Вчера выбрался на потрясающий концерт потрясающей саамской исполнительницы Мари Бойне..
Узнал о данном мероприятии совершенно случайно, шерстя в пятницу по сайту афиши в поисках, а куда бы сходить, чтобы поддержать культурный уровень…
А между тем, пока мы тут с вами сидим в своих компоящиках, в культурном пространстве происходят события по истине грандиозные! А именно, в Москве открылся центра культуры коренных народов. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (далее АКМНСС и ДВ РФ), норвежские саамские организации, Центр народов Севера и фестиваль «Ридду Ридду» совместно создали центр, направленный на содействие сотрудничеству между коренными народами на Севере путем объединения их ресурсов и уникальных сетей.
И вот вчера состоялся концерт Мари Бойне, женщины, которую вездесущий Артемий Троицкий (выступавший здесь в роли конферансье) с присущей ему легкостью на язык наименовал «женщиной - учреждением культуры» для Норвегии…
Тут товарищ Троицкий не преминул прибегнуть к своему любимому развлечению - по поводу и без повода опускать отечественную попсу, проехался по нашим «акультурным пластам» по фамилиям Пугачева, Бабкина и Кадышева, и еще более непотребным Биланам, Воробьевым и т.д. Казалось бы, ну как можно вообще сравнивать фолк творчество и попсу, и зачем… а оказывается - это такой тонкий намек на превосходство собравшейся здесь публики, которая де- на Биланов не ходит, и правильно делает… Еще Артемий напомнил, что Норвегия, хоть страна и небольшая, но талантами полнится. Пусть в мировом масштабе немногие снискали славу (фамилии и названия мне, честно говоря, ни о чем не сказали), но если приглядеться, все они представляют весьма значительную музыкальную ценность… Ну и от себя добавлю, что уж саамские песнопения - это отдельная тема, которая по определению не может быть масс-культурой, ибо это творчество малых народов, которое само по себе довольно камерное по духу, и в принципе рассчитано либо на себе подобных, либо на людей, которые в чем-то все-таки неординарны, если им близко то, что по идее совсем от них и к ним не близко.
В общем, концерт был на славу. Состоял из двух отделений. В первом по очереди выступили три коллектива. Точнее, первой выступила девушка из Алтая, которая своим горловым пением просто шокировала, как мне кажется, даже самого искушенного ценителя фолка… Каждое из трех исполненных ею произведений начиналось с пролога, когда прониукновенным низким полу-шепотом девушка делала небольшое вступление… Далее шло звукоизвлечение, от которого по коже пробегали мурашки.
Во второй композиции с фантастической близостью к оригинальному звучанию была изображена картина стремительного мчания коня с всадником по монгольской степи. Затем пение птиц в лесу, и наконец, песнь одинокого лебедя. Просто невооброзимо!
Вторым выступил представитель народностей полуострова Таймыр. Ну а замвершила первое отделение певица Намгар из Бурятии, чей музыкадьный коллектив уже снискал, судя по всему мировую славу, и напобеждал множество призов на различных конкурсах! Да уж, девушка воистину настоящая батарейка, и её голосовой диапазон и мощь привели в восторг весь зал!
Ну и второе отделение… Блистала Мари Бойне. Для меня её творчество, равно как и в принципе творчество, связанное с горловым пением, пением в стиле «сиб-фолк», стали полнейшим открытием. До начала концерта я даже ни разу не слышал ни одной из её песен. И такое предвкушение чего-то нового , какого-то культурного открытия, которое я переживал, сопровождалось даже некоторым волнением… которое также было обусловлено предстоящей встречей с моим попутчиком… И оно, это предвкушение, было оправдано на 1000 процентов. Такого культурного шока мне не приходилось испытывать давненько… ну если не считать поездку в Китай, которая была сплошным недельным культурным шоком, однако удельный вес последней все-таки будет меньше из расчета количества впечатлений в минуту J
Мари Бойне - кавалер королевского ордена Святого Улава первой степени, Премии Андерса Яре, обладательница норвежской премии «Грэмми».
Её голос - это настоящий музыкальный инструмент, подобный по своей бесценности скрипке Страдивари, а по разнообразию возможностей - органу в Большом зале московской Консерватории имени П.И. Чайковского. В неш цифровой век ознакомиться с творчеством любого исполнителя можно, что называется, в два клика. Но что ни говори, а живое звуковое и визуальное восприятие сравнить с прослушиванием из железного ящика невозможно и невозможно… и просто не-воз-можно. Конечно, посещение концерта - это событие из ряда вон, происходящее со мной весьма редко, но по силе воздействия данное событие оказалось грандиозным. Длинные композиции, исполняемые с нарастающей мощью и усиливающимся звуковым окружением, углубляющимся звуковым поглощением Мари и её 5 музыкантов, приводило под конец в состояние, близкое к гипнотическому. Я почувствовал, как сливаюсь с этим звуковым потоком, как он проникает в каждую мою клеточку. Это, наверное, похоже на сигаретный дым, заполнение которым всего объема легких чувствует курящий человек… Люди, которые действительно неравнодушны к музыке, наверное, способны испытывать подобное чувство чаще, но мне вполне достаточно этих волшебных и незабываемых трех часов вчера вечером , и мне этого впечатления хватит, думаю, надолго!
Всего Мари исполнила около 5 композиций, каждая из которых длилаь минут по 10, если не больше,… во всяком случае так мне показалось. Часто ей вокально аккомпонировали и музыканты, а одна из песен, исполненных дуэтом с трубачом, была настолько сильной, что до сих пор её переливы звучат в голове! Пару раз Мари даже пускалась в пляс, чем приводила публику в восторг, снимала свои уги, и представала настоящей босоногой северной девчонкой, а в песне «Eagle brother» буквально перевоплощалась в вольную горную птицу… А после окончания основной части вторго отделения концерта зрители долго и бурно аплодировали, да так страстно и благодарно, что буквально «вытянули» весь коллектив обратно на сцену, и они исполнили на бис три композиции… Казалось под конец, Мари столько энергии вкладывала в каждую песню, что еще немного - и она просто упадет бес сил. Но, видимо, она получала свою долю энергии и от музыки, которая впитала в себя культуру моей любимой страны троллей, фьордов и сёмги, и от зрителей, и от своего закаленного северного организма. За что ей огромное спасибо - за северную норвежскую энергетику, которую она подарила москвичам в последний день весны!
J