Доброго времени суток всем. Постарался не задержаться с четвертой частью моей прогулки по подъездным путям станции Ржевки.
Прошлый пост я завершил у здания заводоуправления завода Краснознаменец, после чего я вернулся к стрелке с фотографии номер 40 из прошлого поста. Пошагали!
1. Сразу после стрелки в траве показалась еще одна стрелка, но уже по ходу моего движения.
2. Пересечение путями Травяной улицы. Улица очень коротенькая, слева начинается у Челябинской, а сразу у переезда заканчивается. Ведет она к грузовому подъезду бетонного завода, он за моей спиной и к очистным сооружениям завода Краснознаменец.
3. Ворота очистных сооружений.
4. После переезда от левого пути отходит еще один, в траве можно разглядеть стрелку. Вдоль пути тянутся различные огороженные территории завода, частично они заброшены.
5. В этом месте параллельно идет сразу три пути. На всех сохранились рельсы, что удивительно.
6. Крайний левый путь через ворота попадает на очередную огороженную территорию.
7. За забором стоят старые вагона, которые уже превратили в сараи.
8. Средний путь проходит возле старого здания с непонятным функционалом и пандусом для разгрузки вагонов.
9. Сразу после здания второй путь обрывается и дальше я вышел к еще одной стоянке для сотрудников завода. На заднем плане административный корпус со второй проходной. Прямо перед ним проходит Челябинская улица.
10. Рельсы местами опять начали пропадать.
11. В этом месте железная дорога проложена по высокой насыпи. В основании которой у местных жителей устроены погреба. Спускаться через кусты вниз я не стал, поэтому фотографий их у меня нет. Практически все уже заброшены.
12. Еще один отрезок с украденными рельсами. На этом кадре еще лучше видна насыпь.
13. По правую руку открывается хороший вид на болото с мертвыми деревьями. Это разлив Горелого ручья, появился он после того, как далее русло заключили в трубу под промбазой. Мне кажется это идеальное место для жизни водяного, если бы он существовал. На другом берегу территория полигона.
14. Вышел я опять к Челябинской улице. Серый забор завода имеет периметр под напряжением, все серьезно тут!
15. Под грунтом дороги рельсы и не разглядеть.
16. Знак предупреждает водителей, что впереди переезд. Все знаки недавно обновили. Увидели рельсы в траве?
17. Люблю ездить по этой улице, с одной стороны забор с выглядывающими остатками промышленной мощи, и не скажешь, что там действующий оборонный завод, больше похоже на парк, а с другой заброшенная железная дорога.
18. Я дошел до переезда. Шлагбаумы ручные, никакой сигнализации нет, но сохранились полосатые столбики.
19. От основного пути отходит ус в обратную сторону и пересекая улицу скрывается за автоматическими железными воротами. Изначально я подумал, что это продолжение того пути, который я показал ранее, но изучив карты и спутниковые снимки, я пришел к выводу, что они на территории не соединяются.
20. Железная дорога проложена по кромке улицы, интересно было бы увидеть, как тут раньше ездили составы. По некоторым данным последний раз поезд тут проходил в 2008-2010-х годах.
21. Еще одна стрелка в траве. На этот раз ус отходит по ходу движение в левую сторону. Механизмов стрелок уже и не сохранилось.
22. Ус пересекал улицу и по традиции прятался за воротами. Обустройство переезда такое же как и пару сотен метров назад. Этот подъездной путь ведет к огромному складу, что виден за забором. На момент прогулки он был полностью заброшен, на 2022 год его отремонтировали.
23. После переезда железка еще ближе стала к краю дороги. Можно подумать, что там торчит поребрик, но это оказываются рельсы.
24. Справа какой-то время действовала несанкционированная свалка, все прекратилось, когда въезд перекрыли бетонными блоками. За забором завода виден один из корпусов в свежем фасаде.
25. Весь путь уложен на бетонные шпалы, значит когда-то на него возлагали большие надежды. А забор все тянется дальше... Вот бы попасть на территорию полазить там.
26. Очередная промка справа, уже не относящаяся к заводу. В кадр попала старая опора ЛЭП, все еще выполняет свою функцию.
27. Еще один знак информирующий о будущем переезде. Кто сосчитал какой по счету? Четвертый! Справа в траве можно увидеть стрелку.
28. Еще один ус отходит от основного пути.
29. Ус этот пересекает улицу и скрывается в подстриженной лужайке перед забором завода. Вся лужайка огорожена столбиками с колючей проволокой и табличками, что это запретная территория.
30. Железнодорожные ворота, через них когда-то составы заезжали на завод. Мы уже в самом дальней части завода, там за деревьями расположена котельная и несколько цехов.
31. Основной путь немного отдаляется от Челябинской улицы и теперь проходит через дачные участки садоводства Нахаловка. В этом месте шпалы уложены деревянные.
32. Под очередной несанкционированной свалкой скрываются сразу две стрелки. От основного пути отходило еще по одному в каждую сторону. Крайний правый располагался на месте дороги, что видна в кадре и дальше вел на нынешнюю промышленную зону, где расположена база строительной техники и различные производства, и склады, где также имелось путевой развитие, ранее это наверно была какая-нибудь военная часть. От этого пути ничего не осталось.
33. Два же других пути пока еще сохраняются.
34. Складывается ощущение, что я пробираюсь через лес, но это не так, вокруг расположены дачные участки, очень даже обжитые.
35. Средство передвижения современного дачника выглядит примерно так. Этот отрезок полотна не оброс деревьями, интересно почему?
36. Путь вел на туже самую промышленную площадку, что и правый. За забором склад различного ненужного строительного, и не только, барахла. Среди барахла затесался и автокран. После ворот путь сохранился, но весь засыпан различным мусором.
37. Этот кран на базе Краз 250 с решетчатой стрелой можно ставить в музей, если отреставрировать. Думаю таких остались единицы. Давно ли его забросили, если учесть, что номер уже нового образца.
38. Через приусадебные участки и кусты я пробрался на крайний левый путь. Здесь его даже не видно, но он там и даже рельсы сохранились.
39. Прямо в центре поселка у кого-то сдали нервы и дорогу и подъезды к домам залили бетоном. Возможно весной дорогу или участки затапливало и решили таким образом избавится от проблемы. Отрадно, что при этом сохранили рельсы.
40. Очаровательная аллея из березок выросла между рельс. Если бы у меня возле дачи был такой арт-объект, я бы обязательно разместил уютную скамеечку с видом на него и провожал бы каждый день, вечерами любуясь этой красотой.
41. Красиво, отличная получается прогулка.
42. Вид в сторону города, а там за дачными домиками видна очередная опухоль города, новый район высоток, что построили на месте совхозных полей. Десятки 25 этажных домов с одной подъездной дорогой. Классика! А вообще я фотографировал самый высокий скворечник в поселке!
43. В конце поселка на путях опять начали складировать грунт и мусор. Вид в сторону станции. За моей спиной глухой забор, под которым прячутся рельсы. Дальше не пройти, иду в обход через Челябинскую улицу, попробую найти продолжение железной дороги там.
44. Пройдя в обход, по Челябинской улице я вышел к КПП закрытой территории, у ворот охрана в форме, камеры. Я подошел к ним и спросил: "Есть ли на территории остатки железки", они мне указали на обрывающиеся рельсы у ворот. Дальше железка не сохранилась. На вопрос можно ли сфотографировать, прозвучал ответ, что это закрытая военная территория и шел бы я отсюда. Что я и сделал. У КПП я запечатлел такие интересные строения, для чего они?
45. Здесь тоже периметр огорожен и под напряжением. Там за забором вроде склады министерства обороны.
46. Но раньше железная дорога не заканчивалась у действующий военных складов, а тянулась намного дальше и я решил изучить что от нее осталось еще. После складов путь уходил за забор еще одной бывшей воинской части №71403. Само собой рядом с главным военным полигоном страны было множество частей, которые его обслуживали. Эта часть занималась хранением боеприпасов, причем скорее всего не своих, а они охраняли склады завода Краснознаменец, что располагались на её территории. Часть уже лет 10 как расформировали, но ворота на въезд всегда закрыты были и охрана стояла на КПП. В день основной прогулки так и было, но как-то я ехал мимо и увидел, что ворота открыты и никого, ну я не долго думая поехал изучать новую локацию!
47. Куда же без георгиевской ленточки! Чтим и помним!
48. От железки тут сохранилась только просека. Рельсы сняты, шпалы тоже.
49. Но не везде, местами еще остались шпалы. Часть имела огромную территорию, почти 400 гектаров! Через всю площадь проходила железная дорога и еще имела путевое развитие. Здесь было локомотивное депо со своим подвижным составом и даже свой пожарный поезд. Одно из ответвлений подходило к котельной, и там до последнего момента сохранялись рельсы, но котельную снесли буквально за пару месяцев до моего приезда сюда и окончательно все разобрали.
50. Только такие артефакты и сохранились. После того, как часть расформировали, её передали области и, конечно же, тут планируется жилая застройка! Очередной город спутник без производств и социальной инфраструктуры. А пока сюда грузовиками свозят мусор и грунт с городских строек, последнее время в очень больших количествах. Потом построят дома на этих грунтах и все будут счастливы!
51. Здесь видать была насыпь железной дороги и её срыли, остались только шпалы. В этот момент на меня вышли двое мужчин в форме охраны и спросили, что тут делаю и как попал сюда, честно ответив, что ищу остатки от железки, они улыбнулись и пожелали мне хорошего дня и пошли патрулировать дальше. Чего они тут охраняют?
52. Как я уже сказал, часть имела огромную территорию, все из-за того, что она обслуживала склады со взрывчатыми веществами, которые должны располагаться на большом удалении друг от друга, поэтому через всю территорию я не пойду, а покажу хозяйственно-жилой сектор, точнее то, что от него еще осталось, а потом перенесемся обратно в лето и покажу часть с обратной стороны. После расформирования в жилых домах еще оставались люди. Обычно министерству обороны наплевать на все, что после них остается. Как на документы, строения, памятники, природу, исторические ценности, так и на людей. Бывшая столовая с уже выбитыми окнами.
53. Единственный капитальный жилой дом, в нем и продолжали жить люди на момент прогулки, хотя вокруг полная разруха и помойка.
54. Дом с видом на заброшенную беседку и мемориал труженикам военных складов, которые обеспечивали боеприпасами армию в 1941-1945 годах. Склады эти были построены еще до революции. Во время второй мировой назывались окружные склады номер 70. Сейчас от этих строений ничего не осталось, все снесли после ухода отсюда военных. Надеюсь, когда тут будут городить человейники, хоть памятник сохранят. Интересный нюанс, над головами работников складов, на монументе, изображен паровоз с вагонами, эти железные трудяги тоже ковали победу!
55. Остальные строения в городке выглядят как-то так...
56. И на улице снова лето! Я примерно в 4 километрах от КПП, уже фактически в поселке Медвежий Стан. Основной путь после котельной расходился на два и пересекал всю территорию складов. Вдоль путей размещалось два ряда дореволюционных складских строений обнесенных насыпью, после которых путь опять сходился в один. В кадре место где когда-то проходила железная дорога, вид в сторону станции. Дальше в глубь я не пошел, там все снесено, смотреть нечего.
57. Для полного понимания я размещу фрагмент немецкой аэрофотосъемки этого объекта в 1939 году. Строения справа внизу это нынешний жилой городок, как видно на съемки, раньше там тоже были склады и потом железная дорога двумя параллельными усами уходит наверх, вдоль них располагаются склады. Фотография сверху сделана примерно в том месте, где два пути сходятся в один. Вдоль железки красиво, словно змея, извивается река Охта.
58. Самый крайний участок воинской части, здесь все открыто, заборов нет. Просека от бывшей железной дороги завалена по традиции мусором. Надеюсь после принятия новой конституции его оттуда вывезли. В 19 веке тут проходила та самая дорога в Медвежий Стан, которая потом стала называться Челябинской, а сейчас здесь планируется строительство обхода города Мурино. Скоро все эти деревья пойдут под спил и помчаться здесь автомобили!
59. А пока среди мусора еще можно найти сгнившие шпалы.
60. Я вышел на улицу Лесную, её видно слева. Здесь расположился промышленный уголок поселка Медвежий Стан. По обе стороны от улицы находятся различные склады и предприятия. Самое крупное из которых НИИ Поиск, очистные сооружения которого начинаются за воротами справа. Железная дорога когда-то проходила сразу за бетонным забором.
61. Идя вдоль забора НИИ, я нашел в нем дырку и на месте бывшей железной дороги увидел такую просеку. Справа, за кадром, забор и улица Лесная. Расскажу немного про сам поселок. Появился он на картах еще в 17 веке, а в 19 веке после строительства неподалеку пороховых погребов Охтинского завода поселок начал разрастаться. Здесь разместили военных для охраны и обслуживания складов. В конце 19 века произошел самый большой скачек в развитии поселка, были построены каменные казармы, административные здания и водонапорная башня. В 20 веке в поселке размещались различные военные подразделения, от пограничников до связистов и до начала 90-х он был закрытой территорией. Сейчас это район города Мурино и, как и всё вокруг, активно застраивается. В исторической части района сохранилась водонапорная башня, а вместо военных в центре района размещена база МЧС и университет МВД. Встает еще вопрос с названием, но скорее всего оно произошло от ремесла местных жителей, которые на берегах Охты отлавливали медведей и держали их для царской охоты.
62. У перекрестка с проездом Центральным, который ведет к главному зданию НИИ Поиск, я нашел одинокую шпалу в земле. НИИ Поиск тоже интересное предприятие, которое берет свое начало в 1869 году, тогда в городе была создана мастерская Санкт-Петербургской военной лаборатории. Занималась мастерская производством взрывателей для гранат и различных снарядов. За почти полтора века своего существования завод открывал новые площадки, передавался из одного ведомства в другое и часто менял название. Его объединяли с другими предприятиями и выводили как отдельное подразделение. История очень обширная у него и сложная, но после войны в рамках очередного отделения на месте бывших пороховых складов появился НИИ Поиск, который занимался разработкой и производством взрывателей для армии союза, а также было и промышленное направление деятельности в виде производства приборов и систем управления. После 90-х годов предприятие было практически закрыто, корпуса заброшены... Тогда же оно и перестало использовать железную дорогу, по которой подвозилось топливо к котельной и материалы на слады. В современной России НИИ Поиск входит в холдинг Ростех и занимается испытаниями всевозможных приборов и материалов, так написано на сайте. Хотя внешне все выглядит заброшенно...
63. Но железная дорога не заканчивалась котельной научного института, а продолжалась еще дальше! Промышленная часть района упирается в кладбище с названием Новое Муринское, открыто было в 1997 году. В кадре место, где проходили пути, за моей спиной главный въезд на кладбище. У входа грядкой стоят трактора, штук 7 где-то, а возле них работники этого заведения. Смотрят они с настороженностью на меня, поэтому фотографировать их не стал, а спокойно пошел дальше по направлению железки через свежие могилы. Хотел еще вам поведать про одну железную дорогу в этом районе области и тесно связанную с сегодняшним рассказом. В самом начале 20 века на картах появилась еще одна интересная железная дорога. Начиналась она практически у штаба Ржевского полигона, на карте 1940 года из первого поста даже видно её начало, кусочек линии уходящая вверх. Железная дорога эта была узкоколейная и тянулась на десятки километров в глубину полигона до поселка Пурново, который со временем стал частью полигона и там разместили испытательный центр. Возможно именно эта узкоколейка запечатлена на кадре №20. После войны она еще эксплуатировалась, т.к. в сети есть свидетельства людей, которые её изучали и находили немецкие вагоны, которые логично попали сюда по репарации. Заброшена была примерно в 60-70 года прошлого века, в 90-х уже большая часть была разобрана, хотя некоторые куски полотна сохранялись до 21 века. Сейчас от нее сохранилась только насыпь, да несколько деревянных развалившихся мостов, а жаль, было бы интересно её изучить.
64. Пройдя через кладбище, я ушел в густой лес, в нем я хотел найти остатки нашего подъездного пути, а пока я смог найти только просеку на месте бывшего полотна. Расскажу историю из своего детства, когда я смог лично увидеть остатки той самой узкоколейки. В начале 90-х годов мой отец жил в Девяткино, это поселок, что граничит с Медвежим Станом, тогда в нём началось массовое строительство. Мы часто выходили гулять с собакой в ближайший лес, который являлся уже частью полигона и пару раз уходили очень глубоко в глушь. Однажды, гуляя по какой-то тропинке, я заметил, что собака пытается что-то взять в зубы, подойдя ближе, увидел, это оказался кусок узкоколейного рельса. Тогда мне отец рассказал, что когда-то здесь была железка и мы пошли её искать, уже карапузом меня манила эта тема! В итоге я помню, что мы нашли участок со шпалами и еще несколько обрезков рельс. Эх, перенестись бы сейчас в то время...
65. Я уже решил, что зря шарюсь по лесу, но тут увидел это! Покрытые мхом рельсы среди молодых елей. Был я очень рад! Тем более, что на рельсах видны следы резки, значит и досюда добрались потные ручонки металлопилов и скоро этот элемент железнодорожного прошлого уйдет в историю.
66. Нашел на рельсах клеймо ОПЗ. Расшифровывается как Общество Путиловских Заводов. Это бывший завод имени Кирова, промышленный гигант Петербурга, с датой основания 1801 год. Дата производства на рельсах 1857!! Им полтора века! Это самый старый рельс, что я встречал. Их бы в музей какой-нибудь, а не пилить на чермет ради сотни рублей. Ненавижу всё то, что вокруг нас происходит...
67. Безумная красота иногда может быть скрыта в дали от общественных троп...
68. Кусочек полотна сохранился небольшой, буквально сто метров. Вскоре на моём пути встал знак, запрещающий проход дальше.
69. Впереди железная дорога через ворота уходит на еще один склад завода Краснознаменец. Периметр под напряжением и весь в запрещающих табличках, после забора расчищенная лесополоса для патрулирования. Там дальше самые дальние склады завода, которые изначально были построены для порохового завода. Отрадно, что еще функционирует. На этом четвертая часть моего похода завершена, увидимся на следующем подъездном пути.
До встречи!
Дата прогулки: 06.2018 и 11.2018