня тоже была "аська", как и у многих моих знакомых. А он встретил "аську" в подписи какого-то анонима на хакерском форуме. И решил, что это такой крутой супер-современный чат для тех, кто не хочет раскрывать свою личность. Я ему объяснил, что раньше это чудо анонимности было доступно любому.
То есть прогресс конечно есть. Но не на том конце соски, который вставлен в рот потребителю. Раньше, чтобы написать пару строк в Интернете, ты просто заходил и писал. Теперь, чтобы сделать то же самое, ты должен сдать паспортные данные, местоположение, историю покупок, историю болезни и так далее. Профилирование и слежка - вот где прогресс. Вы уже сдали образцы своего голоса через Андроид или iPhone? Что, вы никогда не слышали про сбор образцов голоса? Интересно, что же вы тогда читаете в новостях?
И вот это парадоксальная часть, да. Прогресс на том конце сопровождается особым медийным прикрытием, которое не рассказывает о таком прогрессе. Не то чтобы это заговор, всё проще: медиа не может писать плохого про медиа, то есть про себя любимую. Это самоподдерживающаяся религия, которая не рубит собственных сук. И люди в эту религию отлично вовлекаются. "Шпионаж - главный бизнес Телеграма? Да бросьте. Я просто не хочу знать, чем торгует сервис, которым я пользуюсь. Я легко проживу с белым пятном в моей картине мира - раз об этом не принято говорить в нашем обществе".
Вторая история - про мифы о прогрессе людей. Ну типа, юзеры имеют тот сервис, которого заслуживают. В начале пришли необразованные массы, им хватает простой потребительской трубы - но в следующем поколении все будут образованные по части Интернета, тогда и сервисы для них будут делать более правильные.
При таких сказках я вспоминаю, как 13 лет назад стал работать главредом портала Eva.ru. И когда некоторые знакомые про это узнавали, они очень удивлялись - как ты там живёшь в этом хаосе женских форумов, там же сплошные сопли и какашки от чокнутых провинциальных мамашек! На что я отвечал, что никакого хаоса там нет. Когда мне нужно что-то узнать, я захожу в тематический раздел, в нём захожу в нужный форум, в форуме завожу топик с вопросом - но даже тут я не читаю всю ветку в сто ответов. Я смотрю на заголовки, где стоят имена пользователей и их статусы. И я открываю ответы только тех, у кого высокий статус в сообществе. Если двое-трое из них рекомендуют мне один и тот же хороший детсад, это и есть экспертный совет, который мне нужен. Три клика по дереву, пять кликов по листьям. Всё.
И вот проходит 13 лет прогресса. Ребёнок, которому я тогда искал детсад, поступил в продвинутую столичную школу. Там у всех детей очень продвинутые родители, с научно-техническими бэкграундами и современными гаджетами. Вы уже догадались, что они делают? Родительский чатик в WhatsApp. Ежедневная адская лента, где одни родители постоянно спрашивают, что задано, другие постят фотки по гигабайту, третьи агитируют идти в театр, четвёртые вечно недовольны преподавателем по ... (нужное подчеркнуть). И всё это одной трубой льётся в мою мобилу. А у меня, между прочим, трое детей. То есть три адские ленты. И я их, конечно, уже перестал открывать. Но примерно раз в три месяца выясняется, что в одной из этих канализационных труб проплыло Что-То Очень Важное. И некоторые считают, что ради этого уникального события я должен был употреблять все три трубы ежедневно.
Короче, особого прогресса в социуме на тему интернет-коммуникации я пока не наблюдаю. Наблюдается скорее адаптация к тому, "чего дают на халяву". Да, в теории это может быть и продвинутый ветвистый форум, и многоуровневое сообщество со статусами и специализациями. Но бизнес халявного сервиса обычно строится на таких структурах, в которых легче паразитировать - вести слежку или подмешивать рекламный мусор. А это значит, что всё сходится к простым линейным конвейерам, к бесконечным лентам комбикорма.
Что конечно не исключает других бизнес-моделей, позволяющих создавать более интересные социальные структуры с использованием Интернета. Но при этом надо понимать, что такие достижения - вне времени, то есть не связаны с текущими мифами о передовых технологиях. А связаны, скорее, с неким удачным сочетанием мотиваций группы людей, что делает их совместную деятельность заметно выгоднее индивидуальной. Тогда, включив технологии в эту деятельность, они вполне могут получить скачок прогресса. Но любой такой скачок сопровождается столь же мощным всплеском паразитизма на каждом прогрессивном новшестве, так что "завтра" вполне может оказаться примитивнее и мусорнее, чем "вчера" - при тех же машинках.
Кстати, вы в курсе, зачем человеку толстый кишечник длиною целых два метра?