Недавно у меня случился прорыв в Большую Русскую Литературу. По пьяни, конечно. Дело было так: пришёл я на награждение футурологического конкурса "Будущее время", и стал понемногу пить халявное шампанское. И захотелось с кем-нибудь разделить эту радость. Но вокруг - сплошь незнакомые девицы в очках. По счастью, меж девиц узрел я в отблеске разноцветных лучей одного человека, как три капли воды похожего на Льва Толстого. То есть батюшку Владимира Березина увидал. С ним мы и потёрли за литературу, под адский грохот китайских колонок и тонкие французские шутки пробегавшего мимо Кости Мильчина. А спустя пару месяцев Владимир номинировал мой роман "Верёвка" на конкурс "Большая книга".
Сам я, как человек дикой, до той поры мало знал "Большую книгу". То есть слышал конечно в новостях, что вот выбрали опять "лучшие русские книги". Знал ещё, что есть другой конкурс, Нацбест, и дивился, зачем нужно два: выходит же неразбериха и двойные стандарты. А вот кабы объединить Нацбест и Болкнигу, так вышел бы один всеобщий НацБол имени Лимонова... Так фантазировал я у себя на деревне, однако процедурных особенностей этого интеллектуального казино не ведал. Старшие товарищи по палате сразу мне намекнули, что участвовать в сей авантюре - пустая затея. Но я хотел поиграться.
И только теперь, когда опубликован
лонг-лист, я наконец врубился: а ведь это в натуре отличный пример для
курса футурологии, который я начитал в прошлом году в РАНХиГС, и скорее всего, буду снова читать этой осенью. Главная идея, которую я внушал студентам, звучала примерно так: нет на свете гениальных предсказателей и супер-пуперных методов предсказания будущего - но бывают системы, динамика которых дозволяет прогнозирование. Разная динамика - разная прогнозируемость.
Итак, вот вам наглядный кейс, дети. Есть
литературный конкурс, куда ежегодно номинируют сотни различных книг. Учредители конкурса - несколько очень богатых компаний, и даже пара главных российских олигархов лично. Попечители - целая дюжина влиятельных людей, включая посла России в Ватикане. Жюри - куча уважаемых знатоков литературы, с очень разнообразным бэкграундом.
Вопрос: можно ли заранее предсказать финалистов этого конкурса?
Ответ: да как два пальца! Банальная линейная экстраполяция, безо всякого метода Дельфи или суперкомпьютерных моделей из теории игр. Всё это не нужно для понимания простой динамики, которая чётко описана самими организаторами:
«За последние десятилетия довольно мало проектов сохранили ровную премиальную траекторию развития. Но именно «Большая книга» доказала свою устойчивость...". (Дмитрий Бак).
Чтобы увидеть эту ровную и устойчивую траекторию, достаточно просто выписать финалистов прошлых лет. Вот смотрите, 2019 год:
1 место. Редакция Елены Шубиной
2 место. Редакция Елены Шубиной
3 место. Редакция Елены Шубиной
А вот как выглядит 2018 год:
1 место. Не редакция Елены Шубиной
2 место. Редакция Елены Шубиной
3 место. Редакция Елены Шубиной
Если вам кажется, что это слишком маленькая выборка - посмотрите результаты 2016, 2015, 2014, 2013, 2012... Шубинцы будут среди финалистов "Большой книги" всегда, причём как минимум на двух местах из трёх. Что неудивительно, ведь сама Елена Шубина - член жюри. За кого ей голосовать-то, как не за своих дойных коровушек?
Но одна из трёх позиций всё-таки может быть без шубы! - скажет наблюдательный студент. Формально, да. Но фактически, посторонних не будет. Как правило, тройная шуба разбавляется какой-нибудь биографией, изданной в серии ЖЗЛ другого издательства - "Молодая гвардия". Но пишут биографии всё те же верные шубинцы, типа Быкова или Басинского. В этом году очевидный кандидат - верный шубинец Прилепин, он слепил огромный куличик про Есенина. Хотя в длинном листе есть ещё книжки про Зализняка, Бродского и Куваева - но мы же понимаем, что это просто шумовая завеса, которая уже в коротком списке будет зачищена.
Очень подкованный студент на этом месте может спросить про талебовского "чёрного лебедя". Да, бывает. В 2017 году "Большая книга" не накрылась большой волосатой шубой. Загадка? Да нет, просто это было 100-летие Великой Октябрьской революции. В честь этой даты Владимир Ильич Ленин встал ночью из своего хрустального гроба в Мавзолее, пришёл к Елене Шубиной и что-то сказал ей на ухо. И от этого шёпота вздрогнули все деревянные солдаты Елены Шубиной - все эти офисные зулейхи, сочиняющие фальшивые истории про войну, все эти диванные википеды, коверкающие биографии великих людей - все шубы задрожали, в обморок упали, и не смогли занять места в финале. Но ничего нового на тех местах не появилось: просто два ЖЗЛ вместо одного.
И как видно по результатам 2018 и 2019 года, система быстро вернулась к своему аттрактору - к тотальному шубизму. Так что ответ на нашу задачу прост. Невзирая на всё разнообразие русской литературы и её ценителей, финалисты "Большой книги" 2020 очевидны: это Безруков Прилепин, который прилепился к Есенину, плюс ещё парочка селёдок из-под шубы - на двух других местах.
Совершенно непонятно, зачем при такой предсказуемости дурить публику таким долгим "экспертным отбором". И зачем "Альфа-Банк", "Газпром", Федеральное агентство по печати, а также посол России в Ватикане позорят себя участием в этом лохотроне? Я больше всего за нашего ватиканского дипломата беспокоюсь. Человек и так в опасном месте оказался, а тут к нему ещё будут приходить и "зулейхой" его обзывать. Или, чего похуже, "шаганэ".
PS. На всякий случай: ничего не имею против Есенина. Но если вам хочется почитать о его жизни, то лучше всего - "Роман без вранья" Анатолия Мариенгофа. Эта книга написана поэтом-имажинистом и близким другом Есенина, то есть человеком, который не только был очевидцем той жизни, но и умел писать - ярко, образно и лаконично. Ему хватило 200 страниц, чтобы нарисовать живой и честный портрет. Прилепину не хватило даже тысячи страниц. Наверное, потому что Интернет слишком большой, много можно накопипастить. Ну или просто для некоторых очень важен размер.
Click to view