Приветствую читателя!
Так получилось, что в начале июля прошлого года по работе меня занесло в замечательную страну Финляндию, а именно в город Пори. Город этот небольшой, но очень уютный, приятный, со своей историей, архитектурой и подъездными путями, про которые я сегодня поведаю.
Вкратце расскажу про сам город. Основан он был в 1558 году. Пори находится на северо-западе Финляндии почти на самом берегу Балтийского моря, хотя основан был как порт, но с годами балтийское море обмелело и город отодвинулся от воды. Судьба у города сложная, горел он 9 раз!!! Сейчас это 10 по величине город в Финляндии с населением почти 85 тысяч жителей. Так как изначально возводился как порт, то в нем много промышленных предприятий. Основные направление это деревообработка, металлургия и машиностроение. На заглавной фото главный собор города 1863 года постройки. Имеет высоту 72 метра. В сквере перед ним воинское захоронение.
Гулять по городу очень приятно, впрочем, как и по любому другому городу Финляндии. Для меня эта страна, в которую мне всегда хочется возвращаться, где я себя чувствую в полной безопасности, где знаешь, чего ожидать от соседней машины по потоку, где люди уверены в завтрашнем дне и могут спокойно заниматься своими увлечениями и хобби. В общем, думаю, вы поняли, что я влюблен в Финку!
Через Пори протекает река Кокемяенйоки ( язык сломаешь). Слева центральная набережная. Возле домов стоят Поршики и Феррари. У скромных деревянных пирсов лодки и небольшие яхты. На набережной разместились уютные кафе. Можно ли где-то в России такое представить, в городе с населением всего-то 80 тысяч? Лес за фонтаном -это центральный парк.
По другую сторону реки уже более промышленная застройка. Это бывший цех одного из предприятий. Здание переквалифицировали под современные нужды, сейчас тут университет, офисы, финтнес-центр и магазины. Здание в идеальном состоянии. Мне ,как любителю такой архитектуры, да и истории в целом, очень радостно, что эту красоту не снесли ради какого-то нелепого современного здания, а оставили для потомков в том виде, в котором его и задумал архитектор.
Штамп завода Krupp на балках моста. Мост весь клепанный.
Через дорогу от бывшего цеха начинается основная часть промышленного района. На фотографии фасады цехов завода Sampo-Rosenlew. Как сказали бы у нас, это одно из градообразующих предприятий. Дата основания завода 1853 год. Уже более 150 лет тут выпускают комбайны, трактора и другую специализированную технику. Территория завода огорожена невысоким забором, из-за которого видно как в цехах собирают железных монстров. Вот почему в маленьком городе, вдалеке от столицы, уже 150 лет могут собирать трактора, а у нас даже в больших городах все закрывается... Зацените фасады цехов! Промышленная готика!
Вот мы прошлись по центру, по промышленной окраине и пришли домой. В этом доме в частном секторе я и буду проживать ближайшие три дня. Тут хочется остаться навсегда. Тихо, спокойно, каждый занят своими делами и хлопотами. Забора перед домом нет, стоят миленькие качели. Тут ты, приходя домой, отдыхаешь. В каждом доме обязательно есть сауна и двор с барбекю.
Детский домик у соседа. На переднем плане заборчик перед участком, чисто декоративный. Тут очень свободно на улицах, нет ,так любимых нами, заборов. Максимум живая изгородь.
Улица, на которой я проживаю. Уютно, не правда ли?
А это уже многоквартирные дома, если их так можно назвать. У каждого своя открытая терраса, со столиками, шезлонгами и тд. Никто не боится, что это украдут, никто не прячется за забором. Прям другой мир, а ехать от Питера всего около 600 км. Хотя это до Пори столько, такие же дома можно найти и прямо у границы.
Ладно, хватит Варламовщины! Подъезжая к месту обитания, я заметил ЖД переезд, на вид вполне сносный и не заброшенный. Есть световая сигнализация, шлагбаумы, знаки, но сразу обратил внимание, что сама железка заросла, а это значит, что нас ожидает интересная прогулка. И вечером я пошел на разведку. Вот этот переезд. Налево станция, а направо мы пойдем.
Вид в сторону станции Ruosniemi. Моя ошибка, что перед прогулкой я не успел поизучать это место в интернете, поэтому в сторону станции я не пошел, думал, что идти очень далеко, а на самом деле она в метрах 800 за поворотом. В городе всего две станции, эта и Пори Главная.
В кустах спрятались вот такие мини светофоры и включатели сигнализации на переезде.
Еще один вид в сторону станции. Справа спрятался светофор. Шпалы деревянные и совершенно сухие... Наката нет совсем.
Разворачиваемся и погружаемся в заросли. Скорее всего, возле переезда проводили какие-то ремонтные работы, поэтому там нет такой густой растительности.
Местами тропинка уходит с путей и приходится идти рядом. Заросло все очень капитально.
В кустах спрятался километровый столбик. Скорее всего, это расстояние от Хельсинки.
Пересекаем ручей через мост.
Железка как бы огибает частный сектор, она идет параллельно автодороге вдоль реки. На заднем плане шоссе и велодорожка. Что примечательно, велодорожки тут везде! По ним удобно перемещаться, обустроены пересечения с большими дорогами, пешеходные переходы. Множество людей по городу передвигаются на велосипеде. А почему бы и нет? Это полезно для здоровья, это экономично, это просто удобно. Нам до такого далеко...
Лесок на путях вырос уже капитальный, интересно сколько лет тут не слышался стук колес?
Через несколько сотен метров заросли расступились, и я вышел на каменную насыпь. Тут видно, что пути ремонтировались.
Странное место... Видно, что тут проводились ремонтные работы, но при этом шпалы деревянные и не очень свежие...
Каменный участок закончился и появились опять березки.
Красивое место. Конечно, это было для меня прям подарком судьбы, что в эту поездку, рядом с местом проживания оказалась заброшенная железка.
Всегда во время своих походов я изучаю сами рельсы, интересно найти клеймо какого-нибудь завода или хотя бы год выпуска. Тут ,на сравнительно небольшом участке, я нашел рельсы совершенно разных производителей, скорее всего железную дорогу собирали из того, что было под рукой. На фото ниже рельс из города Workington Англия с одноименного завода. Это был один из первых в мире металлургических заводов. Рельсы этого завода можно найти во всех уголках планеты, не просто так лозунг у него был "Держим мир вместе". Завод был закрыт в 2006 году.
Такую марку рельс я не нашел. Но год виден точно 1929.
Rudange город во Франции. Скорее всего, этот рельс от туда. Штамп 1931 года. Видно, что наката нет совершенно, все ржавое.
За поворотом показался переезд. Тут мы пересекаем ту самую дорогу, которая шла параллельно нам. Ближе к нам это велодорожка.
Переезд со стороны.
На самом переезде уложен рельс с желобом. Обратите внимание на стыковку, похожую я встречал в Калининградской области еще на немецких железках.
Далее опять пробираемся через минилес. Еще заметил, что нигде нет мусора. Рядом жилой массив, много молодежи я повстречал во время прогулки и как бы все намекает на то, что на моем пути должно быть множество артефактов жизни городского человека, но нет...
Солнышко светит, птички поют, рельсы убегают все дальше и как бы приглашают пройти еще и узнать, наконец-то, куда же приведет нас этот путь.
Обернемся. От туда мы сейчас пришли. Слева заасфальтированный подъезд к нескольким жилым домам.
На том берегу реки виден шпиль собора, который мы наблюдали ранее. Если присмотреться, то сразу возле реки можно разглядеть насыпь, которая далее примыкает к железной дороге.
Вот она. Вид в обратную сторону. Скорее всего, тут хотели проложить еще один путь. Идти он должен был вдоль реки почти до того места, где мы пересекали ручей, но что-то пошло не так и от этой идеи отказались, остановились только на насыпи. Никаких следов железной дороги я не обнаружил.
Промзона так же расположилась и на другом берегу, там находится деревообрабатывающий комбинат, городская ТЭЦ и другие производства. Туда тоже подходят железнодорожные пути.
С насыпи второго пути хорошо видно, как он в повороте должен был примыкать к основному. В центре кадра очередной километровый столбик.
От сюда до Хельсинки 333 километра. Если бы тут хоть изредка ходил поезд, то вот этот дом с небольшой террасой в сторону путей был бы моей мечтой! Хотя и это и так мечта!
Он же ближе. Не хватает забора только из профлиста...
Обернемся и продолжим прогулку.
Железная дорога уходит все правее. Слева появился забор, скоро мы узнаем, что за ним.
Вот такие знаки стоят вдоль полотна. Кто знает, что они означают? Для информации, в этом месте раньше была стрелка, еще один путь уходил левее.
Вид в обратную сторону. Тут когда-то была стрелка.
Широкая шпала, все что осталось от стрелки.
Слева в зарослях видны ворота, через них ныне разобранный путь проникал за забор. А нас прямо ожидает совсем глухой лес.
Но пока заглянем за забор, что же там. А там старинное здание из красного кирпича. Внешне заброшено, но очень хорошо сохраненное, а вокруг пустырь.
Подойдя вплотную к воротам, я нашел остатки второго пути. Вот он выглядывает из зарослей. Рельсы сняли только метров 50 после стрелки.
За воротами путь уходит в глубину закрытой территории и в центре лужайки заканчивается тупиком. Есть предположение, что раньше железка уходила на территорию тракторного завода, но потом от ее использования отказались и оставили этот аппендикс. Цветные корпуса завода видны на заднем плане.
Рядом с кирпичным зданием стоить вот такой сарай. Фасад весь состоит из маленьких окошек, так же из стекла состоит кукушка на кровле. Видно, что строение очень старое, но хорошо сохранилось и даже не все окна выбиты.
Еще раз обернемся и погружаемся в густые заросли.
В зарослях я опять увидел пульт с кнопками, наверно впереди переезд. Да, точно. Сейчас на него выйдем. У нас такими пользуются пешеходы, а тут машинисты.
Вот и переезд. Тут железка пересекает улицу Konepajanranta. Как и везде, присутствует велодорожка.
Перейдем дорогу и обернемся. За забором стоит типовой домик смотрителя переезда. Они во всех странах одинаковые. А вот за ним виден сарай, который мы рассматривали ранее. Он очень длинный, если бы к фасаду подходили рельсы, я бы принял его за депо.
Вот это здание во всей красе. Чем-то напоминает депо на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга.
Переезд ухоженный, аккуратный, знаки и таблички, все на месте. Справа из кустов мы пришли.
С этого ракурса кажется, что рельсы за переездом обрываются.
С обратной стороны так же стоит пульт управления переездом, но он не попал в кадр и минисветофор. Синяя стена, это современный цех какого -то предприятия.
Светофор с обратной стороны.
Прощальный взгляд на переезд и идем дальше.
Выходим на открытую местность. Слева начались уже старые кирпичные заводские корпуса. Похоже, их и обслуживал этот подъездной путь.
Пошла движуха, впереди видно путевое развитие. Слева в кустах очередной знак с цифрой и буква Е.
Ручная стрелка спряталась в траве.
Деревья которые растут впереди, намекают на то, что или тут конец железной дороги или мы опять уйдем скоро в заросли.
Люблю гулять в лучах закатного солнца, они придают особенный уют и атмосферу.
Вид назад. Виден знак у стрелки и буква Е.
А вот и ответ на вопрос, что это за производство. Мы подошли к заводу Electrolux. Это Шведская компания по производству бытовой техники. Основана была 1919 году при слиянии двух фирм Elektromekaniska AB с компанией AB Lux. Благодоря именно Electrolux в наш быт вошли пылесосы и холодильники. Сейчас мы гуляем возле одно из множества заводов этой огромной компании. Если присмотреться, то на фото за забором можно разглядеть рельсы, которые уходят за белые ворота этого огромного кирпичного цеха завода.
Плохо, что в интернете нет никакой информации про эту железнодорожную ветку, хотелось бы узнать больше про ее историю.
Еще через пару десятков метров, второй путь обратно примыкает к главному.
Получилась такая мини станция.
Слева в кустах спрятались ворота, через них пути заходят на территорию завода, проходят вдоль разгрузочной рампы, ее часть видна на фото и скрываются за белыми воротами старого кирпичного цеха.
Вот в кадре сразу две стрелки. Ближняя стрелка- примыкание второго пути станции и дальше ответвление на завод.
Рельсы очень маленькие, почти как у узкоколейки.
Ручная стрелка.
Вид откуда мы пришли. Внимательный читатель может заметить, что рельсы разные. Те, что уходят за ворота и были показаны выше на фото, меньше тех, что уложены на основной путь.
Здесь эта разница более заметна.
Рельсы 1924 года производитель Ancleur. Нашел в интернете книгу по истории заготовки сахарного тростника в США, в этой книге есть фраза - "Что на рельсах железной дороги было клеймо Ancleur 1924". Получается, такие рельсы лежат по обе стороны Атлантики.
Здесь видно место сварки двух разных видов рельс. Зачем так сделали? Вот уж правда, я тебя слепила из того, что было...
Еще один взгляд назад.
Сразу после стрелки, железную дорогу пересекает автомобильная дорога в сторону завода. На территории стоит огромное количество фур, слоняются погрузчики и видно, что все тут работает и функционирует на полную, кроме, увы, железной дороги.
Знак у дороги предупреждет, что когда-то тут слышался гудок поездов.
После переезда идти по путям стало совсем невозможно, все заросло. Иду вдоль них по тропинке.
А вот в кустах виден и конец железной дороги. В лучах закатного солнца можно разглядеть очертание тупика.
Тут я и закончу сегодняшнюю спонтанную прогулку. Пора возвращаться в мой временный дом, т.к. скоро начнется очередной матч чемпионата мира, а мне еще надо успеть ребрышки на барбекю поджарить. Надеюсь было интересно.
Дата похода 10.07.2018.