Плеханов считал себя твердым ортодоксом, разделявшим положение Маркса и Энгельса о том, что свершение социалистической революции возможно только в мировом масштабе, в нескольких ведущих капстранах одновременно.
Со своей стороны, у большевиков просто не оставалось другого выхода. Во-первых, страна находилась в состоянии полного упадка и разрухи и ее намеревались колонизизировать страны Антанты и другие иностранные державы. Вопрос стоял ребром: или ликвидация государства, или свершение в стране революции и установление в ней диктатуры пролетариата.
Вместе с тем Ленин утверждал, что социализм, как особый строй общества, в стране, находящейся в сплошном империалистическом окружении, можно строить, но построить нельзя. Поскольку полностью построенный социализм есть ничто иное, как, по самой крайней мере, собственное начало коммунизма, возможного только в мировом масштабе. Притом строить социализм в отдельно взятой стране не только возможно, но и необходимо.
По Ленину, социализм построить удастся только объединенными усилиями пролетариев нескольких стран, притом крайне вряд ли с первой попытки. Попыток придется предпринять несколько, притом в отдельных случаях придется переделывать достигнутое в предыдущих попытках полностью с чистого листа.
Если вдуматься, здесь видится логическое противоречие, которое позволяет себя снять, если мы представим практический опыт социалистического строительства в СССР как практику создания необходимых и достаточных предпосылок для собственно строительства социализма.
Ленин далее утверждал, что побочным результатом неминуемо грядущей Второй мировой войны явится серия пролетарских революций в нескольких странах. Это предсказание Владимира Ильича сбылось.
Когда начались интервенция и гражданская война, Ленин выдвинул лозунг защиты социалистического отечества. В "Манифесте Коммунистической партии" констатировалось, что у пролетариев нет отечества, поскольку в буржуазном обществе им не принадлежит власть.
Таким образом, со второй половины 1940-х гг. границы социалистического отечества, пребывавшие в рамках одного СССР, существенно расширились, после достижения большей части необходимых и достаточных предпосылок для строительства собственно социализма, или для перехода к собственно социализму этот переход на качественно более высокую ступень стал возможным и необходимым.
Именно, предпринимать практическую попытку создания своеобразного СССР-2: единая партия, единая фабрика, единый план развития народного хозяйства и повышения благосостояния трудящихся и т. д. Но получились лебедь, рак и щука, растопыренные пальцы вместо кулака в борьбе с мировым капиталом, которому перерубить пальцы своего врага поодиночке, как показала историческая практика, оказалось реально исполнимой задачей.
Декларировав в начале 1950-х гг. окончательное построение социализма в СССР, КПСС впала в оппортунизм. Совершенно аналогичное произошло с другими странами социалистического содружества. Отступление от фундаментального принципа марксизма - пролетарского интернационализма.
Вернусь к Плеханову. Ленин высоко ценил его как первооснователя русского марксизма в теории. Позднее Плеханов стал меньшевиком. Не потому, что изменились его оригинальные первоначальные взгляды, а потому что после начала массового рабочего движения, появления региональных объединений социал-демократических организаций возникла задача создания в такой ситуации успешно действующей революционной партии рабочего класса. Плеханов сознавал необходимость создания такой партии и прямо выдвигал в своих программных произведениях такую задачу, но представлял ее практическое выполнение таким, каким оно могло быть практически в условиях рабочей демократии 1870-х гг.
В начале 1950-х гг. с блоком стран социалистического содружества произошло принципиально то же, что с Плехановым в период создания РСДРП(б). В каждом государстве принялись строить социализм «с национальной спецификой» (по исторической аналогии своего рода повторение разброда и шатаний в истории создания РСДРП), во многом опираясь на успешный опыт СССР и не особо морочась вопросами борьбы вновь формировавшегося международного социалистического отечества с мировым капиталом, которая становилась все острей и ожесточеннее. Разрозненно поодиночке ее стало невозможно успешно вести. Отсюда энтропия социалистического строя стала неизбежной.
Дополнения
1. Рабочая демократия, по мысли Ленина, есть такое состояние и период развития рабочего движения, когда уже существуют региональные рабочие союзы, в программных документах которых факультативно начинают появляться слабо выраженные политические мотивы, когда выявляются яркие лидеры рабочего движения, но отсутствует оплодотворение аутентичной теорией марксизма. Пролетариат постольку приобретает субъектность тогда, когда в соответствии с усваиваемой им аутентичной теорией марксизма начинается выполнение задачи создания революционной рабочей партии на базе рабочих союзов, пребывающих еще в состоянии рабочей демократии.
Это положение универсальное, относится не только к условиям России последних десятилетий 19 века и первого десятилетия 20-го, но практически ко всем странам на все времена, в т. ч. на все современное постсоветское пространство.
Т. е. пока не появится программный документ, подобный Программе русских социал-демократов Плеханова, существующее положение изменений не претерпит.
2. Ранние революции корректнее будет называть, пожалуй, пилотными ("экспериментальными", первыми попытками). В последующем они служат более и менее совершенными образцами того, как успешно готовиться и совершать социальные перевороты, а затем создавать исторически новый строй, для их повторения в других странах.